НБИКС-конвергенция: от функционального агрегатора к философскому феномену
Автор: Фидченко Елена Владимировна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с особенностями исследования НБИКС-конвергенции. Значительное внимание уделено конвергенции, выступающей в качестве функционального агрегатора, ее синергетическим свойствам, а также способности подсистем работать в качестве соответствующей технологии (к примеру, в качестве нанотехнологии, информационной технологии и т. д.). Функциональный агрегатор в целом ориентирован на единое системное обеспечение эффективной работы НБИКС-конвергенции. Представлены возможности НБИКС-конвергенции в статусе философского феномена, опирающегося на фундаментальные интегрирующие свойства. Каждая из составных частей конвергенции проявляется в качестве компонента, методологически нацеленного на результативное взаимодействие. Восхождение от эмпирического уровня системного функционирования НБИКС-агрегатора к теоретическому осмыслению философского статуса НБИКС-феномена помогает пополнить корпус эффективных решений в целях генерации нового знания. Исследование ориентировано на аудиторию, интересующуюся междисциплинарными инновациями, философскими, общенаучными и частнонаучными разработками в области наукоемких технологий.
Нбикс-конвергенция, функциональный агрегатор, философский феномен, синергетические свойства, интеграционные свойства, нанотехнологии, компонент, взаимодействие, потенциал
Короткий адрес: https://sciup.org/149133795
IDR: 149133795 | DOI: 10.24158/fik.2018.8.14
Текст научной статьи НБИКС-конвергенция: от функционального агрегатора к философскому феномену
ОТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АГРЕГАТОРА К ФИЛОСОФСКОМУ ФЕНОМЕНУ
Современные исследования в области философии науки и техники актуализируют процессы, связанные с поиском междисциплинарных решений в целях познания реальности. С одной стороны, изыскиваются возможности для функциональной агрегации частнонаучного и общенаучного знания, носящего системный характер, а с другой стороны, выстраиваются новые комплексные координируемые корпусы получения знания. В качестве развернутого примера реализации вышеозначенных тенденций может служить рассмотрение НБИКС-конвергенции, ее совокупных возможностей к уровневым переходам с сопутствующим изменением функционального статуса.
Зарубежными и российскими исследователями НБИКС-проблематики предлагаются достаточно интересные и разнообразные подходы к анализу конвергенции. Американские исследователи, такие как У. Бэйнбридж, Д. Макгрегор, А. Олива, М. Роко, Б. Тонн и др., акцентируют внимание на важности сближения знаний, технологий и общества в межпредметных областях. Нанотехнологии для них – это технологичность с позиции сближения с физикой, а социальные критерии и регулятивы заложены, по их мнению, преимущественно в информационной и когнитивной составляющих. Российские ученые, такие как В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, М.В. Ковальчук, Г.Е. Кричевский, В.А. Лекторский и др., ориентированы в исследованиях на междисциплинарные возможности НБИКС-конвергенции. При этом естественно-научная реализация нанопроектов, как правило, связывается как со сферой синтеза высоких технологий, так и с вопросами моделирования социальной реальности, а также возможных сопутствующих антропологических рисков.
Следует заметить, однако, что ранее исследователями не ставилась задача проанализировать структурные особенности НБИКС-конвергенции как функционального агрегатора с его последующей возможной реализацией в качестве корпуса решений для генерации нового знания и вхождения в статус философского феномена. Такой подход интересен, поскольку планомерное раскрытие потенциала позиционируемых конвергенцией сфер содержит массу возможностей для систематизации и интеграции.
В качестве методологической основы исследования целесообразно обратиться к функциональному анализу и трансдисциплинарному синтезу, синергетическому методу и принципам метаанализа.
Представления о НБИКС-конвергенции как функциональном агрегаторе базируются на синергетической версии ее структурной реализации. Каждая из составных частей конвергенции позиционируется как подсистема с соответствующей ей функцией, а приведенные примеры конкретизируют их потенциал и области применения.
Нано- – подсистема, которая отвечает за микроуровневое применение наукоемкой технологии. Последняя приводит к функциональному стяжению содержания в малой материальной форме. Это субстратная агрегация (на эмпирическом уровне исследования), ведущая к появлению новых свойств (на теоретическом уровне исследования). Новые материалы можно создавать, а свойства – моделировать [1]. Известным примером нового наноматериала со все открывающимися новыми свойствами является графен.
Био- – подсистема, которая ответственна за жизнеобеспечение. Базовый синергетический принцип самоорганизации способствует функциональной реализации проявлений биосферы [2]. Смежные с биологией области в совокупности с ней способны к синтезирующей агрегации. Например, в целях жизнеобеспечения и гарантий здоровья человека генетики, химики и фармацевты разрабатывают новейшие препараты по борьбе с онкологическими заболеваниями, СПИДом и т. д.
Инфо- – подсистема информирования, где реализуются функциональные процессы аккумулирования и распределения информации. Это может касаться и вопросов внутрисистемного порядка, в частности донесения информационного содержания до других подсистем [3, p. 16], что предполагает апелляцию к качественным характеристикам существующих структурных связей. Наглядными примерами дистрибутивной агрегации в действии могут служить многочисленные разработки в области информационной безопасности. Технологические принципы ориентированы в данном случае либо на защиту хранилища информации, либо на обеспечение безопасности канала трансляции.
Когно- – подсистема, отвечающая за рационализацию познавательных установок [4]. Важным принципом познания на эмпирическом уровне является его функциональность. Когнитивная агрегация позволяет рационализировать процесс познания посредством моделирования и разрешения проблемных ситуаций. Примером могут служить многочисленные исследования когнитивных способностей детей или животных. Первые из них применимы как в медицине и психологии, так и в педагогике и антропологии. Последние же представляют интерес не только для зоологии и ветеринарии, но и в цирковом искусстве, в частности при дрессировке животных.
Социо- – подсистема социальной институционализации, где важно наличие соответствующих целевых установок и ориентиров единиц социального устройства [5]. Структурное строение социума выступает функциональной основой его самоорганизации. Актуальными примерами социальной агрегации могут служить институты образования и здравоохранения, эффективно функционирующие как в автономном режиме, так и в условиях конвергенции общих задач. Так, для того чтобы в будущем учителя соблюдали правила школьной физиологии и гигиены, студенты педагогических вузов изучают основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности под руководством медиков-практиков.
Таким образом, следует отметить, что НБИКС-конвергенция как функциональный агрегатор работает в качестве единой системы с пятью главными подсистемами. Субстратная, синтезирующая, дистрибутивная, когнитивная и социальная агрегация стимулируют синергетические проявления конвергенции. При этом также важны технологичность, способность подсистемы работать в качестве соответствующей технологии (например: нанотехнология, информационная технология и т. д.). В целом функциональный агрегатор нацелен на единое системное обеспечение эффективной работы НБИКС-конвергенции.
Описывая далее возможности НБИКС-конвергенции, приобретаемые в статусе философского феномена, следует отметить, что данная позиция опирается на фундаментальные интегрирующие свойства. Каждая из составных частей конвергенции представлена в качестве компонента, методологически нацеленного на результативное взаимодействие. Сопутствующие примеры детализируют сферу применения и указывают направленность интегрирующего потенциала соответствующего компонента.
Нано- – компонент, определяющий «точку роста» представленной конвергенции. Присутствует онтологизация высокого уровня – нанотехнологии и наноматериалы суть воплощения новых свойств, а наномир и нанореальность – это новая заданная инерциальная система координат бытия современного человека [6]. Интеграционный потенциал конвергентного компонента весьма высок, поскольку пример нанобытия позволяет решать мезозадачи на микроуровне. Помимо уровневого взаимодействия, здесь очевидно прослеживается последовательность – отсылка к биокомпоненту, так как нанореальность – это еще и тип жизнеустройства.
Био- – компонент, позиционирующий само жизнеустройство как интегрирующее начало. Жизненное взаимодействие не ограничивается лишь вопросами биобаланса в рамках «живой» природы, а сверяет свои действия с социальной сферой и ее проблематикой. Здесь в качестве примера можно привести область научного исследования под названием «социальная экология», где природа и общество объединены в единый комплекс. А гуссерлианский «жизненный мир» может служить более многоуровневой методологической отсылкой к нано-, био- и социокомпонентам одновременно.
Инфо- – компонент, направленный на взаимодействие методологических информационных возможностей [7]. Примеры воплощения информационного потенциала весьма многочисленны. Так, знание, которое несет в себе информация, раскрывается через интеграцию с когно-компонентом, социокомпонент ориентирует на восприятие культурных кодов, а биокомпонент конституирует формальные основы устной речи. Без интеграции невозможно было бы говорить об «умных гаджетах», которые дают отсылку к дистрибутивной и когнитивной агрегации, что открывает возможности не только к горизонтальной, но и к вертикальной интеграции.
Когно- – компонент, который можно понимать как эпистемологический конструкт. Суть конвергентного взаимодействия – познание во всех его видах и формах. Само же познание выступает как интеграционный процесс. В рассматриваемой НБИКС-конвергенции нет составляющей, которая находилась бы вне зависимости от когнитивного компонента [8]. Пример когнитивной психологии указывает на потенциал перспективного взаимодействия с био- и социокомпонентами, причем как на уровне идей, так и на уровне категорий.
Социо- – компонент, ориентированный на социальное взаимодействие. Социальная общность позиционируется как результат процесса общественной интеграции. На примере представлений о социальной реальности можно видеть конвергентное взаимодействие со сферой нанобытия (онтологизация) и когнопроявлениями общественного сознания [9]. Все компоненты НБИКС-конвергенции ориентированы на реализацию своего методологического потенциала в социуме. Помимо этого, посредством социокомпонента устанавливается парадигмальная связь между естественно-научным и социально-гуманитарным знанием.
Для НБИКС-конвергенции в статусе философского феномена определяющими являются интеграционные свойства. Важно, насколько компоненты НБИКС-конвергенции интегрированы между собой, как они взаимодействуют с иными ресурсами. Применение различных типов взаимодействия (например, информационного, когнитивного, социального и т. д.) имеет важное методологическое значение: нацеленность на результат посредством изыскания новых способов получения знания, будь то естественно-научная отрасль (например, сфера био-) или социальные процессы (сфера социо-). Интеграционный характер НБИКС-феномена в единых координируемых целях способствует формированию представлений о целостной картине мира [10].
Восхождение исследования от эмпирического уровня системного функционирования НБИКС-агрегатора к теоретическому осмыслению философского статуса НБИКС-феномена помогает пополнить корпус эффективных решений в целях генерации нового знания. В целом исследования НБИКС-конвергенции способствуют планомерному раскрытию и реализации методологического потенциала позиционируемых ею сфер.
Ссылки:
Список литературы НБИКС-конвергенция: от функционального агрегатора к философскому феномену
- Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина Е.Б. Конвергенция наук и технологий - новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3-11.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 522 с.
- Convergence of Knowledge, Technology and Society: Beyond Convergence of Nano-Bio-Info-Cognitive Technologies [Электронный ресурс] / M.C. Roco, W.S. Bainbridge, B. Tonn, G. Whitesides. Dordrecht, 2013. URL: http://www.wtec.org/NBIC2/Docs/WTEC-Convergence of KTS-010814.pdf (дата обращения: 14.08.2018).
- Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба человека // Эпистемология и философия науки. 2011. № 3. С. 35-48.
- Попкова Н.В. Антропология техники: проблемы, подходы, перспективы. М., 2012. 352 с.
- Брызгалина Е.В. Технонаука и перспективы улучшения человека: «Я уже вижу наш мир, который покрыт паутиной лабораторий» // Эпистемология и философия науки. 2016. № 2. С. 28-33.
- Bainbridge W. Technological Determinism in Construction of an Online Society // Virtual Sociocultural Convergence. N. Y., 2016. Р. 25-43. DOI: 10.1007/978-3-319-33020-4_2
- Аршинов В.И., Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 59-70.
- NBIC-технологии: инновационная цивилизация XXI века / А.К. Казанцев, В.Н. Киселев, Д.А. Рубвальтер, О.В. Руденский. М., 2012. 384 с.