Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров. Актуальность данной проблемы заключается в том, что область профессиональной деятельности будущих этнокультурологов является сферой «повышенной» речевой ответственности. В связи с этим общение, как межличностное, так и межнациональное, становится важнейшим инструментом их деятельности, главным средством реализации профессиональных задач организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого характера. Большим педагогическим, но пока ещё слабо реализуемым потенциалом обладает организация внеаудиторной работы студентов. Автор анализирует современные формы внеаудиторной работы студентов, классифицируя их по способу организации студенческой аудитории на индивидуальные, групповые и массовые. Большое внимание уделяется рассмотрению интерактивных технологий внеаудиторной деятельности, направленных на развитие коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров.

Еще

Коммуникативная культура, внеаудиторная работа, коммуникативная компетентность, руководитель этнокультурного центра

Короткий адрес: https://sciup.org/144160666

IDR: 144160666

Текст научной статьи Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров

Формирование общей культуры, в том числе культуры общения, коммуникативной культуры, продолжается в течение всей жизни человека. Одним из определяющих периодов в процессе формирования личности является обучение в вузе. Развитие у будущих специалистов коммуникативной культуры становится важной задачей высшего образования.

Успешность профессиональной деятельности руководителей этнокультурных центров во многом определяется степенью сформированности у них коммуникативной культуры. От умения студентов общаться с преподавателями, сокурсниками, в профессиональной среде во время учебной и производственной практик, а также со всеми участниками этнокультурного диалога зависит эффективность усвоения ими духовных ценностей и нравственных норм, увлечённость учёбой и научной деятельностью, уровень профессионального и творческого развития.

Отметим, что область профессиональной деятельности будущих этнокультурологов является сферой «повышенной» речевой ответственности, поскольку общение, как межличностное, так и межнациональное, становится важнейшим ин- струментом их деятельности, основным средством решения профессиональных задач организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого характера.

Формирование умения общаться, коммуникативной культуры – длительный и сложный процесс, требующий интеграции всех общепрофессиональных, профессиональных и узкопрофессиональных дисциплин, поскольку коммуникативная деятельность будущего специалиста обладает характеристикой целостностности и обеспечивается не простым суммированием отдельных предметных знаний, умений и навыков, а их системой, обладающей синергетическими свойствами. При этом коммуникативная компетентность выступает в роли некого междисциплинарного стержня, интегрирующего циклы или модули дисциплин, в основе которых лежит организация общения. Коммуникативная компетентность формируется в ряде дисциплин, преподаваемых будущим руководителям этнокультурных центров, таких как «Педагогика», «Журналистика в этнокультурной сфере», «Иностранный язык», «Менеджмент и маркетинг в сфере народной художественной культуры»,

«Организация и руководство народным художественным творчеством», «Педагогика народного художественного творчества», «Деловой этикет», «Арт-менедж-мент», «Литература», «Русский язык и культура речи» и многие другие.

Вместе с тем на пути развития коммуникативной культуры будущих специалистов существует немало проблем.

Многие исследователи отмечают, что «проблемы, связанные с коммуникативной культурой и коммуникативной компетентностью, обостряются, в частности, в юношеском возрасте в ходе профессиональной подготовки и проявляются в труд- ностях адаптации к новым социальным ролям при поступлении молодых людей в вуз, вступлении в самостоятельную жизнь, профессиональном становлении [3, с. 54]». Зачастую у первокурсников слабо сформирована языковая база, которая не позволяет им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Многие студенты младших курсов не умеют вести дискуссию, правильно выстраивать монолог, затрудняются формулировать определения понятий, не владеют достаточной аргументацией собственных высказываний, имеют скудный словарный запас и, как следствие, не способны организовать коммуникацию в профессиональной сфере.

В определённой степени вина за сложившееся положение лежит на недоработках предыдущего уровня образования. Вчерашние школьники, несмотря на то, что успешно освоили программу среднего образования, привыкли к описательному представлению информации в учебниках, реферативному изложению пройденного в письменной форме и к прямому пересказу прочитанного в учебниках.

Казалось бы, в этом нет проблемной ситуации – за годы учёбы в вузе студенты априори обязаны приобрести необходимые коммуникативные знания, умения и навыки. Между тем низкий уровень коммуникативной активности нередко наблюдается и у студентов старших курсов. Многие вузовские педагоги отмечают необходимость принуждения студентов к речевой активности. К тому же и сам учебный процесс зачастую базируется на пассивном взаимодействии вузовского преподавателя и студента, поскльку традиционные лекции основаны на монологе преподавателя, а семинарские занятия зачастую ограничиваются типовыми заданиями и вопросами преподавателя и ответами студентов. Зачастую главный упор делается на память обучаемого, а не на развитие самостоятельности его мыслительной и речевой деятельности. Письменные задания (контрольные и курсовые работы) изобилуют реферативными формами изложения материала. Способствовать преодолению вышеуказанных недостатков может более активное внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения. К ним, в частности, относится метод проектов. Суть метода проектов предусматривает необходимость дифференциации обучения, обращение внимания на личность студента, на его способности и возможности. Метод проектов основывается на принципах сотрудничества, включения обучающихся в активные и интерактивные виды деятельности [2, с. 92].

Необходимо заметить, что в практике обучения будущих руководителей этнокультурных центров этот метод используется довольно широко и успешно. Так, в ходе изучения курсов «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Организация и руководство этнокультурным центром», «Арт-менеджмент», «Этнокультурное проектирование» и других студенты-бакалавры разрабатывают проекты этнокультурных учреждений разного типа, разноплановых этнокультурных мероприятий. Ряд студенческих проектов был реализован на практике и из вида учебных работ перешёл в разряд современной социокультурной реальности.

Интерактивные методы позволяют сформировать необходимые личностные качества, знакомят с этикой взаимоотношений, развивают навыки самоорганизации и обеспечивают высокий уровень общения. Однако необходимо отметить, что данные технологии не должны полностью заменить традиционные методы в образовании, а призваны расширить и органично дополнить существующие.

Большим педагогическим, но пока ещё слабо реализуемым потенциалом обладает организация внеаудиторной работы студентов. Внеаудиторную работу студентов мы понимаем как педагогически организованное свободное время студентов, которое не только позволяет им получить коммуникативные знания, но и способствует их активному вовлечению в коммуникативную деятельность. Внеаудиторная деятельность не дублирует аудиторную, но вместе с тем является важным дополнением аудиторных занятий, обладающим целым рядом немаловажных преимуществ: отсутствием регламентированного расписания, возможностью выбора режима и продолжительности работы студентом [1, с. 177].

Во внеаудиторной работе с будущими руководителями этнокультурных центров мы предлагаем использовать индивидуальную, групповую, массовую формы.

Эти формы необходимо сочетать и связывать с учебными предметами. Так, например, в рамках освоения дисциплины «Художественная культура народов России» мы организовали серию экскурсий в художественные музеи, где в качестве экскурсоводов выступали сами студенты, готовившие сообщения о художнике (цикле картин).

Индивидуальная внеаудиторная работа проводится с теми студентами, которые готовят сообщения или доклады на заданную тему, пишут рефераты, статьи, эссе, принимают участие в работе студенческого научного общества, конкурсах, олимпиадах, творческих мероприятиях, встречах с выпускниками и т.д.).

В этой работе могут принимать участие все желающие. Так, среди студентов факультета социально-культурной деятельности МГИК был организован конкурс эссе на тему «Как я понимаю термин “культурная политика”». Победители конкурса приняли участие в заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам разработки государственной культурной политики.

Групповая форма внеаудиторной работы рассчитана на относительно постоянный состав студентов, объединённых общими интересами. К этой форме, имеющей чёткую организационную структуру, относятся разнообразные кружки по развитию коммуникативных навыков и умений. Кружковая работа нацелена на оказание помощи студентам в овладении культурой общения в разнообразных речевых ситуациях, прежде всего связанных с их будущей профессией; на повышение общей культуры, развитие коммуникативных способностей, формирование готовности эффективно взаимодействовать с партнёрами по общению, искать и находить собственный стиль общения, вырабатывать систему приёмов речевого самосовершенствования.

Студенты должны свободно владеть жанрами устной речи, необходимыми для свободного общения в процессе трудовой деятельности: уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; соблюдать правила речевого этикета; грамотно оформлять письменные тексты.

В связи с этим можно рекомендовать занятия кружка проводить в виде тренингов «Диалог», практикумов «Ответы на вопросы», предлагать задания, направленные на анализ ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности («Аргументация»).

Продуктивным является использование на занятиях профессионально ориентированного текстового материала, который следует подбирать из учебников по специальности, научно-популярных пособий, газетных и журнальных статьей, отрывков из художественных произведений, материалов интернет-сайтов.

Также результативны деловые, роле- вые игры, которые являются разновидностью метода имитации, подражания по заданным правилам. Эти игры приближают студентов к реалиям практической профессиональной деятельности и позволяют в большей мере развивать коммуникативность, формируют у них чувство уверенности в себе, дают возможность продемонстрировать определённую зрелость и здравый смысл [4, с. 74].

В качестве примера можно привести деловую игру «Рабочий день руководителя этнокультурного центра». В начале игры среди студентов распределяются роли ру- ководителя, подчинённых, посетителей и экспертов. В ходе игры «руководитель» должен проанализировать поступившую документацию, выделив проблемы, требующие безотлагательного решения, принять решение или делегировать полномочия подчинённым, ответить на «звонки», отчитать опоздавшего сотрудника, принять посетителей и т.п. По окончании игры

«эксперты» оценивают продуктивность и качество работы «руководителя».

Массовые формы внеаудиторной деятельности не имеют чёткой организационной структуры, К ним относят: студенческие конференции, «круглые столы», тематические вечера, организацию экскурсий, выставок, фольклорно-экспедиционную работу, участие в школах профессионального мастерства и т.д. В качестве продуктивного опыта в этом направлении можно привести ставшую ежегодной межвузовскую научно-практическую конференцию, проводимую кафедрой теории и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры в рамках Недели толерантности. Студенты и магистранты выступают на конференции не только в роли докладчиков, но и организаторов экспозиций собственных работ, фотовыставок, авторов творческих этюдов, участников дефиле народного костюма и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что теоретические и экспериментальные исследования ресурсов развития коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы носят сегодня преимущественно фрагментарный характер и не отражают системное видение проблемы. Существуют определённые наработки, актуальные для этой профессиональной сферы, но пока не разрабо- тана общая методология развития коммуникативной культуры специалиста. Вместе с тем от успешности решения этой задачи во многом будет зависеть качество вузов- ского образовательного процесса, а главное – эффективность достижения высших результатов в духовном и профессиональном развитии обучающихся.

Список литературы Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров

  • Аргунова Г.А. К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых вузов в практике обучения иностранному языку // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. Том 3. С. 176-180.
  • Гозалова М.Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). С. 89-97.
  • Колмогорова Н.С. Изучение взаимосвязи направленности личности и коммуникативной компетентности студентов в контексте становления профессиональной культуры будущего специалиста // Вестник Алтайского государственного педагогического института. 2004. № 4-1. С. 54-61.
  • Лемтюгова Е.А. Совершенствование коммуникативной культуры студентов-логопедов средствами инновационных технологий // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3 (7). С. 72-77.
Статья научная