Некоторые методологические аспекты информационных технологий в образовании (знак мировоззренческого пробела)

Бесплатный доступ

Роль технологий в образовании становится важной в электронном обществе. Задача заполнить пробел в философском контексте информационных технологий в современном обществе может быть решена с развитием ИТ-среды в образовании.

Экология информационных технологий в образовании, знак мировоззренческого пробела, органическое единство мировоззрения и информационных технологий

Короткий адрес: https://sciup.org/148183832

IDR: 148183832

Текст научной статьи Некоторые методологические аспекты информационных технологий в образовании (знак мировоззренческого пробела)

Роль информационных технологий (ИТ) в образовании трудно переоценить. По мнению ведущих ученых E-learning, - это магистральное направление развития, нить, потянув за которую можно вытащить всю систему образования на новый уровень развития. Инфокоммуникацион-ные образовательные технологии сегодня - актуальная тема как для стран, вступивших на путь построения информационного общества, основанного на знаниях, так и стран, которым еще предстоит это сделать. Опыт зарубежных стран - США, Франции, Финляндии, Ирландии, Республики Корея - впечатляет.

Россия сегодня, несмотря на определенные успехи, серьезно отстает в отношении продвижения образования к стандартам информационного общества. Существует мнение, что университеты всего мира должны представлять единый образовательный комплекс. Смогут ли российские университеты вписаться в этот комплекс? Ответ на данный вопрос предполагает, в том числе, и решение ряда непростых методологических проблем информатизации российского образования. Обобщенное содержание этих проблем заключается в следующем.

Выдвинутая инициатива электронной Европы, которая предполагает получение всеми ком пьютерных прав, реализацию он-лайн образования, а также электронного обучения для нетрудоспособных граждан, на российском образовательном пространстве требует не только организационных, но и методологических «вложений». В Европе реализована стратегия «Электронная Болонья», суть которой создание виртуального образовательного пространства для обучения студентов из Европы и других стран. Внедрение этой программы в России также требует определенных методических и методологических экспертиз.

В развитии электронного обучения выделяется общая тенденция - ежедневное обновление учебных материалов с помощью Интернета, e-learning и стандартов в области e-learning. E-learning Запада - это генерация новых знаний в режиме реального времени. Там, где не используются технологии e-learning, в студенческие аудитории приносятся знания в среднем 11-летней давности, а по инженерным специальностям - 20-25-летней.

E-learning прошел в своем развитии не одно поколение: заочное обучение и телерадиоуниверситеты, им на смену пришел Интернет. С появлением огромного количества мобильных устройств появился m-learning, а после него - вездесущий, всепроникающий, по выражению ко- рейских коллег, u-learning. На основе этого формируется новое направление - e-learning индустрия как новая отрасль хозяйства страны. Ни одну из этих ступеней перепрыгнуть невозможно, только в этой последовательности формируется система Long-Life-Learning, а сейчас уже е-Long-Life-Learning [1, 144].

Реализация всей этой метапрограммы для России предполагает решение и ряда методологических проблем. Тем не менее есть надежда на то, что в ближайшем будущем российское образование вполне может соотносить себя с продвинутыми державами в области инфокоммуни-кационных образовательных технологий.

Нас в данном случае интересует некоторые методологические аспекты ИТ в образовании, связанные с формированием современных мировоззренческих принципов, релевантных реалиям начала XXI века, особенно гуманизации образования в широком смысле слова. Не секрет, что при разработке и внедрении ИТ образовательных программ за скобками остается мировоззренческий аспект, возникает так называемый «знак мировоззренческого пробела».

Объясняя смысл концепта «знак мировоззренческого пробела», следует напомнить о том, что весь ход развития науки XX века представляет поворот к гуманитарной проблематике. Теорема Геделя о неполноте, теорема Черча о неразрешимости, теорема остановки Тьюринга, теорема Тарского об истине - не только эти знаковые положения, важные для становления информационных технологий, но, по сути, все дисциплины, от которых зависит будущее цивилизации, включая математику и информатику, -все оказываются заложниками специфически гуманитарной проблемы. Именно гуманитар-ность является средоточием не только человеческой рефлексии, но и вообще саморефлексивной способности разума. Гуманитариям нечего жаловаться на периферийность своих занятий в технологизированном укладе начала третьего тысячелетия. Высокая технология (например, интеллектуальная технология), способная вычислять и мыслить, не может состояться без са-морефлексии, без обучения ремеслу «быть самим собой», «познавать себя», «говорить о себе и мире», другими словами, не может обойтись без мировоззренческих императивов, мировоззрения вообще. В этом смысле выражение «знак мировоззренческого пробела» относится, прежде всего, к самому человеку, его сознанию и мышлению. Мировоззренческий пробел - это отсутствие, нехватка «знака» мировоззрения, «знака», обозначающего необходимость запол нить указанный «пробел» мировоззренческим содержанием, релевантным информационной эпохе XXI века. Здесь важно подчеркнуть, что ИТ в образовании являются технологиями мыс-ледеятельности человека, осуществляемой, прежде всего, в его сознании, затем формализуемой, артикулируемой в тексте. Другими словами, ИТ в образовании - существенно человекоразмерна, имеет ярко выраженный гуманистический характер в силу креативности человеческого мышления и сознания.

Необходимо помнить, что образование это не просто некоторая отрасль, а часть национальной культуры, причем ее системообразующая часть. Российское образование всегда базировалось на фундаментальной науке, которая, в свою очередь, неизбежно исходила и исходит, детерминирована определенным мировоззрением. Ибо критерий фундаментальности - «не понять непонятное», а свести «понятное к непонятному» -расширить поле непонятного [2, 146], пространство познаваемой «дисциплинарной онтологии». А это невозможно осуществить вне того или иного мировоззренческого контекста. Поэтому и информационным технологиям в образовании, претендующим на инновационность не только в оперировании знаниями, но и в их «добывании», не обойтись без мировоззрения, без процесса заполнения «знака мировоззренческого пробела» в содержании ИТ-образования.

Задача заполнения мировоззренческого пробела в контексте ИТ может быть решена, на наш взгляд, при помощи разработки экологии ИТ в образовании. Экология ИТ - это, прежде всего, методологическая защищенность введения в исследовательский дискурс мировоззренческого потенциала ИТ. Осуществить методологическую защищенность в указанном контексте - это значит обосновать необходимость единства мировоззрения и ИТ, их комплементарность в духе принципа дополнительности И. Бора, «неслиянности-нераздельности» ИНЬ информационной технологии и ЯН мировоззрения.

Современные дискуссии о методологическом обосновании ИТ в образовании несут на себе печать различных, часто противоречивых ожиданий практических результатов от применения ИТ в образовательном процессе. С развитием рефлексивности ИТ и их применения, касающейся социокультурного окружения, в том числе формирования мировоззрения, изменяются также способы их легитимации. Решающим для легитимации ИТ становятся не только «объективность знания», получаемого при помощи информационных технологий, его практическая польза, но и их мировоззренческая «наполненность», значимость. Такого рода изменения затрагивают и методологическое ядро образовательных ИТ.

Сейчас ясно, что лейтмотивом методологии XXI века является многомерность и наддисцип-линарность. В последние годы происходит радикальное расширение предметного поля методологического анализа знания. Сегодня ученые осознают, что методология призвана изучать не только научные знания, но и все многообразие его типов. Это означает не снижение статуса методологического знания, но расширение, либерализацию методологического дискурса. Это, во-первых. Во-вторых, что следует учитывать при осмыслении методологического знания и его роли в манифестации ИТ в образовании, так это опыт феноменологического подхода, связывающего знание с его местом в мире человека, а следовательно, и с его мировоззренческими интенциями.

Современная наука движется по пути анализа человеческой онтологии знания (хотя во многом формирующейся стихийно), необходимо характеризующей социокультурные и космологические черты процесса познания. Другими словами, формируется тематика «контекста открытия», имманентной сущностью которого необходимо становится «субъективная онтология» знания, анализ структуры творческого субъекта - «индивидуальной культурной лаборатории» (И.С. Касавин), в том числе «лаборатории» создания и применения информационных технологий в образовании.

Современной методологии еще предстоит сделать немало, чтобы прояснить характер креативной онтологии человеческого мира и ту роль, какую в ней играет информация и основанные на ней образовательные технологии. Прояснить единство онтогносиза и праксиса. Примечательно в связи с этим, что уже И.Кант одновременно с теорией познания и ее объектами развивал теорию деятельности и ее объектов как единую и всеобъемлющую теорию субъективности.

Не вдаваясь в детали, отметим единство познания и действия, субъективной онтогносеологии и праксеологин. Это важно для нас в связи с темой нашего сообщения. Новый синтез методологических, мировоззренческих знаний и технологий (в т.ч. и информационных!) - как новое понимание мира и доступ к реальности через действие и применение теоретических интерпретационных или экспериментальных и практически действенных информационных технологий. Они выявляются на метатеоретическом уровне философского знания. Для нас важно то, что современный научный ландшафт все больше сходится в фокусе наукоемких информационных технологий. Вообще развитие технологий на протяжении истории человечества шло в основном стихийно. Ключевой фигурой прогресса всегда был изобретатель. Сейчас, в эпоху информационно-технологического прогресса, происходит переосмысление роли создателя той или иной информационной технологии: не сама некая информационная инновация должна находиться в центре внимания, не экономические, военные или образовательные и прочие возможные «отраслевые» оценки должны определять ее судьбу, а всесторонний анализ последствий ее осуществления. Именно научному прогнозу последствий реализации информационных технологий должно принадлежать решающее слово, и не создатель информационных технологий, а методолог-прогнозист должен быть центральной фигурой в развитии информационных технологий в образовании. При этом нельзя забывать и то, что методология - это мировоззрение «в действии».

Информационные технологии, будучи основаны на информации, могут спровоцировать информационный взрыв, который таит в себе не меньшую опасность, чем демографический. Как сейчас выясняется, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Хватит ли человеку срока жизни, чтобы стать человеком, вписаться в родовое сообщество человечества? Там, где рвется связь человека и человечества, наступает конец гуманизма. И можно только гадать, к каким социальным взрывам и потрясениям XXI века может привести тот информационный взрыв, участниками которого мы являемся в начале третьего тысячелетия. Двести лет спустя после Мальтуса в повестку нынешнего века встает закон ускоренного производства информации и как следствие его - растущий разрыв между человеком и человечеством [3, 49]. Все эти тревожные опасения еще более усиливаются в рамках информационных технологий в образовании. Необходимо верить, что найдутся средства для разрешения и этого очередного кризиса... Но спасения заслуживает только тот, кто сознает опасность. И, как говорил Гельдер- лин, «там, где опасность, там и спасение». Только необходимо обозначить возможные пути этого спасения. Одним из них и является экология информационных технологий в образовании. Термин «экология» в контексте сообщения означает органическое единство мировоззрения и информационных технологий, их, так сказать, коэволюцию как взаимодополняющее функционирование и развитие. Только с учетом такой «экологии» возможно разрешить отставание отдельного человека от человечества в целом, решить проблему информационного взрыва, «объять необъятное» в море информации с помощью самих же информационных технологий в образовании!

Адекватный научный прогноз сложной системы «человек-человечество-в-информационном обществе» может дать только эффективный синтез мировоззренческих императивов и содержания информационных технологий на основе диалоговой парадигмы. Смысл диалога в том, что он является механизмом формирования новой системы знаний через анализ, расчленение имеющейся системы знаний и синтез его результатов. Природа синтеза, присущего диалогу, заключается в преодолении противоречия между смыслами, потоками смыслов содержания ИТ и мировоззренческих императивов и постоянном формировании компромисса. Это и будет механизм достижения согласия отдельного человека и человечества в целом в безбрежном море информации, согласия человека с самим собой, людей друг с другом.

Учитывая сказанное, можно утверждать проблемность самих ИТ: вопрос в том, как действовать человеку, чтобы не нарушать экологию ИТ, восполнить мировоззренческий пробел при применении ИТ. Как действовать в рамках «онтогносеологии» ИТ-образовательного формата, чтобы адекватно решить методологомировоззренческую проблему ИТ.

Как мы выше отметили, сама идея ИТ-образования в контексте не столько политическом, сколько научно-исследовательском и является спасительной идеей современного образования человека и всего человечества. По сути, метафорически она (эта идея) означает исцеление возможной болезни информационного общества, человека через обретение целостности с Информационным Абсолютом. Идея ИТ-образования, таким образом, через собственную экологию превращается в мировоззренческую парадигму, своеобразную ИТ-религию как Re-Liga - вос-становление связи с Информационным Космосом. Это, по сути, утверждение ново го антропокосмизма, где «человек-в-информационном универсуме» и «универсум информационный-в-человеке ».

ИТ в образовании и мировоззрение органически связаны, более того, это, образно выражаясь, две стороны одной медали - экологического дискурса ИТ-образования, одна сторона которого детерминирована образовательной политикой, что и инициировало обсуждение проблемы ИТ в образовании. Другая сторона - это мировоззренческий контекст, который мы и обозначили как «знак мировоззренческого пробела». Вместе они с необходимостью ведут к акцентированию внимания на формирующуюся сегодня экологию ИТ вообще, в образовании - особенно.

Экология ИТ в образовании, трансформируясь в мировоззрение, утверждает единство он-тогносеологического (наличие объектов и познание их) и праксеологического (теория действия человека на основе ИТ). Таким образом, ИТ в образовании с точки зрения методологической защищенности - это целостность, «неслиянность-нераздельность» мировоззренческих и технологических компонентов, реализовать которые возможно только исходя из релевантных методологических средств, прежде всего экологии ИТ (критерий которой достаточно пробле-матизирован).

На наш взгляд, не полнота ИТ-знаний, а их целостность, релевантная экологии ИТ, обретенная посредством синтеза ИТ-знаний, только и может заполнить мировоззренческий пробел. Итак, решая методологическую проблему заполнения мировоззренческого «пробела» при разработке и применении ИТ в образовании, на передний план мы выдвигаем системную взаимность мировоззрения и технологии. В век высоких информационных технологий и экономики знаний не может быть high-tech без прорыва в содержании high-hume. Здесь проблема ИТ трансформируется в проблему синтеза знаний о Человеке, его сознании, духе, его природе, сущности и перспективах. И поскольку познание и действие неразрывно связаны, постольку образовательные ИТ связаны с проблематикой высоких гуманитарных технологий, понимаемых как изменение бытия отдельного человека в новых условиях и заново позиционирующее человека и его представлений о самом себе в современном информационном мире.

Осмысление экологии ИТ сквозь призму единства мировоззрения и технологии утверждает вместо абстрактного «информационного» субъекта конкретного целостного «живого» человека, обладающего соответствующим миро- воззрением. Завершая сообщение, отметим следующее. Решение проблемы мировоззренческого пробела как проблемы экологии ИТ пока представляется неким идеалом. Однако тосковать по идеалу, одновременно критикуя то, что существует в действительности, - признак незрелости. С другой стороны, довольствоваться тем, что имеется, не стремясь достичь идеала, -признак самодовольства. Зрелость умеет жить в неопределенном равновесии между одним и другим. Поэтому надо иметь духовное мужество быть зрелым и уметь жить в напряженном равновесии (синергетическом неустойчивом равновесии) между идеалом и реальностью, приближая их друг к другу. В этом суть решения проблемы заполнения «знака мировоззренческого пробела»: в утверждении познавательнообразовательного статуса информационных технологий, ибо «человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить» (К. Маркс).

Статья научная