Некоторые особенности тактики проверки показаний на месте

Бесплатный доступ

Автор отмечает, что эффективность проверки показаний на месте зависит от выполнения следователем тактических рекомендаций: последовательность участников следственного действия при передвижении, акцент на изменениях в обстановке, заявления потерпевших. По мнению автора, именно следование тактике проверки показаний на месте позволяет исключить возникновение неустранимых сомнений и самооговор лица, укрепить доказательственную базу в целом.

Проверка показаний на месте, тактика, допрос, доказательство, уголовный процесс, криминалистика

Короткий адрес: https://sciup.org/170199267

IDR: 170199267   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-5-1-137-139

Текст научной статьи Некоторые особенности тактики проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте (далее – ППМ) входит в систему следственных действий, а потому протокол ППМ имеет доказательственное значение (п.5 ч.2 ст.74 УПК РФ). По смыслу ст.194 УПК РФ цель производства ППМ состоит в установлении новых и значимых для уголовного дела обстоятельств, поэтому законодатель предоставляет следователю возможность проверить и уточнить ранее данные участником уголовного процесса показания. Е.А. Рубинштейн отмечает, что в следственной практике СССР данное следственное действие так же было востребовано, но не было регламентировано, называлось выходом на место происшествия (далее – МП), которое автор характеризует как симбиоз допроса и следственного эксперимента с элементами осмотра и предъявления для опознания [1, с. 119].

При производстве ППМ необходимо учитывать не только процессуальные аспекты, но и тактические аспекты, разработанные криминалистикой: линия поведения следователя должна способствовать эффективности протокола ППМ при доказывании. Данное следственное действие необходимо произвести таким образом, чтобы в дальнейшем его ход и результаты не могли быть оспорены: протокол ППМ в любом случае должен быть достоверным, относимым и допустимым доказательством.

В первую очередь, отметим, что необходимость в ППМ возникает, если допра- шиваемое лицо затрудняется подробно рассказать о МП, но может описать, как туда добраться. Также ППМ целесообразно провести, если расследуется преступление, совершенное в соучастии, и в показаниях допрошенных лиц имеются противоречия относительно МП, движения к нему.

Д.М. Гвилия справедливо указывает, что ППМ эффективна при расследовании преступлений экономической направленности, когда бухгалтерская отчетность не велась и иные документы уничтожены. Представляется верной позиция автора и относительно необходимости ППМ свидетелей и потерпевших, которые из-за внешнего давления или страха могут в дальнейшем изменить показания, данные на допросе [2, с. 4]. В таком случае протокол ППМ может «спасти» предварительное расследование: если лицо ранее выходило, объясняло и показывало значимые для дела аспекты на МП, то оно, действительно, является свидетелем содеянного или же потерпевшим.

Кроме того, данное следственное действие проводится в случае дефицита доказательств (при наличии лишь протокола допроса) и с целью исключения самооговора. Так, лицо может пойти на самооговор, чтобы на время выйти из следственного изолятора, причем с учетом правила сложения наказаний (ст.69 УК РФ) при самооговоре лицо не понесет негативных последствий. Например, если лицо обвиняется в совершении убийства двух лиц

(п.«а» ч.2 ст.105 УК РФ) и сознается в совершении грабежа (ч.1 ст.161 УК РФ), то наказание за грабеж будет поглощаться наказанием за квалифицированное убийство. Лицо, решившее пойти на самооговор, получает информацию о МП и других значимых для дела обстоятельств от лица, которое в действительности совершило данное преступление. В подобной ситуации лицо, которое пошло на самооговор, только выигрывает: выходит из изолятора. Возникает необходимость проверить показания такого лица, действительно ли оно там было, сможет ли сориентироваться, если обстановка была изменена, и ППМ -оптимальный для следствия вариант.

Проанализировав следственную практику, Е.В. Алехин отметил, что, участвуя в ППМ, подозреваемый или обвиняемый может стремиться:

  • 1)    оказать следствию содействие, чтобы скорее быть этапированным в учреждения исполнения наказания;

  • 2)    уничтожить следы преступления, которые следователь не обнаружил при осмотре МП;

  • 3)    совершить побег из-под стражи [3, с. 16].

Ввиду того, что ППМ предполагает передвижение от кабинета следователя к соответствующему месту и непосредственно на месте, необходима фиксация данного процесса техническими средствами (далее - ТКС). Достаточно часто ППМ проводится в жилище, в связи с чем при фотосъемке, запечатлевающей статику, необходимы фото дороги, фото рядом с указателями на улицах, входа в подъезд и в квартиру, фото комнаты, являющейся непосредственным местом проверки показаний. При выборе видеосъемки, запечатлевающей динамику, особое значение имеют не только действия следователя по представлению, устному разъяснению прав, обязанностей, ответственности, но и произнесению точного времени, когда видеозапись начинается, приостанавливается, возобновляется. Использование ТКС свидетельствует о том, что круг участников ППМ должен включать специалиста-криминалиста.

Кроме того, на наш взгляд, важно, чтобы участниками ППМ были понятые, не- смотря на то, что их участие в данном следственном действии в силу ч.1.1 ст.170 УПК РФ необязательно. Так, это связано с другой тактической рекомендацией: последовательностью, в которой передвигаются участники ППМ. Первым идет лицо, показания которого проверяются, если это лицо - подозреваемый или обвиняемый, с ним соответственно идет конвой. Затем обязательно должен идти специалист-криминалист с ТКС и только после него следователь и понятые. Такой порядок передвижения участников следственного действия необходим, чтобы точно было видно, что проверяемое лицо определяет направление движения самостоятельно. Если специалист-криминалист будет идти последним и снимать всех участников ППМ, то возникает сомнение: по сути, кто-то мог подсказать лицу, куда двигаться. Ввиду того, что с тактической точки зрения целесообразно, чтобы специалист-криминалист снимал именно лицо, чьи показания проверяются, следователь и, например, хозяин квартиры остаются вне поля зрения, а потому этот аспект ППМ фиксируют понятые.

Как было указано ранее, следственное действие начинается в кабинете следователя. Помимо выполнения требований ст.164 УК РФ представляется значимым обратиться к лицу, чьи показания проверяются, с вопросом, согласен ли он участвовать в данном следственном действии, поскольку дача показаний - право лица, а не обязанность. Это также позволит исключить сомнения в том, что лицо участвовало в ППМ добровольно.

Отметим, что если ППМ будет производиться в жилище, с тактической точки зрения представляется целесообразным заранее взять с потерпевшего согласие на проникновение в жилище представителей правоохранительных органов, выраженное в форме заявления на имя следователя. Это позволит исключить сомнения в том, что следственно-оперативная группа проникла в жилое помещение законно, не применяя насилие.

Таким образом, эффективность ППМ зависит от выполнения следователем разработанных криминалистикой тактических рекомендаций (последовательность участников следственного действия при передвижении и так далее), поскольку именно это позволяет исключить возникновение неустранимых сомнений и самооговор лица, укрепить доказательственную базу в целом.

Список литературы Некоторые особенности тактики проверки показаний на месте

  • Уголовно-процессуальное право РФ. Особенная часть: учебник для вузов / Г.М. Резник [и др.]; 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 526 с.
  • Гвилия Д.М. Криминалистическая тактика проверки показаний на месте при расследовании преступлений в сфере экономики: специальность 12.00.09 "Уголовный процесс": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Нижний Новгород, 2007. - 24 с.
  • Алехин Е.В. Тактика проверки показаний на месте при расследовании организации экстремистского сообщества // Обеспечение прав и законных интересов граждан в деятельности органов предварительного расследования: Сборник статей Межведомственного круглого стола и Всероссийского круглого стола (Орёл, 19.10.2016). - Орёл: ФГКОУ ВО "Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова", 2017. - С. 14-19.
Статья научная