Некоторые подходы к определению понятия «средство обучения»
Автор: Карамзина C.А.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Академическая интеграция
Статья в выпуске: 4 (45), 2006 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы классификации средств деятельности и средств обучения. Доказывается, что средства обучения необходимо рассматривать с ориентацией на личность ученика
Короткий адрес: https://sciup.org/147136290
IDR: 147136290
Текст обзорной статьи Некоторые подходы к определению понятия «средство обучения»
В статье рассматриваются вопросы классификации средств деятельности и средств обучения. Доказывается, что средства обучения необходимо рассматривать с ориентацией на личность ученика.
К употреблению термина «средство» в психологической и философской литературе нет единого подхода. Часто им обозначается все то, что стоит между субъектом и желаемым продуктом деятельности: материальные объекты, язык, понятия, а также методы этой деятельности и даже участники ее процесса. Примером может служить следующее определение: если тот или иной акт ведет к данной цели, то по отношению к ней он выступает как средство. Широкое значение слова обнаруживается в работах С. Л. Рубинштейна: «Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью»1.
В более узком значении «средство» созвучно «орудию деятельности». С таким подходом мы сталкиваемся в работах К. Маркса, посвященных анализу трудовой деятельности: «Средство труда есть вещь или комплекс вещей, кото рые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет»2.
В сущности аналогичное понятие средства характерно для Л. С. Выготского. В работах по исследованию развития высших психических функций ученый анализировал психологическое орудие как одно из важнейших средств человеческой деятельности, а именно деятельности управления и самоуправления поведением: «Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, чертежи, всевозможные условные знаки и т. д.»3, Из приведенной цитаты можно видеть, что психологические орудия (средства деятельности управления) существуют в большом разнообразии форм и определяются как нечто субстанциальное, непроцессуальное. Как показывает анализ исследований,
8 С. А. Барамзина, 2006
Л. С. Выготский психологическое орудие понимает в качестве промежуточного звена в процессе воздействий человека на состояние определенной психической сферы другого человека или самого себя; это состояние рассматривается как предмет его деятельности.
Итак, средство деятельности в психологической и философской литературе предстает как имманентное образование деятельности наряду с ее субъектом и предметом. Большинство ученых принимают определение «средства» как проводника воздействий субъекта на предмет его деятельности.
Рассматриваемое понятие достаточно широкое и может объединять:
1)акты, являющиеся компонентами некоторой деятельности;
-
2 ) объекты, опосредствующие воздействия субъекта на предметы подобных деятельностных актов. Данные объекты классифицируются на «орудия», используемые при взаимодействии с внешним «вещным» миром, и стимульные средства, используемые в деятельности управления.
Средства деятельности различаются по ряду направлений. В психологической литературе существует несколько их классификаций: по отношению средств к применяющему их субъекту и полноте охвата его функций; по видам предмета опосредствуемых деятельностей; по природе объектов, используемых в качестве средств.
Остановимся на классификации средств деятельности по отношению к применяющему их субъекту более подробно, поскольку применение подобной классификации в процессе обучения позволит, на наш взгляд, индивидуализировать этот процесс, а следовательно, и активизировать учебную деятельность школьников.
Если принять структуру субъекта как состоящую из трех подсистем: функциональные мозговые органы — носители умения выполнять некоторую конкретную деятельность; органы чувств и двигательный аппарат; система энергетического обеспечения всех этих органов, — то средства деятельности можно классифицировать следующим образом.
К первой группе средств относятся всевозможные оптические приборы (лупы, бинокли, микроскопы, телескопы и др.), акустические приборы —внешние усилители звука, а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в иных чувственных модальностях. Основная функция этой группы средств — помощь субъекту в получении информации об окружающем мире и усиление возможностей его естественного афферентного аппарата.
Ко второй группе — средствам осуществления воздействий субъекта на внешнюю ситуацию — принадлежат внешние орудия собственно трудовой деятельности. Данная группа средств используется для оказания воздействий на некоторый внешний объект.
Третья группа средств — «продолжение» функциональных мозговых органов. Это всевозможные материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности. Они могут быть представлены книгами — руководствами, автоматическими (механическими или электронными) справочными устройствами, учебными карточками с алгоритмом действий, а также другими людьми — носителями умения выполнять эту деятельность.
Четвертая группа включает устройства, обеспечивающие субъекта дополнительной энергией, полученной от внешних источников. Сюда относятся механические манипуляторы, автоматы, роботы.
На наш взгляд, данная классификация имеет большое значение для образовательных систем, она перспективна, так как реализует один из главных принципов личностно ориентированного обучения — индивидуальный подход в обучении.
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения», равно как и единой классификации средств обучения. В. В. Краевский, И. Я. Лернер средствами обучения называют «...все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся»4.
Т. С. Назарова и Е. С. Полат определяют средства обучения как «...материальные объекты, носители учебной информации, используемые в учебно-воспитательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития»5.
В. А. Сластенин считает, что средства обучения — это, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. и.)6.
Широкое значение этого термина обнаруживается и в работах Ю. К. Бабанского, который к средствам обучения относит «...все то, что способствует достижению цели деятельности, т. е. совокупность методов, форм, а также специальных средств обучения»7.
Исследование существующих подходов к определению понятия «средства обучения» позволило нам сделать вывод о том, что средства обучения традиционно рассматривались лишь как условие взаимодействия учителя и учащихся, реализации того или иного метода обучения, а также о том, что существует одностороннее понимание функций средств обучения — в усилении «привлекательности» процесса обучения, облег чении приобретения знаний и умений. Прежнее узкое понимание данной дидактической категории в настоящее время стало неудовлетворительным. В условиях смены парадигм образования основная функция средств обучения заключается в развитии личности ученика.
Учитывая основные принципы личностно ориентированного обучения и выводы по анализу предмета исследования психологов и философов, мы полагаем, что средства обучения — это 1) материальные вегци (в случае деятельности с материальными объектами, «вещами», различными материалами); 2) психологические орудия (в случае деятельности со сложными информационными системами — людьми, животными, неодушевленными кибернетическими системами), искусственно созданные человеком или объективно существующие в природе и адаптированные к условиям школы, используемые в учебно-воспитательном процессе для развития личности его участников.
Анализ существующих подходов к классификации средств обучения (работы С. И. Архангельского, В. Ф. Бастова, Е. Л. Белкина, В. П. Беспалько, А. Н. Денисова, И. И. Дриги, С. И. Кочетова, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Шахмаева и др.) показал, что исследователи в качестве классификационных признаков выделяют: характер представления окружающей действительности; особенности учебной информации; цели и задачи учебно-воспитательного процесса и ряд других признаков. Данные классификации ориентированы только на учителя как «проектировщика» и «реализатора» дидактического проекта; задачу взаимодействия средств обучения и ученика они не решают. Поэтому мы предлагаем классификацию средств обучения, ориентированную на личность ученика.
Опираясь на идею деятельностного подхода, в основу классификации можно положить отношение средств обучения к применяющему их субъекту — ученику. Данная классификация поможет ре- шению задачи взаимодействия средств обучения и учеников. Ее суть заключается в распределении имеющихся в дидактическом арсенале учителя средств по звеньям структуры личности.
Структура личности включает следующие подструктуры (уровни):
-
— уровень темперамента (группа качеств, обозначающих особенности инстинктов, тип темперамента, половые, возрастные, национальные, психологические особенности);
-
— уровень особенностей психических процессов (качества и особенности ощущений, восприятий, представлений, воображения, внимания, памяти, мышления, эмоций, волевых процессов);
-
— уровень опыта (характеристика знаний, умений, навыков, привычек);
-
— уровень направленности личности (интересы, склонности, социальные установки, ценностные ориентации, взгляды, убеждения, морально-этические качества, мировоззрение).
Отнесенность к определенному звену структуры личности выступает как одно из главных оснований для классификации средств обучения.
Первую группу составляют средства, усиливающие аффективную зону личности, активизирующие ее внутреннее состояние, укрепляющие интерес к учебной работе. Это учебно-наглядные пособия, которые делятся на натуральные (гербарии,коллекции минералов, чучела животных), изобразительные (плакаты, рисунки, модели, муляжи) и знаковые (формулы, графики).
Вторую группу образуют средства, помогающие отработке умений, приобретению знаний (получению наиболее точной информации об изучаемом явлении, объекте, процессе). Сюда входят учебно-методическая литература, словари, дидактические материалы, инструкционные карты, учебные карточки с алгоритмом действий; компьютерные обучающие программы; электронные библиотеки.
К третьей группе относятся средства, которые усиливают умственную дея тельность учащихся. Это различные задачи, упражнения; специальное оборудование, ориентирующее учеников на практическую деятельность (лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ); тренажерные технические средства обучения (тренажеры); компьютерные обучающие программы; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными.
Четвертая группа охватывает игровые средства обучения, КТД, проектные методы обучения.
Приведенная классификация средств обучения позволяет индивидуализировать процесс обучения (каждому ученику определить посильную деятельность, соответствующую его возможностям), а значит, активизировать учебную деятельность школьников.
Таким образом, теоретический анализ исследуемой проблемы показал следующее:
-
а) средства обучения следует рассматривать не только во взаимодействии с учителем, но и, прежде всего, с ориентацией на личность ученика;
-
б) для развития личности школьника необходимо произвести дифференциацию средств обучения с учетом звеньев структуры личности школьников.