Некоторые проблемы деятельности групп охраны общественного порядка в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Автор: Гусак Владимир Алексеевич
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
Статья в выпуске: 18 (194), 2010 года.
Бесплатный доступ
Проведен историко-юридический анализ деятельности групп охраны общественного порядка - самостоятельной организационно-правовой формы взаимодействия милиции и населения в военный период.
Охрана общественного порядка, функции органов милиции, группы охраны общественного порядка
Короткий адрес: https://sciup.org/147149497
IDR: 147149497
Текст научной статьи Некоторые проблемы деятельности групп охраны общественного порядка в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Опыт Великой Отечественной войны носит вневременной характер для российского государства и общества. Эта великая страница истории России в XX веке спустя 65 лет после победного окончания войны вспоминается и как тяжелое испытание, унесшее жизни более 20 миллионов советских граждан, и как преодоление этого испытания, сопровождавшееся напряжением духовных и физических сил народа, его единением, реализацией экономического, политического, социального и культурного потенциала государства и общества.
Значение и итоги Великой Отечественной войны можно исследовать в различных аспектах: с экономической точки зрения - исследование военно-экономических резервов, увеличение масштабов военного производства и расходов на военные нужды; с военной точки зрения - изучение мобилизационных мероприятий по подготовке и призыву военнослужащих, военного искусства ее полководцев, командиров и политработников; с философской - выявление цивилизационных, ценностных, моральных истоков Победы, значения памяти о войне для гуманизации современного российского общества.
Не менее значимым представляется государственно-правовой аспект исследования истории Великой Отечественной войны -анализ нормативно-правовой основы проводимых в государстве преобразований организации и деятельности государственных органов, принятия значимых для общественного развития государственно-правовых решений, значительную роль в реализации которых сыграла система правоохранительных органов.
Одним из наиболее значимых направлений деятельности органов милиции в годы Великой Отечественной войны являлось обеспечение общественного порядка. К понятию «общественный порядок» в современной историко-юридической науке существуют различные подходы. В расширительном толковании оно включает в себя всю систему общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и реализации действующих во всех областях жизни социальных норм, принципов, идей, закрепляющих общественно необходимое и наиболее важное для данного политического и экономического строя поведение людей. В этом смысле общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства1.
В узком смысле общественный порядок включает в себя охрану личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия. Как отмечает Л. С. Явич, порядок в общественных местах служит важнейшим условием нормальной деятельности государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, безопасности и покоя граждан2. Г. Г. Сиденко называет следующие признаки общественного порядка в узком смысле: 1) ограничение определенной сферой общественных отношений правового и неправого характера, возникающих как результат социальных потребностей людей, направленных на обеспечение общественного спокойствия, общественной нравственности, нормальных условий для общественно полезной трудовой деятельности, отдыха и быта людей; 2) урегулированность определенной совокупностью правовых и иных социальных норм; 3) обеспеченность его охраны деятельностью специальных правоохранительных органов и общественных организаций; 4) отражение в правовой действительности в виде правовой категории, правового института3. Такой подход не только распространен в юридической литературе, но и имеет практическое значение в работе органов внутренних дел.
Деятельность советской милиции по обеспечению общественного порядка в годы Великой Отечественной войны проводилась в тесном взаимодействии с населением. Проблемы обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, деятельность по пресечению действий вражеской агентуры, поддержанию паспортного режима, задержанию «уголовных» и «вражеских элементов», функции по охране тыла действующей Красной Армии, проверке соблюдения правил светомаскировки, созданию оборонительных сооружений, эвакуации населения, хозяйственных и военных объектов, формированию соединений народного ополчения, охране и обеспечению функционирования мостов и объектов военно-промышленный комплекса требовали постоянного активного содействия со стороны населения.
Классификацию коллективных организационно-правовых форм содействия граждан органам милиции А. Ф. Пехтерев предложил провести по таким критериям, как масштабность, массовость, самостоятельность4. На основании данных критериев можно выделить следующие группы форм участия граждан в обеспечении общественного порядка в период Великой Отечественной войны (в порядке сокращения самостоятельности): сельские исполнители, группы самоохраны, группы охраны общественного порядка, бригады содействия милиции.
Группы охраны общественного порядка -форма содействия органам милиции, которая появилась в военный период на основании директивы НКВД СССР № 205 от 25 августа 1941 г. для содействия милиции во всех городских и сельских населенных пунктах в условиях дефицита кадров милиции и появления новых функций по охране общественного порядка, обусловленных военной обстановкой. В группы входили партийные, профсо- юзные и комсомольские активисты, передовые труженики, беспартийные жители сел и поселков, а также члены бригад содействия милиции.
В терминологии исследуемого периода использовалось устойчивое словосочетание «охрана общественного порядка», которое часто встречается и в современной научной литературе. Представляется, однако, что такое словоупотребление является устаревшим и не вполне точным. Согласно словарю С. И. Ожегова, под охраной понимается группа (людей, кораблей, машин), охраняющая кого-либо или что-либо. Этот термин используется также в качестве синонима слова «охранять», т.е. оберегать, относиться бережно, стеречь. Таким образом, этот термин более соответствует материальным объектам в значении, например, «охранять имущество». Говоря об общественном порядке, более уместным представляется термин «обеспечивать» (в значении «создать необходимые условия»), который придает данному словосочетанию юридическое значение. Однако в случаях, где имеет место использование устойчивого словосочетания, как, например, названия «группы охраны общественного порядка», следует использовать терминологию, распространенную в исследуемый период.
Группы охраны общественного порядка характеризовались относительной самостоятельностью. Вместе с работниками милиции члены групп осуществляли проверку документов у всех лиц, появлявшихся на территории населенных пунктов, выявляли среди них дезертиров, распространителей ложных слухов, доставляли задержанных в органы милиции или сельсоветы, несли охрану мостов, промышленных предприятий и других объектов, содействовали в охране социалистической собственности, контролировали соблюдение режима светомаскировки, сообщали в ближайшие воинские части, подразделения НКВД или сельсоветы о появлении вражеских самолетов или десантов.
В Свердловской области в первой декаде октября 1941 года насчитывалось 526 групп охраны общественного порядка с общей численностью 12522 человека. В их состав входили депутаты местных Советов, члены бригад содействия милиции и уличных комитетов, управдомы и коменданты, а в сельской местности - сельские исполнители, члены бригад содействия милиции, бригадиры и другие лица. Старшими групп являлись депу-
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права таты местных Советов, а также члены и кандидаты ВКП (б)5. Непродолжительная по времени практическая деятельность групп охраны общественного порядка подтверждала целесообразность их создания в условиях Свердловской области, где были размещены значительная часть эвакуированного населения и большое количество промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой полосы. За первую декаду октября 1941 года членами этих групп было проверено 5063 человека эвакуированных и беженцев, из них арестовано 21 человек, в том числе за антисоветскую агитацию - один, за подозрение в шпионаже - три, дезертиров и лиц, уклоняющихся от воинской службы - шесть, уголовных преступников - девять, нарушителей паспортного режима - два6.
В Горьковской области в состав групп охраны общественного порядка входили представители партийно-советского актива, рабочие, колхозники, студенты. Группы содействовали органам милиции в обеспечении паспортного режима, соблюдении правил светомаскировки, были правомочны проверять документы у всех подозрительных лиц на территории своего района или поселка, а всех задержанных препровождать в местный Совет или в ближайшее отделение милиции. Как правило, группы действовали под руководством участковых уполномоченных. Особенно большое значение имела поддержка со стороны общественности в дни весеннего сева и уборки: участники групп обеспечивали охрану семян и сельхозинвентаря, скотных и конных дворов, складов, устанавливали на дорогах заслоны, предотвращая хищения и потери зерна при транспортировке.
В Чувашской автономной республике в связи с необходимостью усиления борьбы с кражами государственного и личного имущества граждан 2 августа 1944 г. бюро Чувашского обкома ВКП (б) приняло специальное решение, согласно которому местные партийные и советские органы, общественные структуры республики должны были усилить содействие органам милиции в борьбе с преступностью путем организации групп охраны общественного порядка. При этом особое внимание уделялось профилактике краж. Принятые меры дали положительные результаты уже в третьем квартале 1944 года: по сравнению с предшествующим периодом количество краж в республике сократилось на 21,8 %, а их раскрываемость достигла 97,6 %7.
С целью своевременного выявления и задержания дезертиров и лиц, уклоняющихся от мобилизации, органами милиции Чувашии практиковались массовые проверки и обходы с привлечением сил общественности. В первом квартале 1944 года, к примеру, в обходах участвовало около 10 тыс. членов групп охраны общественного порядка. Во втором квартале обходы продолжались, было проверено свыше 109 тыс. человек, среди которых было выявлено и задержано 349 дезертиров РККА и лиц, уклоняющихся от мобилизации, 179 нарушителей военного учета. Из числа задержанных 125 человек были привлечены к уго-- 8
ловнои ответственности .
В Челябинской области наибольшей активности общественные группы достигли в первые военные годы, когда произошел всплеск преступности и требовалась максимальная концентрация совместных усилий милиции и общественности. Группы охраны общественного порядка были организованы в каждом населенном пункте городской и сельской местности. Всего таких групп к ноябрю 1942 года было сформировано 1396 с участием 14412 человек. За период с 1 января по 1 ноября 1942 г. членами групп было задержано: за антисоветскую агитацию - восемь человек, дезертиров армии и производства -735, уклоняющихся от призыва и мобилизации - 172, нарушителей правил воинского учета - 312, за уголовные проявления -324 человека. Кроме того, члены групп привлекались к охране урожая на токах, в хранилищах, к проверке сторожевой охраны9. Ежедневно 45-50 членов групп несли патрульную службу, содействовали предотвращению квартирных краж и хищений государственной собственности10.
В 1944 году в Челябинской области общее количество помощников милиции по сравнению с 1943 годом увеличилось в 1,8 раза за счет значительного роста численного состава групп охраны общественного порядка (с 1916 до 6727 человек), что составляло 75,2 % всех общественных сил содействия милиции. На 1 января 1945 г. на учете состояло 8936 добровольных помощников милиции, из них членов групп охраны общественного порядка - 672711.
Группы охраны общественного порядка создавались при транспортной милиции. К примеру, в начале войны на Забайкальской железной дороге было создано 270 бригад со- действия милиции и групп охраны общественного порядка .
В целом только с 1941 по 1943 гг. членами групп охраны порядка было задержано около 200 тыс. различных «вражеских» и «уголовных элементов», изъято в прифронтовых районах 188 пулеметов, 117696 винтовок, 4670 револьверов, а также большое количество боеприпасов. К 1943 году в составе групп охраны общественного порядка насчитывалось около одного миллиона человек13. В апреле 1946 года группы охраны общественного порядка были расформированы, а их члены влились в состав функционирующих бригад v 14
содействия милиции .
Великая Отечественная война затронула глубинные пласты общественного сознания, сформировала чувство национального единения, консолидировала общество вокруг одной цели - Победы в войне. Показателем единства государства и общества в годы войны явилось участие населения в деятельности по оказанию содействия органам милиции в обеспечении общественного порядка, осуществлявшееся в различных организационно-правовых формах. Массовый характер такой формы содействия граждан органам милиции, как группы охраны общественного порядка, и значимость возложенных на них функций способствовали повышению эффективности деятельности милиции и обеспечивали ей поддержку со стороны общества.
-
1 См.: МВД России. Энциклопедия. М., 2002. С. 343.
-
2 Явич Л. С. Государство, права, общественный порядок в период строительства коммунизма. М., 1967. С. 15-18.
-
3 Сиденко Г. Г. О соотношении понятий общественного порядка и общественной безопасности // Вестник МГУ. -Сер. 11. Право.-1978.-№6.-С. 51.
-
4 Пехтерев А. Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск, 1987. С. 13-16.
-
5 ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 300 об.
-
6 ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 300 об.-301.
-
7 См.: Костин В. И. На страже правопорядка в годы Великой Отечественной войны // Советская милиция в период строительства социализма в СССР: сб. научных трудов. Горький, 1973. С. 110-112.
-
8 См.: Тимофеев В. В. Органы милиции Чувашии в годы Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 50.
-
9 ОГАЧО. Ф.П-288. О. 6. Д. 223. Л. 106-107.
-
10 ОГАЧО. Ф.П-288. О. 7. Д. 226. Л. 20 об.
-
11 См.: Михайлов И. В. Особенности организации и деятельности милиции в годы Великой Отечественной войны // Полиция и милиция России: формирование и развитие (к 200-летию МВД): материалы научнопрактической конференции. Челябинск, 2000. С. 94-95; ОГАЧО. Ф. П-288. О. 8. Д. 227. Л. 51.
-
12 Прудников В. Г. Забайкальская транспортная. Штрихи к истории Забайкальской транспортной милиции. Чита, 1999. С. 68-69.
-
13 См.: Дементьев Н. В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М., 1959. С. 14-15.
-
14 См.: История советской милиции. Т. 2. М., 1977. С. 134.
Список литературы Некоторые проблемы деятельности групп охраны общественного порядка в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
- МВД России. Энциклопедия. М. 2002. С. 343.
- Явич Л. С. Государство, права, общественный порядок в период строительства коммунизма. М., 1967. С. 15-18.
- Сиденко Г. Г. О соотношении понятий общественного порядка и общественной безопасности//Вестник МГУ. -Сер. 11. Право. -1978. -№ 6. -С. 51.
- Пехтерев А. Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск, 1987. С. 13-16.
- ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 300 об.
- ЦДООСО. Ф. 161. О. 6. Д. 1241. Л. 300 об.-301.
- Костин В. И. На страже правопорядка в годы Великой Отечественной войны//Советская милиция в период строительства социализма в СССР: сб. научных трудов. Горький, 1973. С. 110-112.
- Тимофеев В. В. Органы милиции Чувашии в годы Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект): дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 50.
- ОГАЧО. Ф.П-288. О. 6. Д. 223. Л. 106-107.
- ОГАЧО. Ф.П-288. О. 7. Д. 226. Л. 20 об.
- Михайлов И. В. Особенности организации и деятельности милиции в годы Великой Отечественной войны//Полиция и милиция России: формирование и развитие (к 200-летию МВД): материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2000. С. 94-95
- ОГАЧО. Ф. П-288. О. 8. Д. 227. Л. 51.
- Прудников В. Г. Забайкальская транспортная. Штрихи к истории Забайкальской транспортной милиции. Чита, 1999. С. 68-69.
- Дементьев Н. В. Трудящиеся на страже общественного порядка. М., 1959. С. 14-15.
- История советской милиции. Т. 2. М., 1977. С. 134.