Некоторые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности
Автор: Кудряшов А. В., Мыльникова М. В.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 7, вып. 1, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности. В частности, рассматривается квалификация преступления, предусмотренного статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Целью данной работы является исследование проблемных вопросов взяточничества. В том числе исследование предмета преступления получения взятки. Пристальное внимание уделено такому предмету исследуемого преступления, как цифровая валюта. Исследование данной темы позволит выявить проблемы в правоприменительной практике в сфере взяточничества.
Преступления коррупционной направленности, взяточничество, предмет преступления, квалификация преступлений коррупционной направленности
Короткий адрес: https://sciup.org/14132121
IDR: 14132121
Текст статьи Некоторые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности
Преступления коррупционные направленности являются ровесником цивилизации. Общественная опасность данных деяний имеет тенденции к росту в периоды крупных социальных потрясений. В современной России данный вид преступления является одним из самых распространённых и наиболее часто совершаемых после преступлений против собственности.
Сегодня взяточничество в нашей стране отнесено к одному из самых опасных и всепроникающих социально негативных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности нашего государства. Попустительство граждан и некоторых институтов гражданского общества служит питательной почвой для коррупционных преступлений. Среди наиболее коррумпированных институтов называют органы государственной власти на федеральном и региональных уровнях, а также органы местного самоуправления.
Проблема противодействия коррупции в Российской Федерации является весьма актуальной. Она требует к себе постоянного внимания органов законодательной и исполнительной власти, а также иных государственных органов в лице правоохранительных и других институтов общественных отношений.
Описание исследования
Среди коррупционных преступлений в числе наиболее часто совершаемых можно выделить взяточничество. Рост коррупционных преступлений происходит, в первую очередь, в органах государственной власти и в органах местного самоуправления. Рост обусловлен, прежде всего, отсутствием чёткого регулирования многих вопросов в законодательстве, в квалификации данного вида преступлений и отграничении этих преступлений от смежных составов.
Получение взятки
Преступление, предусмотренное статьей 290 УК РФ, заключается в «получении лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе»1. Состав данного преступления в рамках статьи рассматривать не будем, рассмотрим только проблемные вопросы, которые возникают при квалификации данного деяния у правоприменителя.
Предмет преступления
Одним из проблемных вопросов является предмет преступления получения взятки. Предметом преступления являются:
— деньги (имеющие хождение российские и иностранные денежные знаки) в данном предмете преступления возникает вопрос по поводу денежных знаков (купюр), не имеющих хождение на территории нашего государства. Речь идет о бумажных купюрах представляющих определенную ценность для определенного круга лиц занимающихся нумизматикой. Если данные денежные знаки представляют какую-либо ценность, то могут быть предметом рассматриваемого преступления;
— ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, сберкнижки на предъявителя, ваучеры, акции и документы, которые могут быть отнесены к числу ценных бумаг);
-
— иное имущество (промышленные и продовольственные товары, валютные ценности, предметы искусства, жилые помещения и др. То, что относится к предметам искусства, требует особого внимания. В данном случае правоприменитель в лице следователя органа, возбудившего уголовное дело по факту коррупционного преступления, как лицо, не обладающее познаниями в области оценки стоимости предметов искусства, не может сделать объективную оценку стоимости предмета преступления. В таком случае правоприменитель обращается к помощи экспертов тех подразделений, где возбуждено уголовное дело, или специалистов. Услуги сторонних специалистов оказываются на возмездной основе, однако бюджет правоохранительных органов, нанимающий таких специалистов зачастую скромный, что не всегда обусловливает объективную оценку стоимости предмета преступления);
-
— услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами) (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24)1;
-
— иные имущественные права. Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право
требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24).
Спорным является вопрос об отнесении к предмету взятки предоставление услуги сексуального характера, которая оказывается должностному лицу с целью добиться нужного его поведения по службе, так как она не является выгодой имущественного характера. Однако, если предоставленные услуги сексуального характера мужчины или женщины оплачены, о чём должностное лицо было осведомлено, то её получение субъектом должно квалифицироваться по статье 290 УК РФ.
Если предметом преступления явились вещи, или предметы, изъятые из гражданского оборота, к которым относится наркотические средства психотропные вещества, огнестрельное оружие и прочее, то действие получателя этих предметов квалифицируется по совокупности соответствующих преступлений [4].
Не является взяточничеством получения выгод неимущественного характера (характеристики, рецензии, рецензии, рекомендации, хвалебные статьи в газете и других источниках средств массовой информации и т. п.). По мнению О. Р. Абрамовской и Р. А. Сабитова, подобные документы предметом рассматриваемого преступления не являются, поскольку они сами по себе не представляют материальных ценностей и подлежащую оплате выгоду имущественного характера. Вручение фиктивных документов должностному лицу можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями статья 285 УК РФ при наличии всех признаков состава данного преступления [1].
Однако, по нашему мнению, с некоторыми тезисами данных авторов можно и не согласиться, так как в современном мире в социальных сетях и других платформах сети Интернет любые посты, отзывы и т. п. оплачиваются заинтересованными лицами.
К предмету исследуемого преступления можно отнести и цифровую валюту. Благодаря развитию современных технологий, в двадцать первом столетии появились такие предметы современного расчета, как криптовалюта.
Понятие цифровой валюты дается в ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» где существует лишь определение такого термина как «цифровая валюта», под которой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам1.
Следует согласиться с мнением Е. А. Усачевой и А. Д. Филимонова, которые считают, что расчеты в цифровой валюте имеют множество преимуществ и недостатков, причем стоит отметить, что зачастую особенности криптовалюты, которые выступают в качестве преимуществ для рядовых граждан, одновременно являются препятствием для эффективного противодействия коррупционной преступности правоохранительными органами [3].
Так, для лиц, заключающих сделки в цифровой валюте, удобным является то, что платежи осуществляются в любую точку мира без посредников (банков, финансовых институтов) и, как следствие, без какой-либо комиссии; скорость обработки таких платежей значительно превышает скорость обработки платежей в национальных валютах (особенно это касается транснациональных переводов). Соответственно, появляются трудности у правоохранительных органов по отслеживанию данной сделки, что создает условия для совершения коррупционных преступлений, где предметом взятки является цифровая валюта.
Так, бывшего следователя Следственного комитета РФ Марата Тамбиева приговорили к 16 годам колонии строгого режима за рекордную взятку в биткоинах на сумму более 7,3 млрд руб. По версии следствия, Тамбиев вымогал криптовалюту у хакерской группировки Infraud Organization, однако те обратились к правоохранителям, после чего подозреваемого задержали [2].
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что одним из проблемных вопросов является предмет преступления получения взятки. Предметом преступления являются: деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, иные имущественные права. Рассмотрены спорные вопросы, связанные с тем, что является ли предметом взяточничества получения выгод неимущественного характера. Отмечено, что к предмету исследуемого преступления следует отнести и цифровую валюту. Установлено, что расчеты в цифровой валюте имеют множество преимуществ и недостатков, причем стоит отметить, что зачастую особенности криптовалюты, которые выступают в качестве преимуществ для рядовых граждан, одновременно являются препятствием для эффективного противодействия коррупционной преступности правоохранительными органами. У правоприменителя появляются трудности по отслеживанию сделок в цифровой валюте, что создает условия для совершения коррупционных преступлений, где предметом взятки является цифровая валюта.