Некоторые проблемы развития ювенальной юстиции
Автор: Сергеева М. К.
Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: Т. 5, вып. 4, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье дается оценка законодательным и теоретическим положениям ювенальной юстиции. Автор приходит к выводу о наличии неоднородного правового подхода при регулировании общественных отношений, связанных с участием несовершеннолетних в уголовно-процессуальных и административных правоотношениях. В статье обосновывается необходимость совершенствования путем унификации правового регулирования участия несовершеннолетних в правовых отношениях разных отраслей права.
Ювенальная юстиция, уголовно-процессуальное право, административное право
Короткий адрес: https://sciup.org/14126392
IDR: 14126392
Текст статьи Некоторые проблемы развития ювенальной юстиции
В ходе повседневной жизнедеятельности несовершеннолетние могут попадать в ситуации, когда знание своих прав, предусмотренных уголовным и административным законодательством, поможет не только не быть незаслуженно привлеченным к предусмотренной законом ответственности, но и восстановить справедливость, а также наказать действительно виновных лиц, своевременно обратиться за помощь в правоохранительные органы и способствовать их деятельности.
Совокупность законодательных норм регулирования правоотношений несовершеннолетних органами государственной власти принято называть «ювенальной юстицией».
Разными авторами понятие «ювенальная юстиция» рассматривается с разных точек зрения.
Так, И. В. Хулхачиева под понятием ювенальной юстиции предлагает понимать особый институт в системе органов судебной власти, объединяющий вокруг себя специальные службы [6, с. 14]. Аналогичного мнения придерживается И. В. Предеина, которая рассматривает ювенальную юстицию как особую форму реализации судебной власти, выраженной в деятельности по осуществлению правосудия в отношении несовершеннолетних, которая характеризуется специфическими принципами его осуществления, организацией системы специализированных судебных органов и вспомогательных служб ювенального профиля, и направленная на обеспечение надлежащей защиты прав и интересов несовершеннолетних [4, с. 12].
-
Е. А. Чернышев ювенальную юстицию определяет как совокупность нормативных, организационных, инструментальных и функциональных институтов, которые должны отражать специфику юридических составов противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними субъектами, характеризующих средства и методы противодействия данным формам социально-юридических девиаций, а также определяющих пути ресоциализации
несовершеннолетних правонарушителей [8, с. 8].
-
Е. В. Марковичева предлагает закрепить понятие ювенальное уголовное судопроизводство как вид уголовно-процессуальных отношений, возникающих в процессе уголовно-процессуальной деятельности, и которые характеризовались не только особым составом участников, в числе которых ювенальный субъект, но и специфическими целями [1, с. 14].
-
А. С. Назарова указывает на существование двух подходов к определению ювенальной юстиции: уголовно-юрисдикционного с акцентом на судопроизводство по уголовному делу в отношении несовершеннолетних и межотраслевого, объединяющего различные по ведомственной принадлежности службы, направленные на защиту интересов несовершеннолетних не только при разрешении дел судом, но и в ходе реализации их прав в рамках обычных правоотношений [2, с. 13].
Изложенное позволяет говорить о наличии требующей разрешения проблемы в виде возникшей неопределённости, вызванной существованием множества подходов к осмыслению (понятию, содержанию, правовому регулированию и пр.) ювенальной юстиции. При этом в рамках приведенных подходов можно выделить как схожие черты, которые роднят между собой приведенные определения, так и уникальные, которые конкретные авторы присваивают понятию «ювенальная юстиция».
Материал и методы
Решение сложной проблемы создания и дальнейшего развития правового института ювенальная юстиция требует точного определения методологических способов и приемов и форм научного исследования. При проведении данного исследования использовался системно-структурный подход при анализе позиций учёных по проблемам и направлениям их (проблем) разрешения, также применялись отдельные приёмы аксио-телеологического метода (анализ проблем через призму конституционных ценностей).
Результаты исследования и дискуссия
Мы считаем необходимым при формулировании определения «ювенальная юстиция» придерживаться самого широко подхода, охватывая все сферы проявления работы государственного механизма и результаты нормотворчества, касающиеся вовлеченности несовершеннолетних в сферу правовой действительности.
На наш взгляд необходимо ювенальную юстицию расценивать как совокупность правовых механизмов, присущих отраслям российского права и регламентирующих участие несовершеннолетних в правоотношениях, регулируемых данными отраслями, а также все элементы государственного механизма, наделенные функционалом предопределять участие несовершеннолетних в данных правоотношениях.
Достоинством выработанного нами определения является фактическая предопределенность необходимости существования единых принципов и оценок правового режима участия несовершеннолетних в правоотношениях, при котором ему — несовершеннолетнему будет обеспечен беспрепятственный доступ к реализации его прав в рамках любой действующей отрасли законодательства.
Нами было принято решение взять за эталон правового регулирования участия несовершеннолетних в правоотношениях уголовно-процессуальный закон. По нашему мнению, именно эта уголовно-процессуальная отрасль права характеризуется максимально совершенной системой норм, определяющей круг участников правоотношений, их права и обязанности, порядок взаимоотношений участников между собой, именно поэтому, согласно ст. 90 УПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда, постановленным по результатам судебного заседания, проведенного в общем порядке, принимаются без дополнительной проверки.
Необходимо сразу отметить, что в уголовно-процессуальном законе (да и в любой другой отрасли права) под несовершеннолетним понимаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет (ст. 420 УПК РФ) [7, с. 161]. При этом только уголовно процессуальный закон дополнительно отграничивает лиц, не достигших шестнадцати лет, и лиц, не достигших восемнадцати лет, для того, чтобы предусмотреть дополнительные правовые гарантии.
Так, при допросе несовершеннолетних свидетелей или потерпевших, не достигших возраста шестнадцати лет (либо достигших, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии), предусмотрено участие педагога или психолога (ст. 191 УПК РФ), а для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в обязательном порядке до достижения ими восемнадцати лет предусмотрено участие и законных представителей (ст. 426, 428 УПК РФ), а также обязательное участие защитника — адвоката (ст. 51 УПК РФ).
Также уголовно-процессуальный закон содержит ряд ограничений на участие несовершеннолетних в следственных действиях — допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).
Аналогичный подход закон использует и при регулировании порядка допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, который не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ст. 425 УПК РФ) [3, с. 202].
Не вдаваясь в подробности возможных вариантов окончания уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, обратимся к особенностям правового регулирования участия несовершеннолетних в административных правоотношениях, являющихся предметом правового регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В ст. 2.3 КоАП РФ указано, что административная ответственность может наступить в возрасте от шестнадцати лет. При этом КоАП РФ также предусматривает участие законного представителя несовершеннолетнего (ст. 25.3 КоАП РФ), а при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога, а при необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (ст. 25.6 КоАП РФ).
Каких-либо иных норм, дополнительно регламентировавших бы производство по административному делу с участием несовершеннолетних, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит, так как отсутствуют нормы, обеспечивающие несовершеннолетнему обязательную профессиональную защиту путем предоставления адвоката, отсутствуют четкие правила проведения процессуальных действий с участие несовершеннолетних (например допрос, правила проведения которого в уголовно процессуальном законе описаны подробно).
Приведенное нами сравнение уголовно-процессуального и административного отрасли права указывает на неоднородность правовых требований, которым следовал законодатель при формировании этих двух отраслей права.
Кратко останавливаясь на таких участниках как суд, следователь, дознаватель, необходимо отметить, что данные участники правоотношений, реализуя свои полномочия, не имеют в качестве специфического направления деятельности рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних — в этих случаях они лишь связаны дополнительными специальными нормами правого регулирования, о которых мы говорили выше. В целом же, реализуя свои функции, суд, следователь, дознаватель осуществляют производство по уголовному делу, основываясь на общих принципах уголовного судопроизводства, и реализуют задачи всестороннего полного расследования (следователь, дознаватель) и рассмотрения уголовного дела по существу с вынесением итогового справедливого решения (суд).
Вместе с тем обязательными участниками уголовных правоотношений, одной из сторон которых являются несовершеннолетние, являются защитник и законный представитель.
Согласно п. 2 ст. 51 УПК РФ участие защитника обязательно, если подозреваемый или обвиняемый является несовершеннолетним. По общему правилу в качестве защитников участвуют адвокаты, но по постановлению суда наряду с адвокатом могут быть допущены близкий родственник или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Здесь необходимо сразу отметить, что адвокат как специальный субъект правоотношений, наделенный данным статусом по результатам соответствующих процедур, является «универсальным» представителем того или иного участника правоотношений. Так, адвокат участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), а также участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве (п. 4 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Основными задачами защитника в уголовном судопроизводстве является сбор и представление доказательств, необходимых для оказания юридической помощи; с целью доведения своей позиции до других участников уголовного судопроизводства защитник может заявлять ходатайства, отводы, приносить жалобы. Реализуя данные задачи, защитник имеет право иметь
Сергеева М. К.
Некоторые проблемы развития ювенальной юстиции с подозреваемым или обвиняемым свидания, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать при проведении допросов своих подзащитных, знакомиться со всеми материалами уголовного дела, участвовать в судебном разбирательстве (ст. 53 УПК РФ) [5, с. 130].
Описание функций защитника в рамках производства по административным делам менее скрупулезно и более пространно —т ак, согласно ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ, защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, необходимо отметить, не смотря на схожесть основных функций защитника в уголовном процессе и в административном судопроизводстве, детализация их правового статуса сильно отличается, что также указывает на отсутствие единства в подходах нормативного регулирования, казалось бы, одинаковых по своему статусу и правовому предназначению лиц.
Еще одной знаковой фигурой уголовно-процессуальных и административных правоотношений выступает представитель. Сразу необходимо оговориться, что нами будут оценены только правовой статус представителя несовершеннолетнего, участвующего в указанных правоотношениях, потому как цели настоящего исследования не предполагают рассмотрение роли представителей гражданских истцов или ответчиков (если они не являются несовершеннолетними), юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 45 УПК РФ для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию, лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.
Кроме того, правовому смыслу участия законных представителей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых закон придает особый смысл — кроме констатации самого факта необходимости их участия (ст. 48 УПК РФ), уголовно-процессуальный закон детализирует их полномочия (ст. 426, 428 УПК РФ).
Закрепляя статус законного представителя несовершеннолетнего лица, в КоАП РФ указано, что законные представители призваны обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшего (ч. 1 ст. 25.3 КоАП РФ). При этом законными представителями признаются родители, усыновители, опекуны или попечители, родственные связи или соответствующие полномочия которых удостоверяются документами, предусмотренными законом.
Заключение
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большой объем охватываемых правовым регулирование правоотношений с участием несовершеннолетних как уголовно-процессуальным законодательством, так и административным законодательством, детализация такого правового регулирования в указанных отраслях права разная — уголовно-процессуальное законодательство более детализировано, предусматривает все многообразие правовых ситуаций, в административной отрасли права, напротив, законодатель ограничился лишь общими нормами, применение которых в отношении несовершеннолетних неизбежно приводит к затруднениям и требует конкретизации.