Некоторые результаты полевых исследований наскальных изображений древнейшего пласта в затапливаемой части берега скального массива Оглахты в 2023 году

Автор: Зоткина Л.В., Сутугин С.В., Давыдов Р.В., Маликов Д.Г., Постников Н.В., Аболонкова И.В., Миклашевич Е.А., Бове Л.Л.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени

Статья в выпуске: т.XXIX, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье частично представлены результаты полевых работ 2023 г. по изучению древнейших изображений комплекса наскального искусства Оглахты I, расположенного на береговой линии Красноярского водохранилища. Несмотря на то, что петроглифы древнейшего пласта представлены и на других местонахождениях комплекса Оглахты, не подверженных затоплению, наибольшая концентрация самых ранних наскальных изображений, компактно расположенных на небольшом участке зафиксирована именно здесь. Петроглифы Оглахты I практически всегда находятся под водой, за исключением редких полевых сезонов, напр. 1990 г. В остальное время изучение осуществляется непосредственно с лодки и только тех единичных плоскостей, которые из-за колебаний уровня воды на короткий период оказываются открыты. В начале полевого сезона 2023 г. было доступно для изучения все местонахождение Оглахты I, которое уже к июлю было затоплено. В ходе полевых работ были расчищены из-под крупнои мелкообломочного материала и песчаных наносов плоскости 91 и 92. Также было выполнена очистка плоскостей, позволившая удалить плотный слой отмерших водорослей и подготовить изобразительные поверхности к редокументированию. Описания, фотофиксация и трехмерная визуализация петроглифов каждой плоскости были выполнены по единому стандарту. Удалось выявить гравированные детали и новые изображения, которые не были зафиксированы исследователями ранее. Установлено, что две крупные плоскости 39 и 45, где ранее были представлены большие выразительные изображения оленей в минусинском стиле, можно считать практически утраченными. В ходе полевых исследований был зафиксирован обломок породы, на поверхности которого выявлены изображения с плоскости 41, уже в 2022 г. считавшейся утраченной.

Еще

Наскальное искусство, петроглифы, древнейший пласт, минусинская котловина, оглахты i

Короткий адрес: https://sciup.org/145146615

IDR: 145146615   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0621-0626

Текст научной статьи Некоторые результаты полевых исследований наскальных изображений древнейшего пласта в затапливаемой части берега скального массива Оглахты в 2023 году

Многие объекты наскального искусства Минусинской котловины, где представлены изображения древнейшего пласта, подверглись серьезным разрушениям при создании Красноярского водохранилища и продолжают разрушаться под его воздействием. К числу таких памятников относится комплекс Оглахты, береговые плоскости которого сильно по страдали. Часть поверхностей с наскальными изображениями были утрачены полностью, часть из них оказались под мощными песчаными наносами, завалами щебня и крупнообломочного материала. Основное количество плоскостей с петроглифами бóльшую часть времени затоплены, но в соответствие с колебаниями воды периодически на поверхность выходят плоскости на разных уровнях.

Комплекс наскального искусства Оглахты расположен в Боградском р-не Республики Хакасия. Береговые ме стонахождения комплекса, подверженные воздействию водохранилища, расположены в восточной части скального массива. Изображения древнейшего пласта встречаются за пределами береговой линии на объектах Оглахты IV* («Первый зуб» горы «Сорок зубьев») [Миклашевич, 2015б, рис. 7, 1–3 ] и Оглахты VI [Там же, рис. 11, 1, 3 ], однако лучше всего наиболее ранние петроглифы представлены в нескольких компактных скоплениях береговой части: Оглахты I [Там же, рис. 3] и Оглахты IX [Миклашевич, 2015а, рис. 3; 2015б, рис. 15, 2, 3 ; Miklashevich, 2022, fig. 2, 3].

Полевые работы Минусинского петроглифического отряда ИАЭТ СО РАН в 2023 г. включали исследование таких объектов, как Оглахты, Тепсей, Усть-Туба, гора Моисеиха, Бояры I, Шалаболинская писаница. В этой статье речь пойдет о некоторых результатах, полученных в начале полевого сезона, когда плоскости с петроглифами Оглахты I были доступны для изучения. Эти работы стали продолжением проводившихся ранее исследований на затапливаемых объектах наскального искусства Минусинской котловины [Зоткина и др., 2022; Миклашевич и др., 2015; Миклашевич, 2018]. В начале полевого сезона отмечался экстремально низкий уровень воды в Красноярском водохранилище, даже по сравнению с прошлогодним (рис. 1, 1). Благодаря этой ситуации оказалось доступно для изучения местонахождение Оглахты I [Sher et al., 1994]. Эта часть комплекса практически все время после создания водохранилища находилась под водой, за исключением лишь нескольких высоко расположенных плоскостей, которые чаще всего открывались не полностью (см. напр.: [Миклашевич, 2015, рис. 2, 1]). Такой же низкий уровень воды был отмечен лишь в 1990 и в 2012 гг. Тогда Е.А. Микла-шевич удалось выполнить документирование петроглифов этого участка на микалентную бумагу и зафиксировать повреждения, произошедшие за 20 лет [Миклашевич, 2015б, рис. 3]. Если в 2022 г. на местонахождении Оглахты I были доступны для изучения 16 плоскостей, при этом некоторые оставались частично перекрыты водой, то в начале полевого сезона 2023 г. были изучены более 30 плоскостей. В начале июля уровень воды в водохранилище значительно поднялся, и большая часть наскальных изображений снова оказались затоплены.

В 2023 г. была выполнена расчистка изобразительных поверхностей от песчаных наносов, завалов щебня и крупнообломочного материала (плоскости 91 и 92), а также тщательная очистка плоскостей с наскальными изображениями, покрытых белесым налетом отмерших водорослей, с применением моющих средств на основе поверхностно-активных веществ. После подготовки изобразительных поверхностей была проведена фиксация с помощью БПЛА DJI mini всего участка с этикетками на каждой плоскости, в соответствие с нумерацией Я.А. Шера [Sher et al., 1994],

Рис. 1. Местонахождение Оглахты I.

1 – трехмерная модель всего объекта с обозначенными основными скоплениями изобразительных поверхностей в начале полевого сезона 2023 г. (белесые участки показывают уровень воды, сохранявшийся продолжительное время); 2 – общий вид на плоскости 83 и 85. Фото Е.А. Миклашевич , 1990 г.; 3 – общий вид на плоскости 83 и 85. Фото Л.В. Зоткиной , 2023 г .

и без этикеток (рис. 1, 1 ). Все поверхности с петроглифами были описаны по стандартной схеме документирования, ранние изображения вошли в базу данных по древнейшему изобразительному пласту Минусинской котловины. Была выполнена фиксация каждого изображения и плоскости по следующей схеме: с естественным рассеянным светом, с выносной вспышкой, по методу фотограмметрии.

Особое внимание уделялось состоянию сохранности изобразительных поверхностей. Полученные в начале полевого сезона 2023 г. данные сравнивались с прорисовками и фотографиями Я.А. Шера, выполненными в 1960-е гг. и опубликованными в 1994 г. [Ibid.], микалентными копиями Е.А. Микла-шевич 1990 г. и фотографиями Л.Л. Бове Е.А. и Ми-клашевич 1990 г. и 2012–2022 гг.

В первую очередь нельзя не отметить, что уровень современной дневной поверхности, даже при учете полного отсутствия воды на местонахождении Оглах-ты I, значительно поднялся по сравнению с уровнем, который наблюдался в 1990 г. Если спустя 20 лет после создания водохранилища уже отмечалось, что многие фризы нижнего яруса перекрыты обломками горной породы и песчаными наносами, то по прошествии еще 30 лет практически целый ярус плоскостей ушел не просто под воду, но оказался полностью погребен (рис. 1, 2, 3 ).

В результате проведенных исследований было установлено, что часть крупных фризов, на которых ранее были представлены изображения в минусинском стиле, можно считать практически утраченными. К ним относятся плоскость 39 с большим и малым

Рис. 2. Плоскость 41.

1 - прорисовка (по: [Sher et al., 1994, fig. 41]); 2 - фотография плоскости Е.А. Миклашевич, 2014 г.; 3 - фотография обломка с изображениями плоскости 41 после расчистки, 2023 г.; 4, 5 – фотография и результат обработки DStrech крашеного и выбитого зооморфного изображения.

изображениями оленей [Ibid., 39, 1, 2 ] и плоскость 45, где было выбито большое изображение оленя с личиной внутри контура [Ibid., 45, 11 ]. В настоящее время из-за интенсивного шелушения поверхностного слоя скальной корки на этих плоскостях сохранились лишь неопределимые фрагменты выбивки.

Над фризом 45 располагалась плоскость 41, которая еще в 2014 г. находилась на месте, и в период понижения уровня воды была сфотографирована (рис. 2, 1, 2). В 2023 г. в процессе подготовки скальных поверхностей к фотофиксации и соотнесения их с прорисовками, опубликованными Я.А. Шером, первоначально был сделан вывод о том, что плоскость 41 утрачена. К тому же на панорамной фотографии этого участка, выполненной с лодки в 2022 г., данный фриз уже не фиксировался. Однако на завершающем этапе полевых работ на участке Оглахты I, было обнаружено скопление выбоин на одном из крупных обломков песчаника. В результате расчистки было установлено, что утраченная плита соответствует плоскости 41 (рис. 2, 3). Эта плита была отобрана и передана в Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (г. Новосибирск). На выбитом вертикальном зооморфном изображении были зафиксированы следы красного минерального пигмента. Обработка в технике цветовой фильтрации DStrech показала, что краситель соответствует контурам изображения, и на большинстве участков следы выбивки перекрывают краску (рис. 2, 4, 5).

В ходе документирования наскальных изображений Оглахты I были зафиксированы некоторые детали, выполненные в технике гравировки, ранее неизвестные по прорисовкам, выполненным в 1960-е гг. [Ibid., fig. 53, 1 ]. Например, у изображения в минусинском стиле (рис. 3, ) на плоскости 53 отмечается гравированная стрелка (рис. 3, 1 ), которая перекрывает

Рис. 3. Изображения с гравированными деталями.

1 – общий вид на зооморфное изображение со стрелкой на плоскости 53; 1а – фрагмент 3D-модели участка пересечения выбивки и гравировки, где гравированные линии перекрывают выступающие участки выбитой поврехности; – прорисовка зооморфного изображения (по: [Sher et al., 1994, fig. 53, 1 ]); 2 - общий вид на плоскость 71; - прорисовка плоскости по: [Sher et al., 1994, fig. 71]; 2б, в - гравированное и шлифованное изображение рыбы.

выбитый контур зооморфной фигуры (рис. 3, 1а). На плоскости 71, помимо изображения быка и парциальных фигур неопределимых животных (рис. 3, 2, 2а), было выявлено гравированное и частично шлифованное изображение рыбы, ориентированное вертикально хвостом вверх (рис. 3, 2б, 2в). Нижняя его часть – го- лова, утрачена. В рамках данной статьи весьма затруднительно перечислить все сделанные наблюдения и уточнения. Тем не менее стоит отметить, что проведенное исследование меняет многие представления о наскальных изображениях местонахождения Оглах-ты I, которое складывалось в научном сообществе на протяжении долгих лет преимущественно на основании опубликованных Я.А. Шером прорисовок [Ibid.].

Полученные предварительные результаты позволяют по-новому взглянуть на изображения древнейшего пласта, которые с 1990 г. были за редким исключением недоступны для изучения, и в ближайшие десятилетия могут быть не только скрыты под водой, но и погребены под песчаными наносами и обломками песчаника.

Работа реализована при поддержке РНФ, проект № 2218-00070 «Древнейший изобразительный пласт в хронологии наскального искусства Минусинской котловины: междисциплинарное исследование по материалам минусинского стиля».

Список литературы Некоторые результаты полевых исследований наскальных изображений древнейшего пласта в затапливаемой части берега скального массива Оглахты в 2023 году

  • Зоткина Л. В., Сутугин С. В., Аболонкова И. В., Давыдов Р.В., Уткина А.О., Шашерина Л.В., Миклашевич Е.А. Некоторые результаты полевых исследований петроглифов древнейшего пласта Минусинской котловины в 2022 году // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2022. - Т. XXVIII. - С. 540-547. EDN: VTMOPQ
  • Миклашевич Е.А. Древнейшие наскальные изображения Минусинской котловины: проблемы и перспективы исследования // Учен. зап. музея-заповедника "Томская писаница". - 2015а. - № 2. - С. 66-78. EDN: VSFFEB
  • Миклашевич Е.А. Комплекс памятников наскального искусства Оглахты: информационный потенциал и перспективы исследования // Научное обозрение Саяно-Алтая -Вып. 1 (9). - 2015б. - С. 54-78. EDN: VVHCHB
  • Миклашевич Е.А. Исследование памятников на берегах южной части Красноярского водохранилища // Археологические открытия 2016 года. - 2018. - С. 403-407. EDN: YUWIZV
  • Миклашевич Е.А., Бове Л. Л., Зоткина Л.В., Солодейников А.К., Техтереков А.С. Исследование петроглифов древнейшего пласта на береговых скалах Оглахты в 2014 году // Изд-во Кемер. гос. ун-та. - 2015. - № 1. - Т. 3. -С. 55-65.
  • Miklashevich E.A. New Rock Art Site at the Riverside Cliff s in the Oglakhty Mountains (Khakasia) // Theory and Practice of Archaeological Research. - 2022. - Vol. 34. - Iss. 3 - P. 39-53. EDN: MQEWSY
  • Sher J.A., Blednova N., Legchilo N., Smirnov D. Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Repertoire des petroglyphes d'Asie Centrale. Fascicule No. 1: Siberie du Sud 1. - Paris: Diffusion de Boccard, 1994. - 156 p.
Еще
Статья научная