Некоторые суждения относительно принципа пользы в контексте правового учения Иеремии Бентама
Автор: Чимаров С.Ю., Чимаров Н.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 8-2 (71), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ отдельных теоретических выводов английского мыслителя Иеремии Бентама в отношении понимания содержания принципа пользы. Выявляя сущностные аспекты указанного принципа, авторы выдвигают гипотезу о целесообразности: во-первых, поддержания баланса интересов между интересами общества и интересами отдельных его членов; во-вторых, более углубленного изучения личным составом органов внутренних дел отдельных положений мировой мысли, имеющих прямое отношение к осмыслению правоохранительной миссии отмеченной государственной институции.
Право, мораль, деонтология, справедливость, законопослушность, утилитаризм, полиция
Короткий адрес: https://sciup.org/170195490
IDR: 170195490 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-2-165-167
Текст научной статьи Некоторые суждения относительно принципа пользы в контексте правового учения Иеремии Бентама
Многогранная область теоретикоправовых воззрений английского мыслителя, идеолога деонтологической концепции на роль личности в обществе и правоведа-моралиста Иеремии Бентама (17481832) характеризуется апеллированием указанного ученого к проблеме соотношения права и морали, а также его осмыслением морального аспекта поведенческой реакции индивида по вопросу аксиологии правовой целесообразности конкретных шагов социальной деятельности [1]. Отмеченное корреспондирует общему замыслу разработанных И. Бентамом концептов утилитаризма (от лат. «utilitas»-польза), в наиболее концентрированном виде оформленных в одноименной работе «Утилитаризм», которую в 1863 г. подготовил английский философ и политический деятель Дж.С. Милль (1806-1873) [2]. Следует заметить, что в лапидарном выражении предложенная И. Бентамом формула утилитаризма сводится к признанию блага в качестве основы морали, что в конечном итоге приводит к наступлению состояния максимального уровня счастья для наибольшего числа людей. В этой связи мы считаем актуальным акцентировать внимание на следующем постулате теории утилитаризма, который прямо сопряжен как с теорией права так и с феноменом «юстиция» в смысле его корреляции со справедливостью, обеспечивающей «торжество» утилитаристского принципа полезности. В данном случае речь идет о постулировании справедливости и о том выводе, к которому пришел Дж.С. Милль: «Справедливость («Justice») остается подходящим названием для определенных социальных полезностей, которые гораздо важнее и, следовательно, более абсолютны и императивны, чем любые другие как класс; и которые, следовательно, должны охраняться чувством, не только различным по степени, но и по характеру; отличается от более мягкого чувства, связанного с простой идеей содействия человеческому удовольствию или удобству, одновременно более определенным характером его приказов и более строгим характером его санкций» [2, p. 61].
Разрабатывая идейные основы принципа полезности, И. Бентам исходил из природного управления поведением человечества двух его «верховных властителей»: 1) страдания и 2) удовольствия. По мнению указанного философа, «к их престолу привязаны с одной стороны образчик хороше- го и дурного и с другой-цепь причин и действий» [3, с. 1]. Констатируя об извечной подчиненности отмеченным природным началам мотивационной сферы человека, определяющим всю палитру его деятельности, идеолог утилитаризма свидетельствует о действии принципа полезности, квинтэссенция которого сводится к достижению величайшего счастья или благоденствия, в свою очередь достигаемого «руками разума и закона». В свою очередь, все то, что не соответствует действию принципа полезности пребывает в состоянии «звука вместо смысла, каприза вместо разума и мрака вместо света» [3, с. 2]. Размышляя над содержанием принципа пользы, И. Бентам утверждает, что его смысл сводится к одобрению или неодобрению любого действия, соответственно направленного на увеличение или уменьшение счастья по интересующему человека и общество вопросу. Другими словами, результирующий вектор проявления принципа пользы направлен на содействие или препятствие в достижении необходимого счастья. По И. Бентаму, указанное замечание имеет непосредственное отношение не только применительно к частному лицу, но и в отношении комплекса мер со стороны правительства. Уточнив содержание принципа пользы, английский ученый обращает особое внимание на смысл понятия «польза», под которым он понимает свойство предмета, по которому он имеет стремление: во-первых, приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье; или, во-вторых, предупреждать вред, страдание, зло или несчастье.
В учении И. Бентама о принципе пользы поводится важная мысль относительно существования неразделимой связи между интересом общества (определяемым как фиктивное тело) и интересом каждого отдельного человека, выступающего в качестве члена конкретного общества. «Напрасно толковать об интересе общества, не понимая, что такое интерес отдельного человека», - справедливо заключает указанный мыслитель [3, с. 2]. Основывая свои последующие размышления на основе выявления: 1) содержания принци- па польза; 2) смысла понятия польза и 3) взаимообусловленности интереса каждого человека в отдельности и общества в целом, И. Бентам подтверждает о целесообразности применения правительственных мер как особенного рода действия исключительно в целях достижения общественного счастья, выраженного в счастье отдельных членов общества.
По нашему мнению, в своде суждений И. Бентама относительно практического проявления принципа пользы принципиально значимым является утверждение философа о недопустимости абстрактного понимания указанного принципа и профанации общеупотребительного значения термина «польза». Как следует из последующих рассуждений указанного автора, отмеченные негативные аспекты понимания пользы должны быть преодолены посредством внешнего оформления общепризнанных правил пользы в форме закона, юридическая сила которого предписывает сообразовывать действия человека с закрепленными в тексте закона нормативными установлениями [3, с. 3].
На наш взгляд, рассмотренные положения принципа пользы имеют непосредственное отношение к пониманию общественной миссии полиции Российской Федерации, действия которой безусловно должны соответствовать содержанию принципа законности, а правоохранительная сущность отвечать канонам универсальных правил полицейской деятельности, что может быть проиллюстрировано, к примеру, принципами правоприменения известного полицеиста Р. Пиля (17881850). В частности, в соответствии с пятым принципом Р. Пиля, «Поиск и сохранение полицией общественной поддержки осуществляются не благодаря общественному мнению, а в силу постоянной демонстрации полицией абсолютно беспристрастного служения закону» [4, с. 34].
Таким образом, фактор обращения к теоретическому наследию английского мыслителя И. Бентама, в части осмысления правового и нравственного содержания принципа пользы, свидетельствует о несомненной важности учета в системе подготовки государственных служащих вообще и личного состава российской полиции, в частности, наиболее значимых выводов мировой мысли относительно взаимосвязи интересов общества с интере- сами каждого ее члена, что, в свою очередь предопределяет поддержание в обществе должных: спокойствия; гармонии и порядка.
Список литературы Некоторые суждения относительно принципа пользы в контексте правового учения Иеремии Бентама
- Утилитаризм - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/4703405 (дата обращения: 20.08.2022).
- Mill J.S. Utilitarianism. 1863. - Kitchener: Batoche Books, 2001. - 63 с.
- Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / Избранные сочинения Иеремии Бентама: Том 1. - М.: Книга по требованию, 2014. - 315 с.
- Чимаров С.Ю. К вопросу о "Принципах правоприменения" Роберта Пиля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - №3 (75). - С. 33-34.