Неполитические ресурсы политического: о динамических моделях в методологии изучения и реализации межкультурной коммуникации
Автор: Клягин Сергей Вячеславович, Перемибеда Павел Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Глобализация и цифровое общество
Статья в выпуске: 1, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются неполитические (социальные и социально-культурные) предпосылки для создания новых возможностей в политической сфере информационно-коммуникативного социума. В качестве средства реализации этих возможностей предлагаются динамические модели, которые используются в методологии изучения и реализации межкультурной коммуникации.
Политика, коммуникация, культура, методология
Короткий адрес: https://sciup.org/170171363
IDR: 170171363 | DOI: 10.31171/vlast.v28i1.7050
Текст научной статьи Неполитические ресурсы политического: о динамических моделях в методологии изучения и реализации межкультурной коммуникации
Изменения общественных процессов в информационно-коммуникативном социуме находят выражение в политической сфере общества. Независимо от концептуальных контекстов в трактовках политических явлений влияние на социум новейших трансформационных факторов проявляется, прежде всего, в актуализации коммуникативной природы власти [Луман 2001]. Получают распространение новые политические технологии. Более того, обнаруживаются подвижность границ политического в общественной жизни и, соответственно, изменение состава объектов и средств реализации власти.
Статья посвящена методологии рассмотрения таких специфических политических возможностей, которые изначально не входят в пространство политического, а преимущественно принадлежат к социально-культурным процессам, но в перспективе могут быть использованы в политической сфере.
Цель исследования состоит в том, чтобы показать возможность переноса моделей методологий изучения социально-коммуникативных процессов на политическую сферу, за счет чего возможно выявление и осмысление новых ресурсов для области политического в современном обществе. В статье показывается динамика сферы политического, анализируется специфика проявления в информационном социуме феноменов медиа и коммуникации.
Новизна авторского подхода состоит в том, что подчеркнута взаимная обусловленность социального и коммуникативного аспектов рассмотрения политических явлений и процессов и, соответственно, охарактеризованы динамические модели методологии изучения межкультурной коммуникации в качестве перспективных инструментов совершенствования сферы политики.
Целый ряд ведущих социологов указывают на подвижность социальной реальности [Латур 2014; Ло 2015], повышение роли в жизни общества различных видов мобильности, а также вариативности взаимодействия различных социокультурных и социотехнических сред [Урри 2012; Fuller 2007]. Многие мыслители отмечают влияние информационно-коммуникативных факторов на изменения в политической жизни общества [Бурдье 2002; Маклюэн 2003; Эко 2000]. Причем это влияние противоречиво.
С одной стороны, происходит расслоение социума по возможности доступа различных социальных групп к информации, а также по их отношению к ресурсам, связанным с ее обработкой и продвижением (СМИ, Интернет, социальные сети). Проявляется тенденция к тому, чтобы в практиках управления обществом свести политику к рутинным действиям и процедурам, обеспечивающим преимущественно техническую реализацию полномочий властных групп [Рансьер 2006: 22] и, в конечном итоге, осуществить своего рода «умиротворение» политики [Рансьер 2006: 29].
С другой стороны, такое статическое понимание политического не работает именно в нестабильном, динамичном информационно-коммуникативном социуме. И связано это с изменением социальной основы политики. Возрастающая мобильность социума [Бауман 2004; Урри 2012], плюрализация занятости работников в сфере экономики [Жеребкин 2013] обусловливают привлечение в область политического особого рода сообществ на смену устоявшимся социальным группам и структурам. Эти сообщества подвижны, они формируются как бы на границах привычных социальных связей и отношений. Здесь происходит неформальный поиск новых форм общественной активности [Петровская 2012: 8, 10]. Примерами таких сообществ могут быть различные неформальные объединения, группы людей, вовлеченные в создание и реализацию новых технологий, представители субкультурных групп, участники различных номадических движений современного социума.
В конечном итоге, такие сообщества собраны «коммуникацией опыта» [Петровская 2012: 27]. В них люди получают возможность пробовать себя в непрерывно изменяющихся и переосмысливаемых обстоятельствах жизни. В свою очередь, динамика жизненного мира человека приводит к изменению природы политики, которая перестает быть регистрацией и перекомпоновкой готовых социальных регулятивов, но в большей степени «становится формой человеческого действия, основанного на разногласии» [Рансьер 2006: 13]. Возникают предпосылки для совершенствования технологий власти, которые в большей степени обращаются к конкретным действиям, к ситуативной адаптации средств взаимодействия между участниками политического процесса.
Исходя из краткого анализа взглядов современных мыслителей на динамику области политического и возможностей власти, можно сделать вывод о неустранимой нестабильности политического, о «перемешивании» и «переработке» в этой области различных социальных потенциалов, связанных с повседневной жизнью людей, с поисками ими своей идентичности в новых, непрерывно обновляемых социальных обстоятельствах.
Ключевое значение для взаимодействия сферы политического и межкультурной коммуникации, их взаимного проецирования имеет рассмотрение этих процессов с учетом сущностного взаимодействия феноменов медиа и социума. Соответственно, может обнаруживаться коммуникативная (и в широком смысле – сообщительная, т.е. медиальная) точка зрения на политические процессы. В этом ракурсе происходит сближение социальных форм, с одной стороны, и медиапрактик – с другой. И, соответственно, становится перспективным проект изучения политического как коммуникативного. В исследованиях коммуникации и медиафеноменов процесс «смешения», взаимоперете-кания социального и медиального характеризуется понятием «медиатизация» ( mediatization ).
Признание значимости этого базового для информационно-коммуникативного социума процесса связано с актуальными дискуссиями о расширительном понимании феномена коммуникации как чего-то большего, чем просто передача сообщений по фиксированным каналам взаимодействия.
Расширительное понимание феноменов коммуникации и медиа находит выражение в так называемом пространственном повороте ( spatial turn ) в изучении коммуникации. В этом контексте коммуникативные практики рассматриваются как система и как совокупность рассеянных, сложно соотнесенных сообщений, знаково-символических образований. Коммуникация и, шире, феномены медиа становятся конститутивным фактором для образования социально-культурных пространств и для дальнейшей кристаллизации в них видимой структуры каналов и средств информационно-смыслового взаимодействия. В концепции пространственной коммуникации ( spatial communication ) мобильность символов, текстов, дискурсов становится не только равной по значимости, но даже ведущей относительно передвижения людей и материально-вещественных предметов [Hepp 2010; Mediatization… 2009; Moores 2012].
На основе сопоставления областей политического и социальной коммуникации, обнаружения сходства в их динамических неоднородных, «смешанных» состояниях могут быть показаны общие, пересекающиеся, динамические методологические модели рассмотрения социально-политической реальности.
Отметим, что уточнение природы феноменов коммуникации и медиа позволяет лучше понять медиальную, сообщительную природу политического. Медиа – это место соединения, вовлечения и согласования разных частей реальности для проявления новых свойств социальной реальности. Так же и политика есть область переработки социальной неупорядоченности, которая потенциально может стать новым порядком. Конструктивный беспорядок в социально-политической области медиа может включаться в процесс непрерывно консолидируемого и нормируемого общественного действия, в котором локальные и ситуативные интересы объединяется вокруг общих ценностей, идеалов и программ.
Многомерность, «объемность» взаимодействия политического и коммуникативного особенно рельефно проявляются в межкультурных интеракциях и могут быть отображены динамическими методологическими моделями.
В объективном, практическом аспекте динамика методологии изучения межкультурной коммуникации обусловлена общими тенденциями в развитии современного общественного производства, становлением нового технологического уклада (четвертая промышленная революция), разноаспектными и противоречивыми процессами глобализации.
В познавательном плане динамика методологии изучения межкультурной коммуникации совпадает с общим вектором, обусловленным научными революциями и общей траекторией перехода от классической к неклассической и, далее, постнеклассической науке.
Очевидно, что обозначенные методологические направления в конкретных ситуациях изучения межкультурной коммуникации не реализуются в чистом виде, но проявляются в содержательном взаимодействии. Сознавая это, теоретики и практики межкультурной коммуникации в своей методологии используют «объемные», многомерные методологические модели, общая идея которых может быть выражена понятием «методологический континуум» [Нарский 1989].
В частности, обосновываются методологические принципы изучения межкультурной коммуникации: принципы пунктуации, неопределенности, пер-формативности, позиционирования, соразмерности, непрерывности, принцип маятника, принцип транзакционности, синергии, устойчивости и основательности [Klyukanov 2005]. Комплексное использование всех названных принципов позволяет обеспечить многовекторность в построении и реализации методологии исследования межкультурной коммуникации, что может быть значимо и для осмысления динамики социально-коммуникативных оснований политической сферы.
Для характеристики подхода к изучению межкультурной коммуникации как сложного социально-политического процесса может быть также использована концепция метакоммуникативной, двухуровневой модели изучения коммуникации [Craig 1999; 2013]. В этой модели теория коммуникации рассматривается как метауровневое, одновременно и диалогическое, и диалектическое взаимодействие нескольких относительно самостоятельных исследовательских направлений (традиций) в изучении коммуникации. При этом предусматривается возможность масштабирования этой модели, переноса ее на иные исследовательские области и иные сферы социальной коммуникации. Такого рода метамодель вполне уместна в построении методологии изучения социальнополитических аспектов межкультурной коммуникации, в т.ч. с учетом направлений, которые выделяются исследователями для изучения социальной коммуникации в целом.
Методология изучения межкультурной коммуникация в качестве объекта исследования не отличается определенностью: в ней используются различные интерпретации изучаемой ситуации, адаптивно процессу исследования изменяются языки и параметры методологических средств. Для понимания специфики таких методологий может быть использована метафора «метод-сборка», который трактуется как сопровождение и непрерывное дооформление дискурсивных практик, применяемых в общем потоке социально-гуманитарного исследования [Латур 2014; Ло 2015]. Обосновывая концепцию саморазвиваю-щегося метода, Ло пишет: «Если “сборка” должна выполнять нужную работу, то необходимо понимать ее как осторожное, колеблющееся развертывание, которое лишь в незначительной мере находится под той или иной формой намеренного управления» [Ло 2015: 91].
Таким образом, обнаруживается сходство динамических методологических подходов к изучению сферы политического и социальных, в т.ч. межкультурных, коммуникаций в информационно-коммуникативном социуме. На основе этого сходства возможен перенос моделей методологий изучения социальнокоммуникативных процессов на сферу политического. Социальные коммуникации, динамика культурных сообществ, политические процессы в таком аспекте могут рассматриваться в едином медиальном формате. Соответственно, возможна консолидация новых социально-культурных ресурсов для области политического в современном обществе.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.
Список литературы Неполитические ресурсы политического: о динамических моделях в методологии изучения и реализации межкультурной коммуникации
- Бауман З. 2004. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир. 188 с
- Бурдье П. 2002. О телевидении и журналистике. М.: ФНИ "Прагматика культуры". 288 с
- Жеребкин С. 2013. Нестабильные онтологии в современной философии. СПб: Алетейя. 350 с
- Латур Б. 2014. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: ИД ВШЭ. 384 с
- Ло Дж. 2015. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Изд-во Института Гайдара. 352 с