Незаконное задержание как основание привлечения к гражданско-правовой ответственности органов государственной власти

Автор: Могилевский Г.А., Прощалыгин Р.А.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 2-3 (53), 2021 года.

Бесплатный доступ

В публикации предпринята попытка краткого анализа такой меры пресечения свободы физического лица как незаконное задержание в качестве основания для привлечения в этом деянии виновного лица - органа государственной власти к гражданско-правовой ответственности. На этой основе предлагаются рекомендации для устранения данного вида противоправных действий в сфере практического правоприменения.

Обеспечение прав, свобод и законных интересов, незаконное задержание, мера пресечения, гражданско-правовая ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/170188508

IDR: 170188508   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-3-80-82

Текст научной статьи Незаконное задержание как основание привлечения к гражданско-правовой ответственности органов государственной власти

Политические реформы и демократические преобразования в основных сферах жизни общества и государства, проводимые в Российской Федерации в связи с принятием и вступлением в силу в 2020 г. поправок в Конституцию Российской Федерации, предопределяют необходимость всестороннего обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Этот реализуемый государственной властью механизм политических, экономических и правовых реформ должен базироваться на строгом и неукоснительном соблюдении основных положений Конституции Российской Федерации, а также правовых предписаний иных законодательных актов. Активизировавшиеся в начале 2021 г. по всей стране несанкционированные массовые митинги и шествия против действующего режима власти, сопровождающиеся внушением населению чувства ложного патриотизма, призывами к насилию против сотрудников и военнослужащих правоохранительных органов, разжиганием националистических и экстремистских настроений среди населения РФ, представляют наибольшую социальную опасность, так как подрывают фундаментальные основы конституционного строя РФ, а также нивелируют легитимность государственных органов власти в глазах молодежной части населения РФ. Данные события активно муссируются в печатных средствах массовой информации, на телевизионных каналах, глобальной коммуникационной сети «Интернет». При этом достаточно часто доводимая до населения информация о незаконном задержании участников несанкционированных митингов, незаконном применении физической силы и специальных средств, нарушениях иных прав граждан со стороны правоохранительных органов носит ложный, не соответствующий действительности и так называемый «фейковый» характер.

Вместе с тем, со стороны правоохранительных органов государства как результат провокационных действий правонарушителей встречаются отдельные случаи превышения полномочий при осуществлении фактического, административного задержания, применения физической силы и специальных средств. Такие действия со стороны правоохранителей влекут за собой и гражданско-правовые последствия. Так, в соответствии со ст. ст. 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), вред, причиненный в результате незаконных действий органов государственной власти, подлежит возмещению и компенсации со стороны государства за счет казны РФ. При этом в зависимости от конкретных незаконных действий и непосредственного причинителя вреда, будут применяться нормы ст. 1069 ГК РФ, либо ст. 1070 ГК РФ. В пункте 1 ст. 1070 ГК РФ содержится перечень незаконных действий, в результате осуществления которых возникают внедоговорные обязательства, влекущие за собой обязанность государства возместить и компенсировать вред, причиненный представителями конкретных правоохранительных органов, независимо от вины должностных лиц данных органов.

Исходя из п. 1 ст. 1070 ГК РФ, противоправное поведение представителей правоохранительных органов в отношении физических лиц могут выражаться в выполнении следующих действий: незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста.

Вместе с тем, высшая судебная инстанция российского государства в лице Конституционного Суда Российской Федерации в своем постановлении к числу указанных противоправных действий отнесла и незаконное задержание, как фактическое, так и процессуальное [1]. В юридической литературе, вопрос об отнесении незаконного задержания к перечню незаконных действий, установленных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, обсуждался на протяжении достаточно длительного периода времени [2]. Однако до настоящего момента соответствующие изменения, направленные на расширение указанного перечня, не внесены в указанную норму ГК РФ.

К числу правоохранительных органов, указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ отнесены органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В связи с этим, представляется правомерным вопрос о необходимости отнесения войск национальной гвардии РФ к числу указанных правоохранительных органов. Правовой осно- вой для такого суждения является федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в главе II которого узаконена правовая норма о том, что военнослужащие войск национальной гвардии РФ в целях выполнения возложенных на них задач по охране общественного порядка, пресечению преступлений, административных правонарушений и противоправных действий, наделены специальными полномочиями (в качестве мер принуждения), к числу которых законом отнесено задержание, вскрытие транспортных средств; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), применение физической силы, специальных средств и т.п.

Таким образом, в случае, если военнослужащие войск национальной гвардии РФ, осуществили незаконное задержание или иные меры принуждения, в том числе в сфере административного производства, обязательства по возмещению и компенсации вреда, возникают в соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ, независимо от вины конкретного должностного лица войск национальной гвардии РФ.

Вместе с тем, в том случае, если были применены незаконно специальные средства или физическая сила, то данные действия не охватываются диспозицией нормы п. 1 ст. 1070 ГК РФ. Возмещение и компенсация вреда в данном случае должны осуществляться в соответствии с п. 2 ст. 1070 ГК РФ со ссылкой на ст. 1069 ГК РФ. При этом вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет казны РФ. В указанном случае необходимо установить полный состав гражданского правонарушения, включающий в себя противоправность поведения, вред, причинно-следственную связь и вину причинителя вреда.

Список литературы Незаконное задержание как основание привлечения к гражданско-правовой ответственности органов государственной власти

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 КоАП РФ, п. 1 ст. 1070 ГК РФ, абз. 3 ст. 1100 ГК РФ и ст. 60 ГПК РФ, в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина, М.В. Филандрова" // Российская газета. 2009. 03 июля.
  • Мотовиловкер Я.О. Об ответственности за вред, причиненный гражданам неправильными служебными действиями следственных органов и суда // Правоведение. - 1973. - №2. - С. 60-61.
  • О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4159.
Статья научная