Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы
Автор: Беляева Г.С., Дыбов А.И.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-3 (49), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых основ противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы. В частности, авторами констатируется, что система противодействия коррупции в Российской Федерации включает в себя значительно число нормативно-правовых актов, различных, как по юридической силе, так и территории действия. Отмечается, что в силу того, что сама коррупция есть системное социальное явление, противодействие ей тоже должно носить системный, комплексный и эффективно-организованный характер, что возможно путем создания и реализации национальной антикоррупционной стратегии, которая должна содержать такие базовые элементы, как основные принципы противодействия коррупции, соответствующий механизм, включающих правовые и организационно-правовые средства, гарантии, критерии эффективности данной деятельности и т.д.
Коррупция, противодействие коррупции, государственная гражданская служба, антикоррупционная стратегия, правовая политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170186872
IDR: 170186872 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11150
Текст научной статьи Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы
Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы в современный период развития российского государства выступает одной из важнейших задач государственного управления. Образно говоря, коррупцию можно сравнить со злокачественной опухолью, которая изнутри разъедает всю систему государственной власти и управления, уничтожая моральные и нравственные устои общества и механизм государства в целом. В этой связи для успешной борьбы с коррупцией как явлением необходимо не только пресекать преступления коррупционной направленности и привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, но и предупреждать их проявление, выявлять причины и условия, способствующие коррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.
Следует сказать, что в Российской Федерации имеется необходимая организационно-правовая основа для противодействия коррупции, представленная международно-правовыми актами и национальным законодательством, отвечающим международным нормам и принципам. Вот, что в этой связи закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06
июля 2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36): «Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др. В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [1].
Первым нормативно-правовым актом, ознаменовавшим кампанию по противодействию коррупции в России, стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [2]. В то же время первый опыт подобного правового регулирования сложно признать вполне удавшимся, ибо в анализируемом подзаконном акте отсутствовал четкий механизм противодействия коррупции в виде соответствующих правовых норм, институтов и организационной основы, что повлекло за собой лишь увеличение динамики проявления коррупции на практике.
В целях создания данного механизма в декабре 2003 года РФ подписала и в марте 2006 года ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных наций против коррупции [3], а следом за ней был принят первый специальный закон, посвященный противодействию коррупции (далее: Закон о противодействии коррупции) [4]. В Законе о противодействии коррупции содержится глоссарий, в котором дается определение таких ключевых понятий, как «коррупция», «противодействие коррупции» и т.д. Согласно Закону, коррупция понимается в двух основных значениях: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [4]. В то же время, несмотря на наличие данного легального определения коррупции, данное понятие вызывает в юридической науке значительные дискуссии, которые трудно свести к «общему знаменателю» [5].
Однако, поскольку анализ подходов к определению понятия «коррупции» является предметом отдельного исследования, продолжим начатый нами анализ нормативно-правовой базы противодействия коррупции в Российской Федерации и подчеркнем, что данная деятельность в силу глобального характера рассматриваемо- го явления должна осуществляться на всех уровнях публичной (государственной и муниципальной) власти при непосредственном участии институтов гражданского общества.
В силу того, что сама коррупция есть системное социальное явление, противодействие ей тоже должно носить системный, комплексный и эффективноорганизованный характер, что возможно только путем создания и реализации национальной антикоррупционной стратегии, которая должна содержать такие базовые элементы, как основные принципы противодействия коррупции, соответствующий механизм, включающий правовые и организационно-правовые средства, гарантии, критерии эффективности данной деятельности и т.д. [6]. Во исполнение антикоррупционной стратегии, рассчитанной в среднем на 5 лет [7], должны издаваться распорядительные документы - планы реализации стратегии, включающие конкретные мероприятия, сроки их проведения, ответственные лица, финансовое и материально-техническое обеспечение, сферы реализации и т.д. Подобная Стратегия, обеспеченная соответствующими планами ее реализации, призвана стать прочной и необходимой базой противодействия коррупции в государстве.
В Российской Федерации действует Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [8]. Однако, как представляется, данный документ нуждается в значительной актуализации, в том числе в связи с изменениями, как в общественной жизни, так и законодательстве.
Более того, в силу значительного количества нормативно-правовых актов антикоррупционного характера, необходима систематизация соответствующей нормативно-правовой базы, что, несомненно, должно привести к совершенствованию правового регулирования и государственного управления во всех сферах общественных отношений.
Список литературы Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06 июля 2013 № 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 8.
- Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 923.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорк 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Малеванова Ю.В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих // Российский следователь. - 2018. - №6. - С. 55-56.
- Тонков Е.Е., Туранин В.Ю. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы осуществления и возможности их преодоления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2015. - №1 (20). - С. 94-99.
- The National Anti-Corruption Strategy in the Republic of Serbia for the Period 2013-2018. Pursuant to Article 8. Para. 1 of the Law on the National Assembly // Official Gazette of the RS. N 9/10.
- Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.