Новая парадигма безопасности человека в информационном пространстве
Автор: Ильчук А. Т.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 3 (81), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам повышения личной и индивидуальной безопасности в условиях объективной и субъективной реальности информационного пространства. Рассматриваются факторы и причины безопасности в условиях глобальных перемен и непредсказуемого будущего.
Безопасность личности, безопасность индивидуальности, норма внешнего и внутреннего, тонко-информационное поле пространственно-временного континуума
Короткий адрес: https://sciup.org/14126914
IDR: 14126914
Текст научной статьи Новая парадигма безопасности человека в информационном пространстве
A. T. Ilchuk
Non-profit organization “Association of training centers”, Barnaul, Russia
NEW HUMAN SAFETY PARADIGM IN THE INFORMATION FIELD
Ilchuk Alexander Timofeevich – Doctor of Psychological Sciences, Professor, Vice President.
Исследование безопасности человека в информационном пространстве является востребованным направлением психологии личности. Как отмечает О. Ю. Зотова, концепция безопасности трансформируется в сторону смещения акцентов с вопросов государственной безопасности к вопросам безопасности человека [2, с. 133]. Наличие достаточных условий безопасности человека необходимо как при развитии и становлении личности, так
и при становлении индивидуальности человека. Большинство работ современных авторов в данном направлении посвящено исследованию проблем безопасности личности человека. Постановка вопроса безопасности (индивида) является довольно новой и неисследованной областью современной науки, включающей межпредметность и совместимость психологии, педагогики, культуры, научной причинности, этики.
Безопасность как термин рассматривается современными психологами с различных точек зрения. Под психологической безопасностью в настоящее время, по мнению В. В. Иохвидова, понимается особая проекция средовых условий функционирования субъекта на психические структуры, обеспечивающие интегральное переживание им чувства защищенности и не снижающуюся во времени способность к развитию в направлении реализации для него личной цели [4, с. 229]. Анализ разработанной Т. М. Краснянской темпоральной модели оценки безопасности позволяет сделать выводы, что автор под безопасностью понимает отсутствие актуальных или потенциальных угроз с учетом временного аспекта [5, с. 232–233]. О. Ю. Зотова рассматривает психологическую безопасность как состояние сохранности психики, которое предполагает поддержание равновесия между негативными воздействиями окружающей среды на человека и его устойчивостью, жизнестойкостью и возможностями защитных факторов среды. При этом акцент сделан на неделимость психологической безопасности личности и среды, взаимодействие со средой рассматривается как необходимость устойчивого развития и нормального функционирования человека [2, с. 133].
Рассматривая вопрос о безопасности как проекции на психику, следует отметить, что активное состояние психики – это сохранение комфорта. Всё, что находится за пределами зоны комфорта, воспринимается психикой как тревожность и создает все виды беспокойств. Психика постоянно возвращает человека в зону привычного своего состояния – матрицу (очень близко к сути матрицы понятие «монитор отклонения» по А. Менегетти (см., напр., [6; 7]). Но в условиях перемен, в условиях современной реальности нормальным становится выход в другие системы отсчета, за матрицу безопасности индивида (неделимости). И при этом психика должна быть управляема человеком.
Необходимо учитывать тот факт, что управление психикой является составным элементом информационного пространства (см., напр., [1, с. 132]). Но доступность в эти хрупкие и тонкие возможности управления осуществляется при условии сохранения безопасности в хрупком и тонком, т. е. в этике безопасности. Тонкая грань между материальным и психическим задает программы всех видов мышления.
Рассматривая новую парадигму безопасности человека, следует отметить, что, по нашему мнению, в информационном пространстве безопасность зарождается, формируется, реализуется и развивается во всех планах мышления человека приложением суммы сил, средоточием которых является человек.
Все жизненные ситуации человека не могут развиваться вне его и без его участия. Любой процесс начинается внутри человека, зарождается в нем, укрепляется и делается для него своим, после чего начинает самостоятельно действовать, незаметно для человека становится нормой его жизни. В зависимости от того, что поддерживает этот процесс – закон, порядок или логику, он воплощается в опасном или безопасном варианте для самого человека.
Безопасность жизнедеятельности человека в информационном пространстве зависит от трех факторов:
-
1. Чистоты и целостности психических индивидуальных (информационных) полей, готовности человека к принятию перемен, поддержанию и сопровождению этих перемен.
-
2. Выбора решений для личностного и социального становления человека и раскрытия его индивидуальности (гармонии объективного и субъективного).
-
3. Безусловного доверия самой реальности и жизненно-информационному пространству, в котором человек может и должен хорошо ориентироваться, не делая оплошностей и не изменяя своему выбору. Сомнения, неустойчивость, неуверенность разрушают доверие как к себе, так и к деятельности в целом [3, с. 24].
Снижение безопасности наступает с того момента, когда человек создает нарушения, приводящие к отклонению от нормы принятой социальной матрицы, создавая причинность, возвращающую человека на повторяемость ситуаций в жизни. В деятельности это выражается неведением происходящего: человек раз за разом повторяет одну и ту же ошибку, отягощая свои обстоятельства остановкой движения. Отклонение происходит от незнания самой нормы внешнего и внутреннего в целом, а также условий сохранения безопасности при взаимодействии со средой. Отклонение от нормы создает фактор возврата к неверному восприятию, отправляющему на штрафной круг по повторам ситуаций.
Этика взаимодействий нагружается невежеством (неведением), дурным характером и элементарным отсутствием навыков общения.
Опыт исследований психики при взаимодействии с массивами информационных полей открыл слабые стороны личности человека. Неведение – это разрушительная сторона информационного поля, она отражается на человеке созданием петли обратной связи – обратным зеркалом, причинно-следственным действием. Единственным и решающим инструментом в процессах становления человека является знание. Знание – сила, сила самосознания, сила индивидуальности, включающая в себя процессы распознавания пограничных состояний в способностях и состоятельности, как в деятельности, так и в жизни. Мы не можем не учитывать влияние лучевых, временных, информационных потоков, их воздействие на уровнях бытия в масштабах локальных, региональных, федеральных, континентальных и даже планетарных социальных сетей, в коммуникационной технике и средствах массовой информации. Уже невозможно просто отмахнуться от тонко-информационных полей как волнового, так и излучающего квантового содержания. Они не просто проникают в обыденное сознание, а активно влияют на него через уклад жизни, социальное поле мысли, государственность, родовой уклад, отправные культы и просто гражданственность. Не считаться с новыми источниками или нашими желаниями – значит идти по тупиковому пути рационального мышления, которое тормозит восприятие и отбрасывает к нефункциональным программам. Время инволюции ушло, наступило время глобальных перемен, эволюции. Будущее становится непредсказуемым. Впервые появилась возможность переоткрытия жизненных ценностей и их состоятельности. Неизбежность и неотвратимость перемен очевидны. Своевременность перепрограммирования реальности становится качеством эволюции и, в частности, качеством самого человека, а также сообществ на всех уровнях жизни.
Новая парадигма в мышлении человека с опорой на иррациональное и парадоксальную логику открывает все виды безопасности и защиты как самого человека, так и его дела и деятельности сообществ.
Сила сознания присутствует в переменах. Безопасность включает в себя охрану индивидуальности в информационном социальном пространстве, где сознание становится инструментом восприятия настоящего.
Необходимо учитывать, что при симметрии и синхронности с переменами человек претерпевает такие изменения, при которых само искажение теряет пространство своего действия, т. е. практически искажение выпадает из взаимодействия.
Самосознание выводит мышление к силе перемен. Мышление становится инструментом перемен, способностью принятия сути знания, не преувеличивая и не упрощая поставленных задач. Время перемен – это время глубокой реальности.
Мы не отстаем от мировой практики работы в тонко-информационном поле и его восприятии, выходим к опережающим знаниям перемен. На первое место в текущей многовариантной, непредсказуемой реальности выходят опережающие технологии тонко-информационного управления живыми системами. В центре действующих сил биоинформа-ционных и машинно-информационных систем находится человек – управляющий и исполняющий, умеющий решать новые задачи перемен и создавать новые программы.
Таким образом, безопасность находится в действиях по поддержанию живой системы и ее законов в условиях многовариантной реальности, включающей в себя все времена: прошлое, настоящее и будущее – с акцентом на движение человека в русле перемен. Парадигма перемен – это исследование содержания, смысла, сути и составляющих природы перемен. Новый человек – «человек перемен». В информационном пространстве мы предлагаем рассматривать безопасность не как чувство защищенности, отсутствия потенциальных или актуальных угроз, а как организацию такого способа мышления, при котором возврат предыдущих ситуаций, нежелательных для человека, невозможен (при котором человек не программирует для себя нежелательные, опасные ситуации).
Список литературы Новая парадигма безопасности человека в информационном пространстве
- Бухарин С. Н., Малков С. Ю. Основы теории информационного поля // Инноватика и экспертиза. 2014. Вып. 1 (12). С. 131–147.
- Зотова О. Ю. Современные отечественные концепции психологии безопасности // Человеческий капитал. 2016. № 4 (88). С. 133–134.
- Ильчук А. Т. Причинные исследования психологии деятельности : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2005. 51 с.
- Иохвидов В. В., Савельева С. А. Современное состояние психологии безопасности личнос¬ти // Наука через призму времени. 2018. № 4 (13). С. 228–231.
- Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Время опасности и безопасности в субъектном опыте студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 3 (19). С. 231–236.
- Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. М. : Онтопсихология, 2014. 560 с.
- Орлов А. Б. Монитор отклонения // Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ : [сайт]. URL: http://www.trialog.ru/dictionary/?rash=m5 (дата обращения: 26.07.2018).