Новое средневековье в культуре России ХХ века

Бесплатный доступ

Новое Средневековье - популярная в настоящее время социально-политическая и культурологическая концепция, наиболее полно, на наш взгляд, объясняющая процессы в обществе, политике, культуре и искусстве ХХ и XXI века как проявления нового религиозного сознания. Опираясь на нее как на научное основание, автор показывает, что основными каналами влияния на менталитет и жизненные выборы людей, формирование ценностей и ценностных ориентиров в исследуемую эпоху становятся визуальные медиа и визуальные виды искусства. Автор делает краткий исторический обзор алгоритмов формирования идеологических образов в отечественном искусстве на протяжении столетия, разделяя их на три этапа, и замещения ими древних национальных архетипов; показывает создание новых нарративов, влияющих на базовые архетипы и структуры национального характера, исторического сознания, продвигающих новые социально-политические и культурные ценности.

Еще

Новое средневековье, оккультизм и магия, общество спектакля, визуальная культура, новая религиозность, малевич, супрематизм, светлое будущее, эзотерический буддизм, сталин, трансгуманизм в искусстве

Короткий адрес: https://sciup.org/140301595

IDR: 140301595   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_3_192

Список литературы Новое средневековье в культуре России ХХ века

  • Бердяев Н.А. Новое средневековье // Его же. Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., 1994.
  • Бобринская Е.А. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.: Пятая страна, 2003. 302 с.
  • Гончаренко Н.М. Трансгуманистический тренд в современном визуальном искусстве // Человек. 2014. № 3. С. 77-91.
  • Губарева О. В. Икона как искусство. Эстетические традиции русской иконописи и современная визуальная культура. СПб: Аргус СПб, 2022. 356 с.
  • Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство. 1990. 395 с.
  • Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2018. 220 с.
  • Демшина А. Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. СПб., 2010. С. 190
  • Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. 463 с.
  • Ивонина О. И. Концепция Нового Средневековья Н. А. Бердяева // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 63. С. 123-129.
  • Ищенко Е.Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 16-27.
  • Кино и коллективная идентичность: монография / Под общ. ред. М. И. Жаб-ского. М.: ВГИК, 2013. 300 с.
  • Маклюэн М. Понимание медиа. Часть II. Глава 32. Оружие. Война икон // URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3528/3561 (дата обращения: 21.02.2023).
  • Малевич К. С. Из книги о беспредметности. Раздел 1. Формулы супрематизма // Его же. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5: Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки. Поэзия. М.: Изд-во Известия, 2004. 619 с.
  • Малевич К. С. У-эл-эль-эл-ул-те-ка. Нота людям 16 июля // Его же. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5: Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки. Поэзия. М.: Изд-во Известия, 2004. 619 с.
  • Маяковский В. В. Доклад о художественной пропаганде на первом всероссийском съезде работников РОСТА 19 мая 1920 г. // Новое о Маяковском. Сборник материалов. Т.1: Неизданные выступления Маяковского 1920-1930гг. М.: Акад. наук СССР, 1958. 630 с.
  • Нуреев Р. М. Краткий курс истории ВКП(б) в кривом зеркале партийной пропаганды // Journal of Institutional Studies. 2011. № 1. С. 83-92.
  • Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков. М.: Издат. дом ВШЭ, 2014. 352 с.
  • Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. 328 с.
  • Савицкий Е.Е. Критерии новизны в историографии 1990-х годов: На примере «нового медиевализма»: дис. ... к.и.н. М., 2006.
  • Синнут А.П. Эзотерический буддизм. Учение Будды. М.: Золотой век, 1995. 325 с.
  • Тарабукин Н. Изобретательность в плакате // Горн. 1923. Кн. 9. С. 125-134.
  • Тарабукин Н. Искусство дня. М., 1925.
  • Третьяков С. Обработка лозунга // Горн. 1923. Кн. 9. С. 117-123. URL: https:// electro.nekrasovka.ru/books/4279/pages/136 (дата обращения: 23.02.2023).
  • Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 399 с.
  • Троцкий Л.Д. Сочинения. Сер. 6: Проблемы культуры. Т. 21. М.; Л., 1927. 520 с.
  • Федор Бурлацкий: «Судьба дала мне шанс». Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р. А. Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф. М. Бурлацким // Российский адвокат. 2007. № 5.
  • Шилкина И.С. Психоанализ в послереволюционной России (1920-1930-е годы) // Россия и современный мир. 2019. № 3 (104). С. 108-129.
  • Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. №4. С. 258-267.
  • McMahan D.L. The Making of Buddhist Modernism. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2008. 299 p.
  • Tillich P. Christianity and the Encounter of the World Religions. New York; London, 1963. 47 р.
  • Weisl A. J. The Persistence of Medievalism: Narrative Adventures in Contemporary Culture. N.Y., 2003. X, 277p.
Еще
Статья научная