Новые материалы из раскопок позднесредневекового могильника на горе Унюк (правый берег Енисея)
Автор: Выборнов А.В., Скобелев С.Г., Худяков Ю.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В 2015 г. продолжены полевые исследования курганного могильника на горе Унюк в Краснотуранском р-не Красноярского края. В составе памятника, расположенного у вершин горы, выделяются две курганные группы. В 2014 г. широким раскопом изучены курганы № 1 и 5. Была предложена культурно-хронологическая интерпретация материалов, связываемых с енисейскими кыргызами позднего средневековья и их кыштымами. Исследованный в 2015 г. курган № 3 представлял собой погребение по обряду трупосожжения. В составе погребального инвентаря обнаружено значительное количество металлических изделий. Большая их часть фрагментирована и является мелкими деталями одежды, конского снаряжения, оружия. Особо выделяются части конского снаряжения - удила и ременные накладки. Удила имеют крупные кольца на окончаниях грызел, сравнимые по размерам с трензелями. Накладка султанчика - «месяцевидной» формы, предполагающей ее использование на широком налобном ремне. В целом находки имеют широкие аналогии в погребальных объектах Среднего Енисея, относящихся к монгольскому времени. Тем самым подтверждается датировка могильника в пределах XIII-XVI вв. Полученные материалы соответствуют предложенным ранее типологическим схемам развития отдельных категорий вещей и существенно дополняют корпус источников, происходящих из закрытых комплексов. Исследованные курганы демонстрируют яркие примеры заупокойной обрядности и материальной культуры поздних кочевников Минусинской котловины. С одной стороны, они отражают общие тенденции в оформлении металлических деталей оружия, снаряжения коня и одежды местного населения, в целом организацию и содержание погребальных объектов, а с другой - демонстрируют локальные особенности расположения могильников, их структуры, специфику форм предметов погребального инвентаря.
Средний енисей, гора унюк, курганы, позднее средневековье
Короткий адрес: https://sciup.org/14522213
IDR: 14522213
Текст научной статьи Новые материалы из раскопок позднесредневекового могильника на горе Унюк (правый берег Енисея)
Постановка и решение основных проблем истории позднего средневековья Южной Сибири связаны с поиском и раскопками археологических объектов, их соотнесением с фактами и явлениями, известными по письменным источникам. В рамках этого направления на протяжении нескольких лет нами ведутся исследования разнотипных памятников на горе Унюк в Краснотуранском р-не Красноярского края. Гора (хребет) Унюк находится на правом берегу Красноярского водохранилища, по левой стороне Сыдинского залива. На ней расположены два основных типа объектов – позднесредневековый могильник и два крепостных сооружения. В литературе представлены результаты исследований отдельных курганов и интерпретации фортификационных конструкций [Скобелев, Рюмшин, 2015].
Могильник находится в южной части хребта Унюк, на высокой седловине и южной оконечности гребня горы. Состоит из двух групп уплощенных каменных насыпей-выкладок, расположенных на расстоянии около 200 м друг от друга. Насыпи-выкладки выделяются нечетко, границы неясные. Центральные западины аморфные и плохо читаемые. Первая группа – курганы 1, 2 и 5 – расположена на самой высокой, но пологой седловине южной оконечности горы. Курган 1 занимал юго-западную, курган 2 – северо-восточную половину седловины. Расстояние между их краями – 5 м. Диаметр курганов 6–7 м, высота 0,3–0,5 м. Вторая группа – курганы 3 и 4 – расположена на уплощенном участке южного крутого склона горы. Последний курган расположен у вала фортификационного сооружения, имеющего учетное обозначение «Краснотуранск. Крепостное сооружение (Унюк)». Диаметр курганов 5–6 м, высота 0,4–0,5 м. В целом эти объекты по своей конструкции аналогичны курганам первой группы. Могильник целиком находится внутри крепости, о которой известно, что в 1652 г. ее осаждал монгольский Алтын-хан, построивший рядом свой осадный лагерь [Там же].
В 2014 г. нами были изучены курганы 1 и 5, содержавшие погребения по обрядам трупосожже-ния на стороне и трупоположения. Датированы они XIV–XVI вв. В 2015 г. изучен курган 3, располагающийся у скального обрыва южной стороны хребта и связанный с линией гривы, на которой находится курган 4.
Выкладка кургана слабо выделялась на современной дневной поверхности. Зачистка показала наличие пологой округлой каменной насыпи-выкладки, сложенной из мелких и средних по размеру обломков плит девонского песчаника. При этом в сооружении кладки использованы выходы скального основания. В центре кургана прослеживалась западина округлой формы, подчеркиваемая кольцом плотно уложенных камней. Внешний диаметр своеобразной «крепиды» – ок. 4 м. Внутри кольца и на различном уровне заполнения каменной конструкции встречались фрагменты кальцинированных костей. Сплошное просеивание и проверка грунта металлоискателем позволили обнаружить значительное количество металлических изделий. Абсолютное большинство артефактов железные, в том числе с серебряной аппликацией. Сохранность находок различна. Значительное число фрагментировано, но функциональное назначение предметов в большинстве случаев остается ясным. Часть железных изделий в результате пребывания в погребальном костре имеет окалину. Общее количество предметов превышает число находок из прочих аналогично исследованных погребений данного могильника.
Ясных закономерностей в распределении металлических изделий из состава погребального инвентаря не зафиксировано. Предметы разнесены по площади кургана, не обнаруживая концентрации ни в стратиграфическом, ни в планиграфиче-ском отношении. Очевидно, их принадлежность к определенным элементам снаряжения или одежды была нарушена в погребальном костре.
Выделены следующие категории находок: оружие, детали конского снаряжения, ременные аксессуары, фрагменты изделий неясного назначения, аморфные предметы. Большая часть предметов – фрагменты накладок, гвоздиков, заклепок, стержней, седельных пробоев. Выделяются следующие находки: составная обойма (ножен палаша?); фрагмент небольшого узколезвийного ножа с выделенным упором черена; небольшой черешковый наконечник стрелы с сечением пера в виде вытянутого ромба и упором; фрагменты

Щитковая фигурная пряжка со следами посеребрения лицевой поверхности ( 1 ) и фрагмент кальцинированной кости ( 2 ). Находки в составе заполнения кургана 3.
ременных накладок с ромбовидными насечками на продольно разделенной лицевой стороне и раздвоенным краем с выделенным оформлением заклепок; щитковая фигурная пряжка с похожим орнаментом и следами посеребрения лицевой стороны, лежавшая рядом с крупным фрагментом кальцинированной кости человека (см. рисунок). Особый интерес представляют редкие элементы конского снаряжения – фрагменты удил и пластины султанчика (без втулки).
Удила представлены одним звеном грызел с разведенным соединительным крюком и кольцом. Изделие подверглось слабому обожжению, и металл заметно коррозирован. Отличительная особенность состоит в том, что с другой стороны грызло (в сечении квадратное, слегка округлое) загибается в кольцо сравнительно большого размера (ок. 2 см), напоминающее по форме овал. В него вставлен трензель (в сечении округлопрямоугольный) примерно равного с ним размера. По-видимому, кольцо звена предназначалось для соединения с ремнями оголовья, а кольца-трензеля – для повода. Отметим еще одну особенность рассматриваемого предмета: в отличие от большей части известных позднесредневековых удил толщина звеньев одинакова по всей длине и со стороны трензелей они не расплющивались, лишь в месте соединения окончаний крюков звенья уплощены. Аналог известен в кургане 3 могильника Койбалы-I, раскопанном С.Г. Скобелевым. Близкие по форме удила обнаружены 208
в кургане 6 могильника Самохвал II [Кызласов, 1980, рис. 10].
Разломанная на две части, но археологически целая пластина-накладка султанчика имеет «месяцеобразную» форму, отличающуюся центральным расширением и сужением концов. Длинный внешний край волнообразно оформлен. Поперечный разрез плоский, прямоугольный. Лицевая сторона имеет покрытие, аналогичное другим накладкам из кургана, – мелкоромбический орнамент на продольно разделенной поверхности. Заметны следы серебряной инкрустации Накладка крепилась на ремень при помощи шести заклепок – по одной по краям и две пары с обеих сторон отверстия для сул-танной трубки. Шляпки заклепок полусферические. С тыльной стороны они имеют относительно крупные уплощения. Аналогии подобным накладкам неизвестны. Размеры и формы изделия предполагают, что султанчик должен был использоваться на относительно широком ремне. Отсутствие ярко выраженного продольного изгиба позволяет связать его с налобным ремнем. Форма окончаний и орнамента накладки находит аналогии в материалах могильника Оя I, музейных коллекциях [Кызласов, 1983, табл. VI, 20 ]. Датировки относятся к XIII–XIV вв.
В ходе полевых работ были зафиксированы предметы за пределами раскопа. На современной дневной поверхности, представляющей собой пылеватую слабогумусированную супесь с редким растительным покровом, найдены фрагменты железных пряжек, накладок на ремни, ножа, а также гвоздики, заклепки и другие мелкие предметы или их части. Датировки данных находок располагаются в широких пределах и частично совпадают с периодизацией погребальных объектов могильника XIII–XVI вв.
Таким образом, могильник Унюк представляет интерес как редкий источник по позднесредневековой истории коренного населения Среднего Енисея. Сегодня это одна из самых северных групп погребальных объектов монгольского времени в правобережной части Минусинской котловины (наряду с могильником Чернова). Курганы могильника Унюк отражают планиграфиче-ские закономерности распределения погребений XIII–XV вв., сакральный порядок и конструктивные особенности погребальных сооружений, содержат погребальный инвентарь, представляющий наиболее важные категории материальной культуры. Исследования памятника способствуют определению важнейших черт культуры населения Среднего Енисея. Расположение погребений внутри крепостного сооружения Унюк, по данным письменных источников использовавшегося еще в середине XVII в., представляет особый интерес в плане уточнения важных положений политической истории Южной Сибири времени начала присоединения к Российскому государству.
Список литературы Новые материалы из раскопок позднесредневекового могильника на горе Унюк (правый берег Енисея)
- Кызласов И.Л. Аскизские курганы на горе Самохвал (Хакасия)//Средневековые древности евразийских степей. -М.: Наука, 1980. -С. 135-164.
- Кызласов И. Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. -М.: Наука, 1983. -128 с.
- Скобелев С.Г., Рюмшин М.А. Осадный лагерь Алтын-хана 1652 года на горе Унюк (правый берег Енисея)//Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. -2015. -Т. 14, вып. 5: Археология и этнография. -С. 61-70.