Новые сведения о поселенческом комплексе Красный Яр на р. Уень в Новосибирском Приобье
Автор: Бычков Д.А., Морозов А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Спасательные археологические работы
Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.
Бесплатный доступ
Археологические древности у с. Красный Яр известны с середины XX в. Исследовательская парадигма полевого поиска того времени ограничивала возможный ареал распространения поселенческих объектов в пределах террасовых комплексов р. Оби и ее притоков. В последние десятилетия полевых исследований в Новосибирском Приобье были получены факты, указывающие на существование иных закономерностей в расположении данных объектов. Так, в 1993 г. в окрестностях с. Красный Яр, на левом берегу р. Уень, левого притока р. Оби, было обнаружено поселение Красный Яр-6, расположенное в глубине террасы, поперек эоловой гряды. При первичном обследовании в котлованах жилищных западин были заложены шурфы. В результате был обнаружен орнаментированный фрагмент керамического сосуда, отнесенный к эпохе бронзы. В 2022 г. при обследовании трассы проектируемой автодороги это поселение было повторно обследовано. Были получены новые сведения о поселении: количество, формы и расположение жилищных западин были уточнены. Было выяснено, что сооружения располагаются на склонах грив, проходящих повдоль гряды. При этом западины располагаются группами по 4-7 вокруг западин четырехугольной формы с размерами более 10 м по одной стороне. Поиск археологических материалов путем закладки шурфов позволил установить сезонный характер этого поселения. На основе применения этноархеологического подхода и анализа аналогичных по контексту поселений было предположено, что это поселение функционировало в зимний период времени. Перспектива исследования подобных поселений видится в рамках уточнения региональных схем историко-культурного развития территорий.
Поселение, эпоха бронзы, дорога, жилище, сезонность, красный яр, уень
Короткий адрес: https://sciup.org/145146391
IDR: 145146391 | DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0982-0985
Текст научной статьи Новые сведения о поселенческом комплексе Красный Яр на р. Уень в Новосибирском Приобье
Первые сведения о древностях Новосибирского Приобья известны из сообщений Д.Г. Мессершмид-та, И.Г. Гмелина и ряда авторов XIX в. Систематические исследования в регионе начались в 1950-е гг. и были связаны с подготовкой ложа Новосибирского водохранилища к затоплению. По скольку в регионе существует несколько ландшафтных зон – лесостепь, боровые гривы и реликты южной тайги – то его обследование специалистами было неравномерным и на первых этапах определялось парадигмой поиска в тех или иных ландшафтных условиях [Новосибирская…, 2010, с. 10–11].
Одним из первых обследований в зоне расположения боровых грив были работы у с. Красный Яр. В 1959 г. поступили сведения, что группа школьников во время похода под руководством их учителя Матасовой обнаружили у села курганную группу. В этом же году Т.Н. Троицкой был обследован этот район. На выявленном памятнике заложен раскоп 40 м2, а на его периферии пройдено 8 шурфов. По ближайшему населенному пункту выявленный комплекс получил наименование Красный Яр-1. В это же время группой под руководством В.А. Дремова, была проведена разведка по террасе от с. Вьюны до д. Крутоборка протяженностью 5 км на восток. А также на террасе близ д. Черный Мыс. В результате было обнаружено 4 объекта. С этого времени комплекс памятников у с. Красный Яр периодически исследовался – закладывались раскопы, проводилась шурфовка для уточнения его границ [Ковалевский, Автушкова, 2019, с. 73–75].
Приведенная история исследований в данном районе достаточно полно отражает поисковую парадигму того времени, которая заключалась в том, что в подобных ландшафтных условиях археологические объекты разыскивались преимущественно по террасовым формам рельефа в непосредственной близости от водоемов. Первые, не вписывающиеся в эту картину факты, начали выявляться к 1990-м гг. В 1993 г. этим фактом стало обнаружение А.П. Бородовским в окрестностях с. Красный Яр поселения, пересекаемого лесовозной дорогой из с. Красный Яр и получившего название Красный Яр-6. Исследователем было выявлено 20 выраженных в современном рельефе археологизированных сооружений, представляющих собой впадины округлых очертаний и одно «всхолмленние». Шурфы, заложенные исследователем в нескольких котлованах сооружений, позволили получить датирующий материал – фрагмент керамического сосуда, отнесенного к эпохе бронзы [Молодин, Бородовский, Троицкая, 1996, с. 103, рис. 151, 1 ]. Поселение расположено за пределами типовой ландшафтной ситуации – его окружают заболоченные низины, поблизости отсутствуют водоемы.
В 2022 г. возникла необходимость проведения изысканий по проекту автомобильной дороги, связывающей с. Вьюны и д. Черный Мыс. При обследовании трассы проектируемой автодороги было установлено, что она проходит через поселение Красный Яр-6. Для планирования мероприятий по обеспечению его сохранности было проведено обследование поселения с фотофиксацией его современного состояния, поиском подъемного материала на участках разрушения почвенного покрова, закладкой стратиграфических разрезов и топографической съемкой его территории. В результате проведенных мероприятий было установлено, что поселение занимает гряду с шириной до 160 м в поперечнике, вытянутую с СВ на ЮЗ и состоящую из трех грив, соединяющихся в одну. Территория поселения поро сла высокоствольным сосновым лесом с отдельными кустарниками и подростом сосны в подлеске. Дерново-почвенный покров выстлан моховой и кустарничковой растительностью (см. рисунок ).
Визуально определимых сооружений обнаружено в количестве 30 западин округлой и четырехугольной формы, различно расположенных относительно сторон света. Вне зависимости от формы некоторые западины имеют такой конструктивный элемент как обваловка – полностью замыкающаяся или частично расположенная по периметру. Несколько четырехугольных западин с обваловкой имеют четко выраженную предвходовую площадку с западной стороны (см. рисунок , в ). Крупные, четырехугольные западины расположены на уступе грив, а округлые, более мелкие западины, расположены поодаль от них таким образом, что все они располагаются небольшими «кустами», занимая склоны грив и совсем не затрагивая их вершин. Сравнивая метрические параметры западин, можно сделать вывод, что большинство западин имеют четырехугольную форму и они крупнее и глубже западин округлой формы.
Стратиграфическими разрезами были изучены покровные отложения в разных частях поселения. Было установлено, что современный почвенный горизонт сложен гумусированной супесью с включениями углей и корней растений. Ниже залегают пески разной цветности с субвертикальными линзами ортзандов и затеков по ним. Ни в одном разрезе предметов материальной культуры обнаружено не было. По этой причине поиск подъемного материала производился в том числе и на участках нарушения почвенного покрова – вывернутых корневищах деревьев. При осмотре выворотня в северо-восточной части поселения у западины 21 были обнаружены продукты расщепления сероватого кремнистого песчаника в виде нескольких сколов

Топографический план поселения Красный Яр-6 в масштабе 1:1000.
а – граница землеотвода под проектируемую автодорогу; б – граница территории поселения; в – визуально определимые археологизированные сооружения (западины); г – выворотни; д – техногенные и антропогенные нарушения почвенного покрова; е – стратиграфические разрезы без выявленного культурного слоя; ж – стратиграфические разрезы с выявленным культурным слоем; з – места сбора подъемного материала.
со следами термической обработки* (см. рисунок , з ). На других обследованных участках поселения артефактов обнаружено не было.
Установленные факты могут быть объяснены в рамках этноархеологического подхода, позволяющего коррелировать археологические данные с этнографическими материалами. Согласно имеющимся наблюдениям за сезонными циклами жизнедеятельности коренных народов севера Западной Сибири, которые проживают в сходных ландшафт- ных условиях, на сезонность поселений указывает целый ряд признаков. Главным отличием «зимних» поселений является расположение вдали от водоемов и отсутствие культурного слоя в межжилищном пространстве [Кениг, 2010, с. 53, 63–65]. Это объясняется тем, что в зимнее время года рыболовство уходит на второй план, в лесу меньше ветра, а вода могла добываться путем растапливания снега. Вся деятельность происходит внутри построек, и поэтому культурные отложения не формируются за их пределами. В археологическом контексте эта теория находит свое подтверждение в материалах поселенческих комплексов эпохи бронзы, изученных в Васюганье, где исследователями также выделяются летние и зимние поселения. Характерной чертой последних является общая «бедность» культурного слоя на артефакты и полное их отсутствие за пределами жилищ [Кирюшин, Малолетко, 1979, с. 122–123]. Таким образом, полученные в ходе натурного обследования сведения указывают на явный сезонный характер поселения Красный Яр-6. Особенности расположения, характер культурных отложений на поселении указывают на функционирование в зимний период.
В результате проведенного исследования были получены новые сведенья о жизнедеятельности населения эпохи бронзы в окрестностях с. Красный Яр. Определение фактов, указывающих на «сезонность» их поселений, позволяет сформулировать новые направления будущих исследований. В таком ключе перспективными видятся изучение отдельных сооружений для определения их функциональной нагрузки и последующей корреляции с визуально определимыми признаками аналогичных сооружений, палеоэкологические и почвоведческие исследования для определения природных условий в период возникновения данных поселенческих объектов.
Работа выполнена в рамках проекта НИР ИАЭТ СО РАН FWZG-2022-0007 «Геохронология культурно-исторических процессов в плейстоцене – голоцене Северной Азии на основе комплексного исследования геоархеоло-гических объектов».
Список литературы Новые сведения о поселенческом комплексе Красный Яр на р. Уень в Новосибирском Приобье
- Кирюшин Ю.Ф., Малолетко А.М. Бронзовый век Васюганья. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1979. -183 с.
- Кениг А.В. Этноархеология как метод археологических реконструкций (на примере тазовских селькупов). -Екатеринбург; Ханты-Мансийск: АМБ, 2010. - 128 с.
- Ковалевский С.А., Автушкова А.Л. История изучения комплекса археологических памятников Красный Яр-1 // Теория и практика археологических исследований. - 2019. - № 2. - С. 73-82.
- Молодин В.И., Бородовский А.П., Троицкая Т.Н. Археологические памятники Колыванского района Новосибирской области. - Новосибирск: Наука, 1996. -Вып. 2. - 192 с. - (Мат-лы "Свода памятников истории и культуры народов России").
- Новосибирская археологическая экспедиция (1957-1995) / Л.Ю. Китова, Ю.Н. Ненахова, Т.Н. Троицкая, А. Л. Автушкова. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. - 152 с.