Новый немецкий патриотизм и национальная идентичность

Автор: Григорьева Тамара Евгеньевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 7, 2022 года.

Бесплатный доступ

После Второй мировой войны понятие патриотизма в Германии было табуировано. Тем не менее исследования доказывают рост уровня гордости немца в отношении своей национальной идентичности. Темы, связанные с нацией и национальностью, сегодня становятся актуальными уже не в связи с вопросом отчуждения одной национальности от всех остальных, а в свете ориентации общества на новые конституционные ценности (конституционный патриотизм). Национальная идентичность и патриотизм больше не связываются с понятием «этнос». Целью данной работы является рассмотрение патриотического чувства у различных слоев населения ФРГ в контексте формирования национальной идентичности. Новизна исследования заключается в констатации снижения влияния «восточнонемецкой идентичности» на идентичность современных немцев, также автором отмечен рост уровня патриотизма у немцев с миграционным фоном при их дальнейшем «онемечивании». В итоге сегодняшний патриотизм жителя ФРГ базируется на фактах и достижениях послевоенного времени, что укрепляет национальную идентичность немца без негативных коннотаций.

Еще

Национальная идентичность, конституционный патриотизм, этничность, качества немца, национальная гордость, немецкий патриотизм, германия

Короткий адрес: https://sciup.org/149140410

IDR: 149140410   |   DOI: 10.24158/fik.2022.7.7

Текст научной статьи Новый немецкий патриотизм и национальная идентичность

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, ,

Энциклопедия культурологии определяет патриота как человека, выражающего и реализующего в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Вырастает патриотизм из особенностей этноса, господствующих форм мышления и др1. В Германии патриотизм, базирующийся на принципах этнической и наци- ональной идентичности, был дискредитирован фашистским режимом. Не зря федеральный канцлер Г. Коль в одной из своих речей назвал Германию «тяжелой нацией» (вслед за Г. Плесснером, определяющим Германию как «опоздавшую нацию») (Busse, 1993: 8). Своеобразие процесса объединения, табуирование понятий «нация», «национальность» после Второй мировой войны привели к кризису идентичности немца, вместе с которым сегодня мы наблюдаем ренессанс патриотизма. Активная общественная и научная дискуссия о вопросах идентичности жителей ФРГ в тесной связи с нарастающими патриотическими явлениями (как, например, распространение патриотически настроенных партий) определяют актуальность работы.

Целью данного исследования является рассмотрение патриотического чувства у различных слоев населения ФРГ (жителей бывших ФРГ и ГДР, жителей с миграционным фоном, жителей различного возраста, являющихся носителями различной «исторической памяти») в контексте формирования национальной идентичности немца.

Задачи исследования:

  • 1.    Разграничить понятия «патриотизм» и «национальная идентичность» в их взаимосвязи, определить их черты для жителей Германии.

  • 2.    Обосновать актуальность исследуемого круга проблем на примерах.

  • 3.    Отметить тенденции в развитии патриотического чувства среди жителей бывших ГДР и ФРГ.

  • 4.    Сравнить тенденции в развитии патриотического чувства у немцев с миграционным фоном и без него.

  • 5.    Рассмотреть уровень патриотизма среди жителей Германии различного возраста.

  • 6.    Вывести следствия из результатов проведенного исследования.

При выборе методологии мы опирались на такие методы философской антропологии, как исторический и социологический, метод интервальной антропологии (Ф.В. Лазарев, А. Литтл Брюс), позволяющий изучить единство человека посредством рассмотрения его инаковостей, а также общезначимый метод (М. Шелер), с помощью которого можно определить отношение человека к самому себе и к сущему в целом (Лохов, 2002: 201).

Несомненно, следует понимать сегодняшнюю Германию как сложную систему, состоящую из взаимодействующих друг с другом элементов при условии постоянного изменения самой системы. Сложностность XXI в., отражающая дух современности (Гречко, 2012: 5), выражается также и в новом понимании патриотизма Германии, определяющем новизну данного исследования с учетом снижения влияния «восточнонемецкой идентичности» на идентичность современных немцев, а также с учетом роста уровня патриотизма у немцев с миграционным фоном при их дальнейшем «онемечивании».

Патриотизм и национальная идентичность . Философский словарь А. Конт-Спонвиля определяет патриотизм как любовь к родине, свободную от ксенофобии1. Автор трактовки предостерегает от сравнений с национализмом и считает патриотизм ценным только в случае подчинения его разуму, т. е. правам человека и существующим законодательствам. По сути это означает попытку принять «Чужое» в качестве «Иного», особенно если патриотизм жителей одной страны больше не может базироваться на общей этнической идентичности (в результате миграционных кризисов, онемечивания мигрантов, формирования сложностной, смешанной идентичности сегодняшнего немца).

Понятие идентичности, в том числе национальной, интересно трактуют в рамках своей теории П. Хиль и Р. Шнель. Авторы отвергают обычные характеристики идентичности, такие как религия, язык и национальность, но связывают ее с ожиданиями «Я» в отношении своих поступков в качестве лица, принадлежащего определенной нации, этносу и т. д. Идентичность немца конца прошлого века рассматривается авторами как кризисная, бикультурная, как подверженная сомнению (Hill, Schnell, 1990). В это же время З. Хюбнер-Функ называет национальную идентичность немца данного периода «новым началом» (Hübner-Funk, 1985: 153). Современные исследования показывают, что 74 % немцев идентифицируют себя со своей национальностью и демонстрируют даже большую сконцентрированность на национальной идентичности, чем на общеевропейской2. Данный феномен связывается автором с успешной проработанностью темы фашизма в истории ФРГ. Л. Молтхоф выражает опасения в связи с распространением взглядов партии «Альтернатива для Германии», базирующихся в основном на этничной составляющей идентичности3. Просвещенный патриотизм должен быть противопоставлен банальному национализму.

Сегодня мы видим широкий общественный резонанс в связи с обсуждением тем идентичности (Dorn, 2018), бесчисленное количество публицистических статей на тему идентичности, ведущей культуры и патриотизма в Германии1. Если указать в поисковой строке браузера Google.de патриотический тезис «Stolz, Deutscher zu sein» («Горд быть немцем»), в качестве результата можно увидеть порядка 10 млн страниц, на которых в течение прошлого года обсуждался патриотизм в Германии. Конституционный патриотизм, об актуальности которого говорили и писали еще в прошлом веке (Kluxen-Pyta, 1990: 117), занял уверенные позиции в умах жителей ФРГ. Однако распространение национальных идей говорит об актуальности сомнений немцев в отношении вопроса: в чем же состоит патриотизм, стыдно ли сегодня говорить о национальности, нужно ли это современному немцу в принципе, достаточно ли жителям страны конституционной идентичности?

Патриотизм на территории бывших ГДР и ФРГ. Отношение к государству, отечеству на территории бывших ФРГ и ГДР несколько отличается друг от друга. Традиционно оно связывается с различным уровнем жизни на данных территориях.

Жители бывшего восточного блока с момента объединения Германии в конце ХХ в. были более скептически настроены по отношению к основному закону Германии, чем жители бывшего западного блока2. Тем не менее успешный выход из экономических кризисов конца ХХ – начала ХХI в. определил тенденцию к сокращению разрыва в степени доверия к конституции и государству.

Исследования Института демоскопии Алленсбаха демонстрируют более высокие показатели национальной гордости у жителей бывшей ФРГ (61 %) к показателям жителей ГДР (58 %). При этом наличие национальной гордости как таковой более важно для жителей бывшей восточной Германии3.

В соответствии с исследованиями Института можно также отметить, что немцы на всей территории Германии считают себя в настоящее время более дружелюбными, чем в предыдущие годы, что также, несомненно, напрямую зависит от уровня жизни, экономического роста и социального спокойствия в стране. Вместе с дружелюбием и ростом доверия к государству растет и патриотическое чувство немцев, при этом разрыв между восточными и западными немцами постепенно сокращается.

Уменьшение влияния «восточнонемецкой идентичности» можно проследить и в актуальных исследованиях, демонстрирующих, что жителям бывшего восточного блока «восточная идентичность» кажется навязанной извне и больше не настолько актуальной4.

Таким образом, можем отметить тенденцию, состоящую в постепенном «поглощении» западной идентичностью идентичности восточной. Разделение на восток и запад было для Германии насильственным, неестественным процессом с тяжелыми для самоопределения людей последствиями. Сегодня ситуация постепенно выравнивается, несмотря на недостаточное развитие производства на восточногерманских территориях.

Разрыв в силе национального чувства в Германии зависит не только от уровня жизни, но также и от так называемого миграционного фона (речь идет о немцах, которые родились в ФРГ, но имеют культурные связи со странами, где родились их предки).

Патриотизм немцев с миграционным фоном и без . Миграционный фон является актуальной реалией в результате миграционных волн различных лет в ФРГ. Первые рабочие-мигранты, приглашенные для восстановления экономики страны после Второй мировой войны, прошли процесс ассимиляции уже в нескольких поколениях потомков, рожденных в ФРГ. Миграционная политика А. Меркель и Европейского союза обострила отношение граждан страны к беженцам, поскольку повлияла на рост безработицы в Германии. Беженцы воспринимались жителями ФРГ скорее в качестве «Чужих», чем «Иных», существовал культурный и языковой барьер.

Отрицание «Чужих» нашло свое отражение в идеях радикально настроенных политических партий, а также выявило потребность жителей ФРГ в самоопределении не только в качестве европейцев или граждан, объединенных конституционными ценностями.

Бюро статистических исследований Statista провело опрос среди 2 558 жителей от 12 до 25 лет на тему того, горд ли молодой человек быть немцем1. Как видно из рисунка 1, наибольшую связь с отечеством, национальное чувство испытывают граждане, чьи родители родились в Германии. Если один из родителей не был рожден в Германии, то уровень патриотизма молодого человека был ниже. Оба родителя, родившиеся не в ФРГ, в наименьшей степени воспитывают в своих детях патриотизм по отношению к стране проживания.

■ Оба родителя рождены в Германии ■ Один родитель рожден в Германии

■ Оба родителя не рождены в Германии

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос: «Вы гордитесь тем, что вы немец?», %

Следовательно, можно говорить о том, что национальная идентичность личности имеет непосредственную связь с культурно-исторической памятью. При дальнейшем «онемечивании» граждан с миграционным фоном их уровень доверия к государству и патриотизм также будут увеличиваться.

Возраст патриотизма и общая тенденция. Исследования патриотизма 1981 г. демонстрируют явный рост патриотического чувства с увеличением возраста опрашиваемых. Слово «Отечество» вызывает более позитивные эмоции у старшего поколения, причем степень патриотического чувства у старшего населения за исследованный период выросла, в то время как у молодежи она снизилась. На вопрос «Вы гордитесь тем, что вы немец?» утвердительно отвечают 31 % молодежи в сравнении с 66 % пожилого населения (Hübner-Funk, 1985: 166–167). В послевоенное время в целом отмечается рост патриотического чувства (например, чувство уважения и любви к флагу Германии).

Бюро статистических исследований Statista приводит сравнительный анализ актуальных данных, полученных на основании опроса совершеннолетних жителей Германии о том, испытывают ли они гордость за свою национальную идентичность2. Можно отметить стабильный рост патриотического чувства среди всего населения в целом, не подразделяя его на возрастные и иные категории.

Журнал Die Welt также приводит причины роста патриотического чувства населения Германии: решающим фактором здесь оказывается политическая линия, гарантирующая мир на территории страны3.

Немецкое радио Deutschlandfunk Kultur приводит исследования фонда Сороса, в соответствии с которыми треть опрошенных жителей Германии гордятся в первую очередь конституцией ФРГ, еще 15 % – успешной евроинтеграцией, 13 % – толерантностью немцев по отношению к мигрантам и т. д.4 Психологи и социологи оспаривают возможность гордости в отношении того, к чему сам человек не приложил усилий, а также предостерегают от того, что любовь к своей стране (патриотизм) может перерасти в национализм, при котором остальные люди, не входящие в группу, будут отграничены от нее. Анализ учеными исследований фонда Сороса демонстрирует опасения, связанные с обострением патриотического чувства немцев во времена фашисткой Германии, поскольку сегодня очевидно, что страна нуждается в патриотизме и отсутствии стыда за свою национальную идентичность, и уровень патриотизма постепенно растет.

В итоге отметим нивелирование возраста патриотизма: в XXI в. житель ФРГ остро ощущает потребность в самоопределении. Очевидно, что построение идентичности вокруг гражданских ценностей, закрепленных в Основном законе, не заменяет в полной мере национальной идентичности и самобытности немца, о которой пять десятилетий общество не решалось ставить вопрос.

В соответствии с общезначимым методом по М. Шелеру можно отметить сложностное, мозаичное строение идентичности немца, что объясняется длительным процессом объединения страны и сепаратизмом территорий в различные периоды существования Германии.

Заключение . В данной работе мы рассмотрели национальную идентичность немца в разрезе его отношения к патриотизму, в том числе и конституционному, к национальной гордости, к удовлетворенности жизнью в своем отечестве. Были подробно освещены патриотические чувства у различных слоев населения ФРГ (жителей бывших ФРГ и ГДР, жителей с миграционным фоном, жителей различного возраста, являющихся носителями разной «исторической памяти»).

В соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:

  • 1.    Национальная идентичность немца сегодня перестает быть «кризисной» и приобретает черты «просвещенного патриотизма» при осознании опасностей, которые связаны с крайними степенями проявления патриотизма в обществе, а также при поддержке такого патриотизма ценностями, закрепленными в Основном законе ФРГ.

  • 2.    Несмотря на то, что экономический разрыв между территориями бывших восточного и западного блоков все еще ощутим и, как следствие, уровень любви к отечеству на восточных территориях несколько ниже, отмечается выравнивание уровня доверия к государству, а также принятие общенемецкой идентичности взамен восточнонемецкой, которая многими оценивается уже как устаревшая и не имеющая большого значения. Можно предположить, что при дальнейшей успешной политической линии ФРГ и отсутствии значительных экономических кризисов данный процесс будет продолжаться.

  • 3.    Онемечивание жителей с миграционным фоном напрямую влияет на уровень патриотизма, любви к отечеству и формирование общенациональной идентичности Германии. Причем данное онемечивание не может быть осуществлено посредством изучения официального языка, оно происходит с рождением новых поколений граждан на территории ФРГ и с утерей культурных связей со страной эмиграции.

  • 4.    Уровень патриотизма в Германии постепенно увеличивается у всех возрастных групп (хотя пожилое население было и остается более патриотичным).

  • 5.    Новый патриотизм жителя ФРГ базируется на фактах и достижениях послевоенного времени – как экономических, так и политических, социальных, культурных. Немцы любят свое отечество за ценности, права, закрепленные в основном законе, за открытость Германии европейскому сообществу, за успешную экономическую политику, а также за мир на территории страны. Все упомянутые достижения укрепляют национальную идентичность немца без негативных коннотаций, связанных с фашистским периодом.

Вопросы идентичности сегодня приобретают особую актуальность в свете не только глобализации и цифровизации, но также и постглобализации. Сегодня можно говорить о кризисе идентичности во многих цивилизованных странах мира, и особенно в Европе. Германия же является прекрасным примером попытки сохранения своей национальной идентичности на фоне дискредитации идеи национальной идентичности как таковой.

Список литературы Новый немецкий патриотизм и национальная идентичность

  • Гречко П.К. Парадигмальная эвристика complexity в современном социально-гуманитарном познании // Вестник РУДН. Сер.: Философия. 2012, № 1. С. 5-21.
  • Лохов С.А. М. Шелер о методе философской антропологии // Вестник РУДН. Сер.: Философия. 2002. № 3. С. 197-204.
  • Busse D. Deutschland, die "schwierige Nation" - Mythos oder Wirklichkeit? // Wer spricht das wahre Deutsch? Erkundungen zur Sprache im vereinigten Deutschland / R. Reiher, R. Lazer (Hrsg.). Berlin: Aufbau Verlag, 1993, S. 8-27.
  • Dorn T. Deutsch, nicht dumpf. Ein Leitfaden fur aufgeklarte Patrioten. Munchen: Albrecht Knaus Verlag, 2018. 336 р.
  • Hill P.B., Schnell R. Was ist "Identitat"? // Generation und Identitat. Theoretische und empirische Beitrage zur Migrationssoziologie / ed. by H. Esser, J. Friedrichs. Wiesbaden: Vieweg & Teubner, 1990. Pp. 25-42. DOI: 10.1007/978-3-322-91777-5_2
  • Hubner-Funk S. Nationale Identitat: Neubeginn und Kontinuitat // Soziale Welt. 1985. Vol. 36, iss. 2. Pp. 153-171.
  • Kluxen-Pyta D. Verfassungspatriotismus und nationale Identitat // Zeitschrift fur Politik. 1990. Vol. 37, no. 2. Pp. 117-133.
Статья научная