Нутригенетический тест в клинической практике: цели и возможности
Автор: Зеленская Елена Михайловна, Кох Наталья Викторовна, Слепухина Анастасия Александровна, Лифшиц Галина Израилевна
Журнал: Клиническая практика @clinpractice
Рубрика: Обзоры
Статья в выпуске: 3 (31), 2017 года.
Бесплатный доступ
Нутригенетика - наука о влиянии генетически обусловленных различий на усвоение питательных веществ и их метаболизм. Целью нутригенетики является создание индивидуальной диеты, которая даст возможность оптимизировать состояние здоровья и предупредить или отсрочить болезни. Данный тест оценивает генетический вклад в индивидуальную эффективность низкожировой, низкоуглеводной диеты и различных видов спортивных нагрузок с целью снижения массы тела. При наличии некоторых генетически обусловленных состояний - синдром Жильбера, гемохроматоз - возникает необходимость соблюдать определенную диету для профилактики осложнений. Также может быть определен относительный риск инсулинорезистентности и дислипидемии, особенностей пищевого поведения, приводящих к перееданию.
Нутригенетика, генетические полиморфизмы, персонализированная медицина, диетология
Короткий адрес: https://sciup.org/143164653
IDR: 143164653
Текст научной статьи Нутригенетический тест в клинической практике: цели и возможности
Изменения нуклеотидной последовательности в гене могут привести к изменению свойства белка (от незначительного до критического), например, рецептора или фермента, что может привести к изменению метаболизма углеводов, жиров или некоторых нутриентов. Нутригене-тика – наука о влиянии генетически обусловленных различий на усвоение питательных веществ и их метаболизм.
Основная задача нутригенетического теста – идентификация вариантов генов, связанных с дифференциальным ответом на питательные вещества и с более высокой восприимчивостью к заболеваниям, связанным с питанием. Исследования полногеномного анализа ассоциаций (GWA), такие как консорциум GIANT (Genetic Investigation of Anthropometric Traits), включивший 270000 европейцев, позволил выявить конкретные полиморфные варианты генов, с высокой вероятностью влияющие на индекс массы тела (ИМТ) [1, 2]. Количество публикаций по данной проблеме постоянно возрастает, таким образом, увеличивается объективность и степень достоверности нутригенетиче-ских рекомендаций.
На данный момент накоплена информация о большом количестве редких аллельных вариантов, достоверно влияющих на метаболизм нутриентов, на пищевое поведение и особенности работы мышечной ткани.
Благодаря генетическому тестированию можно выявить факторы риска различных сердечно – сосудистых и эндокринных заболеваний и состояний дефицита, либо избытка нутриентов в организме, которые можно корректировать с помощью диетотерапии, и подобрать наиболее актуальные для пациента рекомендации. Наличие риска не означает, что он обязательно реализуется. Однако информация о нем поможет подобрать индивидуальные рекомендации, отвечающие физиологическим особенностям организма пациента [3].
Причины повышения веса, связанные с особенностями пищевого поведения.
По результатам генетического тестирования можно судить о наличии у пациента склонности к перееданию, склонности к перекусам, склонности к компульсивному употреблению пищи при отсутствии чувства голода.
Так, редкий вариант гена FTO, кодирующего альфа-кетоглутарат-зависимую диоксигеназу, достоверно ассоциирован с повышением массы тела. Считается, что его действие связано с регуляцией потребления калорий, поэтому людям с мутацией этого гена сложнее контролировать объем порции и позже приходит ощущение сытости [4]. Ген MC4R кодирует рецептор мела-нокортина 4, синтезируется в головном мозге и регулирует аппетит и чувство насыщения через лептиновый механизм регуляции. Наличие у пациента редкого аллеля этого гена приводит к резистентности к лептину [5].
Пациенты, имеющие редкий аллельный вариант одного из этих генов, более склонны к перееданию за счет позднего наступления насыщения.
С другой стороны, некоторые генетические варианты связаны с более ранним наступлением чувства голода. К таким генам относятся:
BDNF – кодирует нейротрофический фактор, индуцируемый мозгом, регулирует пищевое поведение, стимулирует расходование энергетических ресурсов [6].
Ген LEPR кодирует рецептор к лептину. Изменение его структуры может приводить к сниженной чувствительности к лептину и нарушениям регуляции чувства насыщения [7].
Психогенное переедание (гиперфагиче-ская реакция на стресс) — расстройство приёма пищи, представляющее собой переедание при стрессовых ситуациях, приводящее к появлению лишнего веса. В частности, такая реакция объясняется склонностью к более низким уровням дофамина.
Также переедание может быть связано с малым количеством рецепторов допамина D2 в мозге, что вызвано аллелем Taq1A1. Также, с нарушением работы этих рецепторов связана наркотическая и алкогольная зависимость, а также пристрастие к азартным играм.
При носительстве хотя бы одного неблагоприятного генетического варианта рецептора DRD2 проявляется склонность к импульсивному приему пищи в ответ на стрессовые состояния. В исследовании подростки с неблагоприятным генотипом более склонны к употреблению психотропных веществ [8].
Причины повышения веса, связанные с особенностями метаболизма
Особенности жирового обмена
Определение генетических маркеров, влияющих на липидный обмен, позволяет оценить индивидуальный риск гиперлипидемии, которая лежит в основе атеросклероза и ишемической болезни сердца [9]. Кроме того, нарушения всасывания, распределения и мобилизации жирных кислот из адипоцитов влияют на риск избыточной массы тела и необходимость ограничивать жиры определенного класса (насыщенные, полиненасыщенные или мононенасы-щенные).
Так, вариации в гене транслоказы жирных кислот (FABP2) отчасти отвечают за эффективность потери массы тела при низкожировых диетах, при желании снизить вес[10].
Продукт гена APOE – аполипопротеин Е – участвует в производстве, транспорте и утилизации холестерина в организме. ApoE обладает антиатерогенным действием, непосредственно влияя на клиренс ремнантов ЛПОНП богатых холестерином – ЛППП, тем самым уменьшая уровень холестерина в плазме. Изменения в этом гене могут снижать эффект аполипопротеина Е и увеличивать ЛПОНП в плазме крови [11].
Ген LPL кодирует липопротеинлипазу, которая осуществляет гидролиз триглицеридов, и отцепляет жирные кислоты, входящих в состав хиломикрон и ЛПОНП. В конечном итоге, липопротеинлипаза регулирует уровень ТГ в крови, обеспечивая энергетические потребности тканей. Изменения в этом гене могут приводить к гипертриглицеридемии [12].
Особенности углеводного обмена
Определение генных маркеров, влияющих на углеводный обмен, позволяет оценить индивидуальный риск повышения уровня глюкозы в крови и резистентности к инсулину.
Продукт гена TCF7L2 участвует в гомеостазе глюкозы крови через взаимодействие с геном проглюкагона. Контролирует экспрессию проглюкагона в L-клетках тонкого кишечника. При изменении его структуры может чаще наблюдается предрасположенность к инсули-норезистентности и сахарному диабету 2 типа [13]. В свою очередь, при инсулинорезистент-ности страдают важнейшие функции эндотелия, что проиводит к спазму сосудов и увеличению сердечно-сосудистых рисков [9, 14].
INS – ген, кодирующий инсулин. Носительство аллелей класса III в гене INS связано с увеличенным синтезом инсулина. У лиц-носителей аллелей класса III повышен риск развития абдоминального ожирения и сахарного диабета 2-го типа [15].
Ген ADRB2 кодирует бета-адренорецептор 2 типа, присутствует на мембранах клеток гладкой мускулатуры и в жировых клетках. В2-адренорецепторы участвуют в мобилизации жира из жировых клеток для производства энергии в ответ на гормоны, (адреналин, норадреналин), в печени стимулируют гликогенолиз и выход глюкозы в кровь для восполнения энергетических потребностей работы мышц. По наличию изменений в этом гене можно косвенно судить об эффективности низкоуглеводных диет [16, 17].
Особенности влияния физической нагрузки на массу тела
Варианты бета-адренорецепторов, кодируемых генами ADRB2 и ADRB3 обеспечивают разнообразие эффектов при физической нагрузке. У носителей вариантов ADRB2 16Gly и ADRB3 64Arg для сжигания запасов необходимы большие дозы адреналина, что может быть достигнуто во время высокоинтенсивных интервальных тренировок [17].
Известно влияние генетической предрасположенности на формирование спринтерских и стайерских качеств. Это обусловлено содержанием красных и белых волокон в мышце. Поли- морфизм гена белка мышц – альфа-актина3 (ACTN3) R/X один из важных генетических маркеров. Альфа-актин 3 – компонент белых (быстрые, F-волокна) мышечных волокон, при наличии Х варианта белок не образуется. Быстрые волокна рассчитаны на высокую скорость и силу сокращения, но при этом они не могут сокращаться долго, так как работают на запасах креатинфосфата и гликогена [18].
Особенности метаболизма некоторых нутриентов
Генетические особенности обмена билирубина, железа
Синдром Жильбера (идиопатическая неконъ-югированная гипербилирубинемия) характеризуется умеренным периодическим повышением содержания несвязанного (непрямого) билирубина в крови вследствие нарушения перевода билирубина в его растворимую форму (присоединение глюкуроновой кислоты ферментом глюкуронилтрансферазой, кодируемой геном UGT1A1). Это может сопровождаться ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, диспепсическими явлениями. У людей с клиническими проявлениями синдрома Жильбера повышен риск развития желчнокаменной болезни, при отсутствии своевременной профилактики [19].
Наследственный гемохроматоз – врождённое нарушение метаболизма железа у человека, ведущее к нерегулируемому накоплению железосодержащих пигментов в печени, эндокринных железах, суставах, мышцах. Наличие нескольких полиморфизмов в гене HFE могут привести к развитию этого заболевания [20].
Таким образом, пациент может получить персонализированные рекомендации благодаря выявленным индивидуальным рискам.
В таблице 1 представлены возможные индивидуальные риски и рекомендации, которые может получить пациент, если тот или иной риск будет повышен, согласно результатам нутриге-нетического теста.
Нутригенетический тест может являться вспомогательным исследованием при необходимости назначения медикаментозной терапии ожирения. Если пациенту по результатам приема диетолога могут быть назначены как сибутрамин, так и орлистат, можно ориентироваться на результаты нутригенетического анализа: при наличии генетических маркеров, связанных с нарушением пищевого поведения, мы отдадим предпочтение сибутрамину (при отсутствии
Таблица 1
Выявленные риски и рекомендации
Выявленный риск |
Интерпретация |
Ссылка |
Особенности пищевого поведения |
||
Склонность к перееданию (позднее ощущение насыщения) |
Ограничить порцию, дольше пережевывать пищу |
[4, 5] |
Склонность к перекусам (раннее наступление чувства голода) |
Тщательно соблюдать график приема пищи При невозможности удержаться от внеочередного перекуса необходимо держать под рукой для перекусов продуты, богатые клетчаткой – свежую морковь, яблоки, огурцы |
[6, 7] |
Склонность к компульсивному употреблению пищи при отсутствии чувства голода |
Обратить внимание пациента на возможную склонность заедать стресс Консультация специалиста по работе с пищевой зависимостью Ожидаемо более позднее наступление результата по сравнению с другими пациентами |
[8] |
Жировой обмен |
||
Повышена вероятность усиленного всасывания жиров в тонком кишечнике |
Рекомендовать питание, содержащее пониженное количество жиров |
[10] |
Риск гипертриглицеридемии |
Рекомендовать употребление Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот с пищей |
[21] |
Риск гиперхолестеринемии за счет нарушения окисления жирных кислот и метаболизма липопротеинов |
У таких пациентов эффективность низкожировой диеты будет снижена При повышении ХС в крови целесообразно добавить липид-снижающую терапию |
[11] |
Склонность к сниженному накоплению липидов в адипоцитах даже при рационе, содержащем большое количество жиров |
У таких пациентов при избыточной массе тела назначение низкожировых «разгрузочных дней» менее эффективно |
[12] |
Углеводный обмен |
||
Риск гиперинсулинемии и СД 2 типа |
снизить потребление «легких» углеводов, добавить в пищу продукты с низким гликемическим индексом |
[13] |
Повышенная тяга к сладкому за счет гиперсекреции инсулина |
Сознательно контролировать потребление «легких» углеводов, обращать внимание на гликемический индекс продуктов |
[15] |
Физическая нагрузка* |
||
Риск прогрессивного набора массы тела при гиподинамии |
Больше, чем другим пациентам, следует рекомендовать повышение физической активности |
[17] |
Риск быстрого наступления мышечной усталости из-за особенностей образования актина (укороченная молекула актина) |
Рекомендовать интервальные нагрузки |
[18] |
Диагностика предрасположенности к доброкачественной гипербилирубинемии (синдром Жильбера) |
||
Предрасположенность к доброкачественной гипербилирубинемии |
Консультация гастроэнтеролога Обследование ближайших родственников пациента Исключить алкоголь, ограничить употребление лекарств Антибиотики строго по показаниям, в случае, когда без них обойтись нельзя. Избегать физических перегрузок (привычные умеренные физические нагрузки допустимы). Диета: Исключить жирные сорта мяса и консервы в период обострений. |
[19] |
Диагностика предрасположенности к гемохроматозу |
||
Нарушение метаболизма железа: предрасположенность к гемохроматозу – нерегулируемому накоплению железосодержащих пигментов в печени, эндокринных железах, суставах, мышцах |
Рекомендовать проведение общего анализа крови Консультация гематолога |
[20] |
*Окончательный план физической активности определяется с учетом состояния пациента и сопутствующих заболеваний противопоказаний), а при наличии склонности к усиленному всасыванию жиров в кишечнике можно выбрать орлистат.
Врач может дать пациенту много различных рекомендаций. Нутригенетический тест позволяет оптимизировать и персонализировать список рекомендаций с учетом генетических, и, следовательно, физиологических особенностей организма каждого пациента.
Список литературы Нутригенетический тест в клинической практике: цели и возможности
- Hebebrand J, Volckmar A-L, Knoll N, Hinney A. Chipping away the "missing heritability": GIANT steps forward in the molecular elucidation of obesity -but still lots to go. Obes Facts. 2010;3(5):294-303 DOI: 10.1159/000321537
- Speliotes EK, Willer CJ, Berndt SI, et al. Association analyses of 249,796 individuals reveal 18 new loci associated with body mass index. Nat Genet. 2010;42(11):937-948 DOI: 10.1038/ng.686
- Berná G, Oliveras-López MJ, Jurado-Ruíz E, et al. Nutrigenetics and nutrigenomics insights into diabetes etiopathogenesis. Nutrients. 2014;6(11):5338-69 DOI: 10.3390/nu6115338
- Loos RJF, Yeo GSH. The bigger picture of FTO: the first GWAS-identified obesity gene. Nat Rev Endocrinol. 2014;10(1):51-61. doi:10.1038/nrendo.2013.227.
- Xi B, Chandak GR, Shen Y, Wang Q, Zhou D. Association between Common Polymorphism near the MC4R Gene and Obesity Risk: A Systematic Review and Meta-Analysis. Mittal B, ed. PLoS One. 2012;7(9):e45731 DOI: 10.1371/journal.pone.0045731
- Johnson W, Ong KK, Elks C E, et al. Modification of genetic influences on adiposity between 36 and 63 years of age by physical activity and smoking in the 1946 British Birth Cohort Study. Nutr Diabetes. 2014; 4(9): e136 DOI: 10.1038/nutd.2014.33
- Mahmoudi T, Farahani H, Nobakht H, et al. Genetic Variations in Leptin and Leptin Receptor and Susceptibility to Colorectal Cancer and Obesity. Iran J Cancer Prev. 2016; 9(3): e7013 DOI: 10.17795/ijcp-7013
- Benton D, Young H A, A meta-analysis of the relationship between brain dopamine receptors and obesity: a matter of changes in behavior rather than food addiction? Int J Obes (Lond) 2016; 40: 12-21 DOI: 10.1038/ijo.2016.9
- Киреева В.В., Кох Н.В., Лифшиц Г.И., Апарцин К.А. Дисфункция эндотелия как краеугольный камень сердечно-сосудистых событий: молекулярно-и фармакогенетические аспекты. Российский кардиологический журнал 2014; № 10 (114). С. 64-68
- Liu P, Yu D, Jin X, et al. The association between the FABP2 Ala54Thr variant and the risk of type 2 diabetes mellitus: a meta-analysis based on 11 case-control studies. Int J Clin Exp Med. 2015;8(4):5422-9.
- Smith CE, Tucker KL, Lai C-Q, et al. Apolipoprotein A5 and lipoprotein lipase interact to modulate anthropometric measures in Hispanics of Caribbean origin. Obesity (Silver Spring). 2010;18(2):327-32 DOI: 10.1038/oby.2009.216
- Cahua-Pablo J Á, Cruz M, Méndez-Palacios A, et al. Polymorphisms in the LPL and CETP Genes and Haplotype in the ESR1Gene Are Associated with Metabolic Syndrome in Women from Southwestern Mexico. Int J Mol Sci. 2015 Sep; 16(9): 21539-21554 DOI: 10.3390/ijms160921539
- Palizban A, Rezaei M, Khanahmad H, and FazilatiM Transcription factor 7-like 2 polymorphism and context-specific risk of metabolic syndrome, type 2 diabetes, and dyslipidemia. J Res Med Sci. 2017; 22: 40 DOI: 10.4103/1735-1995.202141
- Николаева А.А., Николаев К.Ю., Лифшиц Г.И. и др. Сосудистая реактивность при коронарном атеросклерозе и социально значимых факторах риска (курение и алкоголь): возможности её использования для профилактики, скрининга и лечения. Новосибирск: Изд. ГПНТБ СО РАН, 2011: 31(5): 48-52
- Say Y-H. The association of insertions/deletions (INDELs) andvariablenumbertandemrepeats(VNTRs) with obesity and its related traits and complications J Physiol Anthropol. 2017; 36: 25 DOI: 10.1186/s40101-017-0142-x
- Zhang H, Wu J, Yu L. Association of Gln27Glu and Arg16Gly Polymorphisms in Beta2-Adrenergic Receptor Gene with Obesity Susceptibility: A Meta-Analysis. PLoS One. 2014; 9(6): e100489. doi: 10.1371/journal.pone.0100489
- Saliba LF, Reis RS, Brownson RC, et al. Obesity-related gene ADRB2, ADRB3 and GHRL polymorphisms and the response to a weight loss diet intervention in adult women. Genet Mol Biol. 2014; 37(1): 15-22.
- Riedl I, Osler ME, Benziane B, et al. Association of the ACTN3 R557X polymorphism with glucose tolerance and gene expression of sarcomeric proteins in human skeletal muscle. Physiol Rep. 2015; 3(3): e12314 DOI: 10.14814/phy2.12314
- Ravikanth VV, Rao GV, Govardhan B, et al. Polymorphisms in UGT1A1 Gene Predispose South Indians to Pigmentous Gallstones. J Clin Exp Hepatol. 2016; 6(3): 216-223 DOI: 10.1016/j.jceh.2016.08.004
- Katsarou M-S, Latsi R, Papasavva M, et al. Population-based analysis of the frequency of HFE gene polymorphisms: Correlation with the susceptibility to develop hereditary hemochromatosis Mol Med Rep. 2016 Jul; 14(1): 630-636.
- Gong M, Long J, Liu Q, Deng HC. Association of the ADIPOQ rs17360539 and rs266729 polymorphisms with type 2 diabetes: A meta-analysis. Mol Cell Endocrinol. 2010;325(1):78-83. doi:10.1016/j. mce.2010.05.007