О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова)
Автор: Парфентьев Николай Павлович, Парфентьева Наталья Владимировна
Рубрика: Искусствоведение и культурология
Статья в выпуске: 1 т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
Авторами на основе документальных источников раскрываются особенности деятельности монастырских мастеров церковно-певческого искусства XVI-XVII вв. Уделяется внимание общему устройству монастырских хоров, вопросам содержания и музыкального творчества их клирошан. Центральная тема исследования - деятельность мастеров пения Троице-Сергиевского монастыря - мощного центра древнерусской культуры, тесно связанного с Москвой. Здесь в течение десятилетий руководство хором осуществляли мастера, пришедшие из столицы. Сюда особенно часто наведывались цари и патриархи со своими хорами, сопровождавшими богослужения совместным пением с хором иноков. Авторы приходят к выводу, что общие церковно-певческие традиции монастыря формировались именно как московские. Клирошане, часто приходившие из разных районов страны, осваивая эти местные традиции, привносили и новый усвоенный ими ранее музыкально-интонационный материал (прежде всего в разводы мелодических формул, строк песнопений). Так «внутри» региональной школы возникали особые, монастырские, распевы. Попав в певческие сборники, они начинали свое бытование в профессиональномузыкальной среде. Своеобразие творчества троицких иноков исследуется на примере произведений выдающегося головщика Логина Шишелова (ум. 1624). Представленный обзор деятельности клирошан показывает, что не редко они были подлинными мастерами в области музыкального искусства, являя собой наиболее образованную часть монастырских иноков.
Древнерусское церковно-певческое искусство, монастырские певчие-клирошане, хор троице-сергиевского монастыря, творчество троицких распевщиков, логин шишелов
Короткий адрес: https://sciup.org/147150885
IDR: 147150885
Список литературы О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова)
- Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России. -М., 1881. -С. 129.
- В 1563 г. один из Ступишиных -Трифон, епископ Суздальский -был поставлен в архиепископы Полоцкие (РИБ. -СПб., 1876. -Т. 3. -Стб. 175).
- АИ. -СПб., 1841. -Т. 1. -С. 385.
- Смирнов С. Историческое писание Савво-Сторожевского монастыря. -М., 1860. -С. 15.
- ДАИ. -СПб., 1846. -Т. 1. -С. 218-219.
- Список погребенных в Троице-Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. -М., 1880. -С. 72.
- Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. -М., 1928.-С. 260. См. также: РНБ. Кир. Бел. № 707/964. Л. 105 об. -112 об.
- Клосс Б. М. никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. -М.: наука, 1980. -С. 252.
- Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова//Памятники русского музыкального искусства. -М., 1974. -Вып. 3
- Парфентьев Н. П. Выдающийся московский распевщик XVI -начала XVII в. Федор Крестьянин и его произведения//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. ст. -Челябинск: ЮУрГУ, 2003. -С. 46-59
- Парфентьева Н. В. О методе исследования музыкально-теоретических основ творчества Федора Крестьянина (XVI в.)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. мат-лов науч. конф. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. С. 37-50.
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -Вып. 4. -С. 104-107
- Парфентьева Н. В. Формульно-интонационная азбука московского распевщика XVI в. Федора Крестьянина//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -Вып. 4. С. 186-197
- Парфентьева Н. В. Певческий цикл «Тропари Иорданские» московского мастера XVI в. Федора Крестьянина//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. материалов науч. конф. -Челябинск: ЮУрГУ, 2007. -С. 3-20
- Парфентьева Н. В. К реконструкции авторской формульноинтонационной азбуки демественного распева московского мастера Федора Крестьянина (ум. ок. 1607)//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Челябинск: ЮУрГУ, 2007. -Вып. 5. -С. 212-231
- Парфентьева Н. В. Методологические подходы в изучении основ творчества выдающегося московского распевщика Федора Крестьянина (ум. 1607)//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. -Вып. 18. -Челябинск, 2012. -С. 109-118
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Освоение репертуара мастерами певческой школы Федора Крестьянина на рубеже XVI-XVII вв.//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. -Вып. 19. -Челябинск, 2012. -С. 83-90.
- Канон преп. отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевы Лавры, радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. -М., 1855. -С. 63.
- Арсений, иер. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. -М., 1878. -Ч. 2. -С. 146.
- Христофор. Ключ знаменной. 1604/публ., перев. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова//Памятники русского музыкального искусства. -Вып. 9. -М., 1983.
- РГБ. Ф. 304. № 428. Л. 486.
- Мансветов И. Д. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви. -М., 1885. -С. 311-312.
- Коротких Д. Певчая Псалтирь в памятниках XVI-XVII вв.//Муз. академия. -2001. -№ 4.
- СПГИХМЗ. № 274. Л. 124 об, 125, 279.
- Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря. -Тверь, 1890. -С. 252-308.
- Швец Т. В. Древняя традиция псалмопения в певческой рукописи середины XVI в.//Древнерусское песнопение. Пути во времени: мат-лы науч. конф. -СПб., 2011. -Вып. 5. -С. 94-112.
- Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере рукописи Соловецкого собрания № 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. -Л., 1980. -С. 197.
- Морохова Л. Ф. Ремарки об авторстве Лонгина в тетради Варфоломея//Древнерусская певческая культура и книжность: сб. науч. тр. -Л., 1990. -С. 62.
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа (на примере стихир в честь Св. Николая)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. материалов науч. конф. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -С. 15-32.