О формировании ценностно-коммуникативной модели гуманитарного образования
Автор: Шевченко О.В.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 11, 2024 года.
Бесплатный доступ
Научная работа посвящена исследованию состояния современного гуманитарного образования и преодоления процесса дегуманизации человека. С этой целью определены парадигмы гуманитарного образования с точки зрения сущего и должного; рассмотрены приоритетные формы (методики и приемы) организации учебной работы для обеспечения гуманитаризации образовательного процесса; выявлены тенденции его оптимизации. Новизна исследования заключается в обосновании необходимости формирования модели культурно-гуманитарной направленности, которая позволит преодолеть противоречие в существующих парадигмах гуманитарного образования: прагматической (на уровне сущего) и культурно-гуманитарной (на уровне должного). Методология исследования основана на применении социально-философского анализа, аксиологического подхода и данных социологических исследований. Заключается, что курс на гуманитаризацию образования должен быть системным и поддерживаться на уровне государства, общества и личности. Это позволит дистанцироваться от получившего распространение утилитарно-прагматического мировоззрения и направить молодое поколение по гуманистическому вектору развития.
Гуманизм, гуманитарное образование, гуманизация обучения, духовное развитие, организация учебного процесса
Короткий адрес: https://sciup.org/149146689
IDR: 149146689 | DOI: 10.24158/fik.2024.11.11
Текст научной статьи О формировании ценностно-коммуникативной модели гуманитарного образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, ,
с плодами научно-технической революции, возникновением нового технологического уклада - информационного, обусловившего создание виртуальной реальности. «Мы вступили в эпоху информационного общества, где очень много зависит от глобальной паутины с ее неограниченными возможностями. Созданный человеком виртуальный мир стал воспроизводить и закреплять в социокультурном коде нового поколения жизненные смыслы и поведенческие установки, не прошедшие адаптацию на свою пригодность в реальном культурном пространстве. Здесь возможно серьезное расхождение между государственной культурной традицией, историческим опытом народа и жизненными установками нового поколения» (Данилов, 2022: 58).
Такая противоречивая ситуация поставила перед исследователями трудноразрешимые задачи, опыт решения которых не имеет аналогов в прошлом. Вместе с тем гуманизация образования становится устойчивой тенденцией и потребностью системы или, как отмечает Е.В. Брызгалина, желательной идейной основой образования и воспитания1. По мнению исследователя, мера гуманизации образования создает предпосылки для самореализации личности как ответственного субъекта деятельности, познания и общения2.
В нашей статье под гуманитарным образованием понимается процесс совершенствования духовного потенциала человека в интеллектуальном, этическом и эстетическом направлениях.
Термин «гуманизм» имеет несколько значений: он осознается как мировоззрение, содержание которого составляют общечеловеческие ценности: человеколюбие, доброта, порядочность, ответственность, сострадание, сорадование и др., и как психологический регулятор, «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» (Абрамова, 2006).
Гуманитарное образование играет важную роль в развитии личности, которая проявляет способность критически мыслить, оценивать, а также понимать культурные контексты и социальные ценности, в том числе активно принимать участие в общественной жизни. Мировоззренческий аспект гуманитарного процесса обучения, в свою очередь, детерминирует психику человека, способствуя формированию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Таким образом, гуманитарная направленность образования выступает праксеологическим феноменом, и в этой связи полагаем, что «методологической основой гуманитарного образования выступает ценностно-коммуникативный подход, который нацеливает на необходимость поставить в центр содержания гуманитарного образования актуальные ценностно-смысловые проблемы, значимые для каждой личности и общества» (Разбегаева, 2011).
В рамках реализации ценностно-коммуникативного подхода гуманитарного образования предполагается наметить контуры ценностно-коммуникативной модели. С этой целью необходимо:
-
- определить парадигмы гуманитарного образования с точки зрения сущего и должного;
-
- рассмотреть приоритетные формы (методики и приемы) организации учебной работы для обеспечения гуманитаризации образовательного процесса;
-
- выявить тенденции его оптимизации.
В современном бытии российского социума доминирует утилитарно-прагматическая парадигма гуманитарного образования (Орешников, 2018). Школьное обучение сводится к тестовой системе оценивания. В вузе оно, по сути, представляет собой образовательную услугу по реализации «коммерческого проекта» - направления подготовки, которое предлагается абитуриенту. В рамках такого «образовательного капитализма» учебное заведение превращается в бизнес-предприятие, а студенту по его окончанию предлагается в качестве выпускной квалификационной работы, например, «Стартап как проект». Для экономических специальностей данная квалификационная работа весьма приемлема, поскольку позволяет проверить уровень развития профессиональных компетенций. Однако требования стартапа начинают распространяться и на гуманитарные дисциплины. Вместе с тем, например, в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации экзамен по гуманитарным дисциплинам переводится в устный формат, взамен письменного, что позволяет преподавателю оценить реальные знания студентов, так как возможность применения учащимися технических устройств (например, микронаушников) сложно обнаружить в силу их технологической миниатюрности.
Если говорить о гуманитарной направленности образования, то на уровне должного наиболее целесообразной представляется культурно-гуманитарная парадигма (Орешников, 2018). Ее суть заключается в развитии духовно-нравственных качеств личности в процессе образования, способности к критическому мышлению, четкой бинарной оппозиционности в рамках добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного.
Таким образом, на уровне сущего представлена прагматическая парадигма гуманитарного образования, а на уровне должного – культурно-гуманитарная. Разрешение данного противоречия является залогом гуманитаризации образования и формирования модели культурно-гуманитарной направленности.
Рассмотрение приоритетных форм (методики и приемы) организации учебной работы для обеспечения гуманитаризации образовательного процесса может служить способом разрешения вышеназванного противоречия.
Прежде всего необходимо отметить, что в начале нашего тысячелетия был опубликован «Гуманистический манифест», в котором философы провозгласили гуманизм как этическую, научную и философскую систему ценностей, изменяющую наш мир. Ими предложена модель планетарного гуманизма – «создания лучшего мира в планетарном сообществе» на основе этических и правовых механизмов1.
Гуманитарный космизм идей российской философии согласуется с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского, для которого личность есть участник историко-эволюционного процесса. Социализация человека обусловлена социально-ролевым многообразием, что дает возможность выбора жизненной стратегии, в ходе реализации которой происходит преобразование не только самого индивида, но и общества, а также природы в целом (Выготский, 1984).
Таким образом, идем ли мы от общего к частному или от частного к общему, рассуждая о гуманизации образования, всегда константной точкой выступает человек, который в рамках образовательного процесса является объектом культурно-гуманитарной парадигмы. И здесь важно определить условия, которые способствуют гуманизации обучения. Так, например, С.В. Иванова в рамках проведенного исследования (формирующего эксперимента) предлагает педагогические условия, способствующие гуманизации обучения на практике (Иванова, 2010). К ним она относит:
-
1. Учет психолого-возрастных особенностей обучающихся, которые оказывают влияние на интересы и мотивацию объекта образовательного процесса.
-
2. Выстраивание межличностного взаимодействия в рамках субъект-субъектных отношений с целью учёта личностных особенности обучаемых.
-
3. Применение дифференцированного подхода, при котором не абсолютизируются формальные требования рабочих программ, а учитываются реальные потребности студентов.
-
4. Вариативность содержания обучения, которая определяется как традиционным предоставлением информации о различных современных подходах к изучаемой проблеме, так и использованием источников информации из сети Интернет.
-
5. Создание ситуаций общения между субъектом и объектом обучения, в процессе чего формируется способность самостоятельного рассуждения, мотивирующая на дальнейшее освоение знаний.
-
6. Допущение свободы выбора и права на ошибку в условиях создания атмосферы творческого поиска.
-
7. Предпочтение работы в группах, где вырабатываются навыки диалогического общения и уважительного отношения к оппоненту.
-
8. Создание ситуации успеха для обучающихся, имеющих различную самооценку с целью формирования уверенности в своих силах.
-
9. Критерии эффективности гуманитарного образования направлены не только на контроль за усвоенными знаниями, но и на оценку личностного роста.
Немаловажное значение также имеет:
-
– акцентирование внимания на практико-ориентированных методах обучения;
-
– оценка взаимосвязи между гуманитарным процессом обучения и социальными явлениями современной жизни общества;
-
– определение влияния гуманитарных ориентиров на психоэмоциональное взросление индивида, а также коррекция самоощущения и социального поведения обучающихся (Кульбижеков, 2016);
-
– развитие эстетического вкуса на основе изучения различных видов искусства и прочтения художественной литературы, что обогащает эмоциональный мир, воспитывает чувство прекрасного (Казиник, 2017);
-
– побуждение к участию в жизни социума, волонтерской деятельности в целях преодоления общественных проблем, что является необходимым для реализации активной жизненной позиции, а также для принятия адекватных решений;
-
– введение адаптивных практик для лиц девиантного поведения. В частности, в аналитическом обзоре Всероссийского центра исследования общественного мнения от 26 июля 2021 г. приводятся данные о буллинге (от англ. bullying – травля), согласно которым каждый пятый участник опроса отметил наличие в своей жизни фактов унижения или травли со стороны других людей. Кроме того, 38 % респондентов заявили, что сталкивались с буллингом во время учебы в школе, 32 – на работе, 15 – в семье, 13 – во время учебы в колледже или вузе, 12 – в компании знакомых, 11 – в армии, 7 % – в сети Интернет1.
Направленность гуманитарного процесса обучения, как правило, влияет на и на методы преподавательской деятельности, а также на взаимодействие между преподавателями и обучающимися. Использование интерактивных методов в образовательном процессе, например, таких как обсуждения и дебаты, а также командные работы и исследовательская деятельность, способствует более глубокому пониманию учебного материала, а также формированию духовнонравственных качеств личности.
В контексте глобализации и стремительно меняющегося мира гуманитарный процесс обучения становится чрезвычайно важным, он помогает интериоризировать во внутреннем духовном опыте личности понимание различных социальных и культурных тенденций, что способствует развитию гражданской ответственности и поддержки демократических ценностей.
Рассмотрим преимущества гуманитарного образования.
-
– способствует развитию критической способности мышления в условиях информационного шума, предоставляя возможность обучающимся устанавливать причинно-следственные связи в природе, обществе и собственном мышлении;
-
– помогает обучающимся сформировать толерантное отношение к представителям различных культур и выработать способность видеть духовное единство в мультикультурном пространстве;
-
– затрагивает нравственные проблемы и вопросы справедливости, тем самым способствуя развитию у обучающихся вдумчивого отношения к социальным проблемам и этическим вызовам современности;
-
– способствуют формированию навыка аргументированно доказывать собственное мнение и уметь выслушивать позицию оппонента, что является важной основой для плодотворного взаимодействия как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.
-
– помогает пониманию причин актуальных общественных и политических процессов на основе анализа исторического прошлого, что способствует более глубокому осмыслению текущих событий и прогнозированию будущего развития общества;
-
– определяет актуальную возможность для формирования эстетического вкуса, что является особенно важным для личностного духовного развития;
-
– формирует у обучающихся определенное понимание собственной роли в социуме и обеспечивает признание законопослушности главной обязанностью каждого гражданина.
Таким образом, гуманитарное обучение, которое основано на духовно-нравственных и общечеловеческих ценностях, играет важную роль в гармоничном развитии личности, поскольку в ходе него субъект получает общекультурные, исторические знания, приобретает эмпатийные, исследовательские навыки, а также опыт гражданской активности. В контексте глобализации, а также культурного многообразия гуманитарные специальности становятся чрезвычайно важными, помогая молодому поколению осознать собственную индивидуальность и определенную ответственность перед социумом на современном этапе.
В российском обществе сегодня оформляется тенденция оптимизации гуманитарного образования в процессе обучения. Например, в новом учебном году для учеников 5–9 классов в школьную программу включен образовательный курс «Семьеведение», который направлен на интегрирование молодёжи в традиционную систему российских семейных ценностей и формирования сопутствующих ценностно-смысловых установок. По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, 45 % россиян имеют информацию о введении в школу основ семейной жизни, 55 % – не знают об этом. Вне зависимости от осведомленности 62 % опрошенных выступили за его введение, аргументируя это необходимостью получения школьниками знаний о семье как о первичной ячейке общества (31 % случаев), об отношениях между мужчиной и женщиной (8 %), а также о ведении домашнего хозяйства (2 %). О практической возможности применения полученных знаний говорил каждый восьмой респондент («подготовка к семейной жизни, к созданию семьи / к взрослой жизни / пригодится в жизни» – 12 %), а кто-то отмечал воспитательную функцию нового предмета («воспитание детей» – 7 %, «воспитание патриотизма» – 3 %). Очевидные результаты такой инициативы видятся опрошенным в перспективном уменьшении количества разводов (7 %), улучшении демографии (2 %). Однако 19 % участников исследования затруднились в поиске аргументов для введения новой дисциплины для школьников1.
Одновременно с этим не поддерживает появление данного курса в школьной программе каждый пятый россиянин – таких в среде опрошенных оказался 21 %. Аргументы респондентов данной группы сводятся к нежелательности сокращения часов по другим предметам для их высвобождения в контексте введения нового курса – этот ответ дали 29 % опрошенных. Имеются и противники обозначенной инициативы, полагающие, что воспитание семейных ценностей – сфера ответственности семьи, а не государства («это должно воспитываться в семье» – 15 %, «пропаганда / навязывание / государство не должно влезать в семью» – 13 %). Для молодежи в возрасте 18–34 лет характерен интерес к финансовой стороне семейной жизни – 12–13 %2.
В целом, в условиях сокращения народонаселения нашей страны акцентирование внимания государства на семье неслучайно. Она представляет собой не только ячейку общества, но и среду для духовно-нравственного развития каждой отдельной личности, являющейся элементом социума.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт критической рефлексии над данной гуманитарной проблематикой показал насущную необходимость укрепления традиционной духовной системы мировоззренческих координат. Её последовательное культивирование на трёх взаимосвязанных уровнях: государства, общества и личности – позволит преодолеть противоречие между существующим утилитарно-прагматическим мировоззрением и необходимостью формирования культурно-гуманитарной направленности. Всё это возможно осуществить только в рамках ценностно-коммуникативной модели гуманитарного образования. В перспективе его принципы могут стать основой для междисциплинарных учебных программ, интегрирующих знания из разных сфер (социальные дисциплины, искусство и инновации, искусственный интеллект), что позволит разрабатывать самые адаптивные учебные модели, которые будут способствовать формированию у обучающихся компетенций XXI в.
Список литературы О формировании ценностно-коммуникативной модели гуманитарного образования
- Абрамова М.А. Специфика гуманитарной подготовки в контексте стандартизации профессионального образования // Философия образования. 2006. № 2. С. 70-77. EDN: KUWCZP
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 258-432.
- Данилов А.Н. На пути к многоцивилизационной целостности // Философский журнал. 2022. Т. 15, № 4. С. 54-60. DOI: 10.21146/2072-0726-2022-15-4-54-60 EDN: OUMBVC
- Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5). С. 91-109. EDN: MWJZID
- Казиник М.С. Погружение в музыку, или Тайны гениев-2. М., 2017. 304 с.
- Кульбижеков В.Н. Рациональные основания музыкального творчества: механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. М., 2016. 200 с. EDN: ZSNYYZ
- Орешников И.М. Философия образования ХХI столетия: предмет, круг проблем, императивность культурно-гуманистической парадигмы // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 15-19. DOI: 10.24411/2226-2296-2018-10301 EDN: VRCTBF
- Разбегаева Л.П. Ценностно-коммуникативный подход в гуманитарном образовании: сущность, результаты, перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 77-82. EDN: OOARNV