О юридической природе и системе принципов права

Автор: Чернова Э.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 4-6 (13), 2014 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена проблематике правовых принципов. Рассмотрены основные подходы к исследованию данной проблемы, проанализированы различные классификации принципов права.

Принципы права, доктрина права, классификация

Короткий адрес: https://sciup.org/140110476

IDR: 140110476

Текст научной статьи О юридической природе и системе принципов права

Проблема принципов права является одной из дискуссионных в юридической науке. Существующие сегодня подходы к исследованию проблематики правовых принципов можно разделить на два вида. Первый сформировался исторически и является результатом поступательного развития общества и права, связан с широким определением сферы принципа и основан на логическом значении данного понятия. В логике принцип – центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Правовой принцип в этом случае рассматривается как частная разновидность принципа. В основе второго подхода лежит убеждение исследователей о том, что юриспруденция должна соответствовать запросам практики и процессам постижения права. Его сторонники обычно не рассматривают специально данный вопрос, занимая определенную позицию без четкого авторского понимания этой категории.

Однако эти подходы имеют свои недостатки. При первом подходе правовой принцип чаще рассматривается в качестве рабочей категории, а потому используется как категория универсальная, с помощью которой можно обозначить то или иное исходное положение, придав ему соответствующие правовые последствия. При этом формальный аппарат выделяемых принципов остается невыясненным. На практике это приводит к тому, что в правовой действительности «принцип» используется намного чаще, чем это предопределено его гносеологией, и в самых различных контекстах. Именно при таком подходе происходит смешение научного принципа как продукта сознательного творчества ученых в сфере права с принципом собственно правовым. Но многозначность или универсальность, сопутствующие понятию «принцип» за пределами юридического быта, в правовой сфере становятся не благом, а проблемой. Точность понятий и соответствующая им теоретико-смысловая нагрузка – это то, к чему необходимо стремиться в праве. Решение же правовых (отраслевых) задач с опорой на обыденное определение и понимание принципа способно привести к безупречным выводам в логическом отношении, которые окажутся бесполезными для правоприменительной практики. Как справедливо заметил Ю.Б. Фогельсон, «правовые теории, не позволяющие решить проблемы в суде, никому не нужны» [1, с.31].

Второй подход – это констатация того, что в праве (или отрасли права) есть определенный набор принципов (или их система). Затем следует суждение о том, что они могут быть закреплены или не закреплены в нормах права, и далее принципы подвергаются интерпретации с позиции конкретного автора со ссылкой на нормы законодательства. Результатом такого подхода является воспроизведение содержательной характеристики норм соответствующего законодательства. Тем самым продолжает и далее утверждаться без какого-либо развития и учета законодательных изменений мнение о том, что принципы – это правовые идеи, прямо или косвенно закрепленные в праве, его идеологическая опора. Существующий подход уже не может привнести что-либо новое в проблематику правовых принципов, а лишь «загоняет ее в угол». Ведь признание идеи атрибутивным признаком правовых принципов, а самих принципов «основой правотворчества» и «объективными свойствами права» – основание для ухода от выявления и формулировки истинно юридических признаков этого явления нормативно-правовой деятельности.

Рассматривая вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «правовой принцип» сегодня, можно выделить несколько определений его понятия. Итак, принципы права – это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы. Подобное определение представляет правовые принципы в виде идеализированной модели. В нем не учтен тот факт, что правовая теория всегда идет по пути разделения реальности фактической (взгляды, представления, общественные идеалы, различные виды идей) и юридической.

Другой взгляд основан на понимании правовых принципов как категории, в которой в равной мере сочетаются элементы как субъективного, так и объективного порядка. Отсюда, принципы в праве – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.

В доктрине права стало естественным выделение двух разновидностей правовых принципов. Первые рассматриваются как принципы, действующего права, вторые – как иные правовые принципы. Принципы действующего права выступают как отправные положения (правила), непосредственно входящие в его содержание. Они представлены в праве в качестве важнейших норм, реально выражены и закреплены в этих нормах. Поэтому принципы, включаемые в данную группу, обладают всеми свойствами правовых норм, обязательны для участников регулируемых отношений, и отступление от них расценивается как нарушение законности в государстве. Иные правовые принципы образуют исходные юридические положения и идеи, которые не вошли в содержание действующего права и соответственно не зафиксированы в нем и свойствами правового регулятора не обладают.

Юридическая природа принципов права – не единственный критерий для их классификации. Абсолютное большинство авторов классифицируют принципы в праве на общие для данной национальной системы права, а также отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права. С.С. Алексеев разграничивает принципы на две большие группы: общесоциальные (социально-экономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала, и специально-юридические) [2, с. 265]. В числе последних выделяются общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права. Аналогичного деления специально-юридических принципов (исключая принципы институтов) придерживаются Л.С. Явич и В.Н. Карташев [3, с.12]. М.И. Байтин, соглашаясь со сложившимся в юридической науке делением принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые и отраслевые, предлагает подразделять общеправовые принципы на морально-этические и организационные. Эта позиция автора перекликается с точкой зрения С.С. Алексеева и Л.С. Явича о существовании принципов общесоциальных и специально-юридических. Различие лишь в том, что С.С. Алексеев не относит общесоциальные принципы к числу правовых, но не исключает их учета при правоприменении, а М.И. Байтин полагает их таковыми [4, с. 78].

Подводя итоги, можно сказать, что принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой базируются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они имеют общеобязательный характер, и от степени их соблюдения в прямой зависимости находится стабильность и эффективность правовой системы.

Принципы права как выражение его сущности не могут не идти в ногу с развивающимися общественными отношениями и правовой системой в целом, под воздействием которой и находятся общественные отношения. Однако влияние это не одностороннее, а обоюдное. И это, безусловно, положительное явление, так как правовая система, трансформируясь одновременно с принципами права, изменяется и вместе с общественными отношениями. Общественные отношения в свою очередь обуславливают формирование новых правовых принципов, а это, несомненно, залог прогресса и стремления к совершенству, как в праве, так и во всей правовой системе.

Список литературы О юридической природе и системе принципов права

  • Фогельсон Ю.Б. Избранные вопросы общей теории обязательств: Курс лекций. М.: Юрист, 2001.
  • Алексеев С.С. Теория права. М., 2005.
  • Карташев В.Н. Принципы права (некоторые аспекты понимания и классификации)//Юридические записки Ярославского государственного университета им. В.В. Бутнева.-Ярославль, 1999. Вып.З.
  • Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов: СГАП, 2001.
Статья научная