О нарративе тоталитаризма в творчестве Джулиана Барнса
Автор: Анцыферова Ольга Юрьевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 1 т.10, 2018 года.
Бесплатный доступ
Изучаются идеологические и эстетические способы деконструкции Джулианом Барнсом нарратива тоталитаризма на материале двух романов. В «Дикобразе» (1992), посвященном падению тоталитарного режима в одной из восточноевропейских стран, проблема тоталитаризма ставится в политическом аспекте, приобретая форму идеологической дуэли с неявным исходом. Романная полифония здесь не отменяет эпической целостности, связанной с четкостью и выверенностью идеологической перспективы, которая выявляется в соположении с идеями Ханны Арендт. Если в «Дикобразе» тема искусства возникает лишь как результат саморефлексивности постмодернистской прозы, то в «Шуме времени» (2016) искусство тематизируется. Используя биографию Шостаковича, автор размышляет о природе искусства и о его судьбах в тоталитарном обществе, о сложности взаимоотношений художника и власти, о границах компромисса с властью и с самим собой. Жанр biofiction отмечен нарочитой фрагментарностью, истоки которой обнаруживаются в особенностях самосознания композитора. Внутренняя противоречивость, сложность и разновекторность становятся определяющей причиной повествовательной фрагментированности: нарратив миметически воспроизводит внутреннюю противоречивость самоощущения героя. Тенденции к нарративному и онтологическому плюрализму в «Шуме времени» противостоит тенденция к художественному синтезу. Для симфонического звучания романа важна система лейтмотивов, создающих романную гармонию. Устойчивая структурная симметрия романа в сочетании с пульсирующим, ассоциативным нарративом придает «Шуму времени» музыкальность. В обоих рассмотренных романах монологическая сущность тоталитаризма расшатывается посредством как нарративной полифонии, так и структурной фрагментарности.
Тоталитаризм, нарратив, джулиан барнс, "дикобраз", "шум времени", фрагментация, художественная целостность
Короткий адрес: https://sciup.org/14729556
IDR: 14729556 | DOI: 10.17072/2037-6681-2018-1-69-78
Список литературы О нарративе тоталитаризма в творчестве Джулиана Барнса
- Арендт Х. Истоки тоталитаризма/пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова; послесл. Ю. Н. Давыдова; под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с
- Барнс Д. Дикобраз/пер. с англ. Е. Храмовой. М.: Эксмо, 2013. 192 с
- Барнс Д. Шум времени/пер. Е. Петровой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 256 с
- Кочеткова Н. Писатель Джулиан Барнс: «Я не драматург, не денди и не гомосексуалист» (интервью)//Известия. 2007. 4 июля. URL: https://iz.ru/news/326279 (дата обращения: 04.12.2017)
- Романова А. Суд над «Дикобразом» // Феномен Джулиана Барнса. Круглый стол // Иностранная литература. 2002. № 7. URL: http://magazines. russ.ru/inostran/2002/7/fenom.html (дата обращения: 04.12.2017)
- Табак М. «Франция - моя вторая родина» // Феномен Джулиана Барнса. Круглый стол // Иностранная литература. 2002. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/7/fenom.html (дата обращения: 04.12.2017)
- Adams J. In new novel, Julian Barnes tests the noise of time through art and biography//The Globe and Mail; Toronto, Ontario. 2016. 3 June. URL: http://www.theglobeandmail.com/arts/booksand-media/in-new-novel-julian-barnes-tests-the-noise-of-time-through-art-and-biography/article30260 780/(дата обращения: 04.12.2017)
- Barnes J. The Noise of Time. L.: Jonathan Cape, 2016. 192 p
- Bathurst M. Biographical fiction: The Noise of Time//Country Life. L., 2016. 27 January. P. 88
- Denk J. The Noise of Time by Julian Barnes//The New York Times Book Review. 2016. 9 May. URL: https://www.nytimes.com/2016/05/15/books/review/the-noise-of-time-by-julian-barnes.html?_r=0 (дата обращения: 04.12.2017)
- Duplain J. The Big Match. Barnes, Julian. Porcupine//New Statesman & Society. London, 1992. 13 November. P. 34
- Kakutani M. Review: Julian Barnes’s ‘The Noise of Time,’ the Inner Shostakovich//New York Times. 2016. 2 May. URL: https://www.nytimes.com/2016/05/03/books/review-julian-barness-the-noise-oftime-the-inner-shostakovich.html (дата обращения: 04.12.2017)
- Lasdun J. The Noise of Time by Julian Barnes. Review: How Shostakovich survived Stalin//The Guardian. 2016. 22 January. URL: https://www.theguardian.com/books/2016/jan/22/the-noiseof-time-by-julian-barnes-shostakovich-stalin-review (дата обращения: 04.12.2017)
- Pal D. Art of vodka: Music and propaganda. An imagined life of composer Shostakovich in Stalin’s Russia//India Today; New Delhi. 2016. 7 March. URL: http://indiatoday.intoday.in/story/art-of-vodka/1/604295.html (дата обращения: 04.12.2017)
- Robson L. Blunt Instruments//New Statesman. 2016. 22-28 January. Р. 48-49
- Saval N. Julian Barnes and the Shostakovich Wars//The New Yorker. 2016. 26 May. URL: http://www.newyorker.com/books/page-turner/julianbarnes-and-the-shostakovich-wars (дата обращения: 04.12.2017)
- Scammell M. "Trial and error": The Porcupine by Julian Barnes//The New Republic. 1993. 4 January. P. 35
- Stout M. Chameleon Novelist//The New York Times. 1992. 22 November. URL: http://www. nytimes.com/1992/11/22/books/barnes-interview92. html?pagewanted=all (дата обращения: 04.12.2017)
- Taruskin R. Was Shostakovich a Martyr? Or Is That Just Fiction?//New York Times. 2016. 26 August. URL: https://www.nytimes.com/2016/08/28/arts/music/julian-barnes-the-noise-of-time-shostakovich.html?_r=0 (дата обращения: 04.12.2017)
- Zohn P. CultureZohn Off the C(H)uff: Julian Barnes and The Noise of Time//The Huffington Post. 2016. 6 September. URL: http://www.huffingtonpost.com/patricia-zohn/culturezohn-off-thecuff-julian-barnes-and-the-noise-of-time_b_10344 542.html (дата обращения: 04.12.2017)