О некоторых функциях ритма в словесном искусстве

Автор: Рогова Евгения Николаевна, Яницкий Леонид Сергевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (63), 2022 года.

Бесплатный доступ

На очередном этапе развития литературоведческой науки авторы статьи обращаются к проблеме ритма в произведении словесного искусства. Предпринимая обзор основных характеристик и функций ритма, выделенных ведущими учеными, авторы статьи концентрируют внимание на воздействующей мифологической функции ритма, его способности организованный речевой материал противопоставлять разговорной обыденности. Ритм и миф, тяготеющие друг к другу, усиливают обоюдное воздействие, что способствует применению данной особенности в разных сферах человеческой культуры с целью повышения воздействия словесного ритмического материала, эффективно преодолевающего барьеры рационального осмысления. В исследовании ритма авторы статьи придерживаются следующей логики: анализ произведений движется от обращения к интериоризованной, имплицитно представленной теме ритма в поэтическом произведении Б. Пастернака к исследованию демонстративно явленной воздействующей функции ритма в пограничных стихотворных текстах рекламного характера В. Маяковского и завершается наблюдением за возрождением архаической мифологизированной функцией ритма в постмодернистском романе. В статье рассматривается роль ритма в современной культуре, приводятся примеры из лирических, прозаических произведений и рекламных стихотворных текстов. Авторы приходят к выводу о неизменно воздействующей функции ритма и создании современного культурного мифа с помощью ритма.

Еще

Ритм, миф, лирика, воздействие, реклама, ритм в постмодернистском тексте

Короткий адрес: https://sciup.org/149141353

IDR: 149141353   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-4-28

Список литературы О некоторых функциях ритма в словесном искусстве

  • Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
  • Баташева Э.А. Влияние мифа и мифологического мышления на сознание современного человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Раздел «Философские науки». 2014. № 12(50). Часть 2. С. 28–31.
  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
  • Венцлова Т. Собеседники на пиру. Литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 624 с.
  • Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
  • Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. М.: РГГУ, 2000. 289 с.
  • Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Советский писатель, 1982. 368 с.
  • Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: РГГУ, 2002. 86 с.
  • Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1955–1961.
  • Пастернак Б. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М.: Правда, 1990. 544 с.
  • Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. 344 с.
  • Сорокин В. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2. М.: Ад Маргинем, 2002. 861 с.
  • Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.
  • Топоров В.Н. Мышь // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 190.
  • Тюпа В.И. Аналитика художественного. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001. 192 с.
  • Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 639 с.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  • Шатин Ю.В. Ритм как система и как феномен. Два способа интерпретации русского стихотворного текста // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 26–35.
  • Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Круг, 1925. С. 7–20.
  • Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. 336 с.
Еще
Статья научная