О некоторых особенностях реализации социальной политики в БурАССР в 1980-х гг

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные направления социальной политики в области охраны материнства и детства. Еще с 1960-х гг. наметилась тенденция к снижению уровня рождаемости и складывание семьи с двумя детьми. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. это побудило Советскую власть вернуться к решению вопросов демографии впервые со времен первых послевоенных лет и окончательно оформить в систему помощи и поддержки матерей. Система была введена через ряд постановлений и выражалась в виде новых пособий, отпусков по уходу за ребенком, изменений в графике работы, а также в создании сети детских учреждений, которые осуществляли заботу о здоровье и воспитании подрастающего поколения. Данные изменения привели к временному подъему рождаемости, который впоследствии был нивелирован социально-экономическими изменениями в стране.

Еще

Социальная политика, материнство, детство, социальное страхование, демография

Короткий адрес: https://sciup.org/148326446

IDR: 148326446   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2023-1-44-48

Текст научной статьи О некоторых особенностях реализации социальной политики в БурАССР в 1980-х гг

Наквасина Ю. В. О некоторых особенностях реализации социальной политики в БурАССР в 1980-х гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. Вып. 1. С. 44‒48.

Социальная политика государства является определенным индикатором его стабильности и гарантом уверенности граждан в завтрашнем дне. Российская Федерация, как и большинство государств, относит себя к социальным, это провозглашено в Конституции Российской Федерации. Тем не менее естественная убыль населения в Российской Федерации и в Республике Бурятия в том числе, наблюдаемая с 2015 г.1, требует изменений в реализации социальной политики, в первую очередь в вопросах охраны материнства и детства.

В советский период политика в области охраны материнства и детства получила свое оформление и была достаточно успешной, если рассматривать хоть и колеблющиеся показатели естественного прироста населения [3, 118‒138]. Поэтому несмотря на изменившуюся социально-экономическую ситуацию в стране исследование предшествующего опыта является актуальным.

Интерес государства к вопросам материнства и детства был достаточно велик, однако значительные преобразования политики в данном направлении проявлялись волнообразно и были связаны с изменениями в показателях рождаемости.

В конце 1970-х гг. начал расти интерес со стороны государства к проблемам демографии в стране. Это было связано с заметным снижением уровня рождаемости и изменением пропорций этнического состава населения. Так, в Бурятской АССР на 1 000 человек населения рождаемость в 1960 г. составляла 31,8, а в 1970 г. 18,1, в 1980 г. — 21,6.

Сложилась заметная тенденция к формированию семьи с двумя детьми [2, с. 10]. Впервые данную проблему озвучили на XXV съезде КПСС и при утверждении основных направлений развития народного хозяйства на 1976‒1980 гг. была поставлена задача разработать программу эффективной демографической политики.

По результатам предыдущей пятилетки на XXVI съезде был сделан акцент на проблемах народонаселения и необходимости комплексного подхода к реализации мер эффективной демографической политики. В Отчетном докладе ЦК КПСС и докладе «Об основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981‒1985 годы и на период до 1990 г.» сообщалось, что нужно ввести новые меры, стимулирующие рост населения, так как предпринятые ранее действия по нормализации демографической ситуации не имели должного действия. Усиление заботы о семье, молодоженах и прежде всего о работающих женщинах было принято в качестве основных путей решения проблем народонаселения.

Результатом реализации решений съезда стало создание в 1981 г. сводного отдела социальных проблем и народонаселения при Госплане СССР, главной задачей которого стал расчет масштабов и структуры инвестиций в демографическую сферу, и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» [1, с. 232].

Законодательные акты подобного масштаба в сфере регулирования демографических процессов ранее проводились только в военные и первые послевоенные годы, когда была принята серия государственных актов, призванных смягчить демографические потери, понесенные во время войны.

Как размер пособий многодетным и одиноким матерям, так и порядок их предоставления практически не менялись до 1981 г., а многие пункты этих документов сохраняли силу и во вновь принятом постановлении (в частности, размеры единовременных выплат на четвертого и последующих детей).

Принципиальным дополнением набора пособий, отражающим изменившуюся демографическую ситуацию в стране, а именно доминирование однодвухдетной семьи для большей части населения, было их введение для первенцев и вторых детей (соответственно 50 и 100 р.). Единовременное пособие на третьего ребенка также было увеличено (до 100 р.) [1, с. 234]. При сохранении неизменными всех остальных единовременных пособий это косвенно обозначило главный количественный ориентир или цель постановления в области рождаемости и детности семьи — третий ребенок.

Изменился размер и характер ежемесячных выплат. Всем работающим или обучающимся с отрывом от производства женщинам было предоставлено право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им одного года. Размер оплаты составил 35 р., а в районах Дальнего Востока, Сибири и в северных регионах — 50 р. в месяц. Одновременно было дано право и на отпуск без сохранения содержания вплоть до исполнения ребенку полутора лет.

Постановлением были изменены порядок и размер выплаты пособий на детей для одиноких матерей: пособие составило 20 р. в месяц, а срок его выплаты был продлен до достижения ребенком 16 лет (вместо 12 лет по указу 1944 г.).

Внедрялась практика работы женщин по режиму неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, скользящему (гибкому) графику. Женщинам, имеющим двух детей в возрасте до 12 лет, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск, а также право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель.

Назначались дополнительные льготы при назначении пенсии по возрасту при неполном трудовом стаже женщинам, воспитывающим пять или более детей. Пенсия в таких случаях назначалась при общем трудовом стаже не менее 5 лет без требований о достижении пенсионного возраста в период работы и наличии трехлетнего непрерывного стажа работы к моменту обращения за назначением пенсии.

В постановлении подчеркивалась необходимость проведения мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих детей, и молодоженов и предоставления им преимуществ при получении государственной жилой площади, а также при индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве. Для решения жилищной проблемы было решено также привлекать средства предприятий, организаций и колхозов: предприятия наделялись правом предоставления беспроцентной ссуды за счет фонда социально-культурных мероприятий одному из супругов на улучшение жилищных условий после рождения первого ребенка в размере 1,5 тыс. рублей на 8 лет. При рождении после получения ссуды второго ребенка в счет погашения ссуды засчитывалось 200 рублей, при рождении третьего 300 рублей.

В целом период 1980‒1990 гг. довольно четко делится на три части: период, когда еще не сказывался эффект повышения выплат на детей и удлинения отпусков; период, когда этот эффект сказывался, и период, когда этот эффект уже не сказывался. Повышение и спад уровня рождаемости на разных территориях страны были не синхронны, но в целом можно утверждать, что средний уровень рождаемости за 1989‒1990 гг. был близок к среднему уровню 1980‒1981 гг., уровень же за 1982‒1988 гг. в среднем выше [3, с. 84]. Однако важно отметить, что в этот же период вступили в возраст максимальной плодовитости женщины, родившиеся в 1950-х гг., когда рождаемость была высокой [2, с. 9].

Помимо стимуляции рождаемости расширялся перечень взаимодействия общества и семьи. Поскольку женщина-мать рассматривалась как человек, за которого предприятие уплачивает страховые взносы, а не как член общества, нуждающийся в поддержке (этот тезис иллюстрирует тот факт, что пособия не полагались неработающей женщине, имеющей стаж менее одного года), то взаимодействие трудового коллектива и ребенка также расширилось.

В Бурятии такое взаимодействие формировалось еще в первые послевоенные годы, когда профсоюзы начали осуществлять выплату материальной помощи многодетным семьям. Формировались комиссии по проведению разъяснительной работы с родителями, чьи дети были замечены в нарушении порядка, бродяжничестве. Кроме того, профсоюзы оказывали поддержку в организации летнего отдыха в пионерских лагерях, брали шефство над детдомами. Поскольку профсоюзные комитеты фактически являлись частью государственной структуры (в их ведении находился фонд социального страхования), то такое направление работы свидетельствует об установке на участие общества в воспитании подрастающего поколения 1.

В дальнейшем такая тенденция только усиливалась. В отчетах Софпрофа БурАССР за 1980 г. большое внимание уделяется описанию работы с детьми2. Так, в ведении профсоюзов Бурятии в 1980 г. находилось 28 детских секторов при домах и дворцах культуры, 38 клубов по месту жительства, 8 детских клубов юного техника, организовано более 500 кружков художественной самодеятельности, в которых занимались 21 тыс. детей и подростков. В летний период открывалось более 400 пионерских и оздоровительных лагерей разного типа с охватом более 50 тыс. детей3.

К концу 1980-х гг. объемы организации работы с детьми пошли на спад, внимание уделялось только организации отдыха детей, притом расширение материальной базы лагерей и санаториев было практически прекращено.

Наибольший вклад при решении проблем материнства и детства был внесен в советский период. И окончательно система оформилась только к 1980-м гг., когда политика в области материнства и детства приобрела полноценную правовую, организационную, кадровую, финансовую и научную базу. Именно в это время появилась развитая система учреждений здравоохранения, дошкольного и школьного воспитания и образования, позволявшая женщине реализовать себя и как матери, и как профессионалу, без ущерба для здоровья и воспитания ребенка.

Список литературы О некоторых особенностях реализации социальной политики в БурАССР в 1980-х гг

  • Баранова В. И. Исторический опыт разработки и реализации социальной политики СССР в 1953-1991 гг.: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.02 / Московский педагогический гос. ун-т. Москва, 2005. 439 с. Текст: непосредственный.
  • Динамика населения СССР 1960-1980 / Э. К. Васильева [и др.]. Москва: Финансы и статистика, 1985. 176 с. Текст: непосредственный.
  • Население Советского Союза 1922-1991 / под редакцией А. Г. Волкова. Москва: Наука, 1993. 143 с. Текст: непосредственный.
  • Республика Бурятия - 75 лет // Статистический сборник. Юбилейный выпуск. Улан-Удэ, 1998. 319 с. Текст: непосредственный.
  • Шахова Е. С. Правовые и организационные мероприятия в области охраны материнства и детства как основные направления борьбы с детской беспризорностью в Советской России // Вестник Омского госуниверситета. Сер. Право. Омск, 2014. № 3(40). С. 36-39. Текст: непосредственный.
Статья научная