О некоторых правовых и организационных аспектах предупреждения киберэкстремизма
Автор: Акименко М.А.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 1 (72), 2025 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию правовых и организационных аспектов предупреждения киберэкстремизма как одной из первостепенных угроз цифровизации современного общества. Автор анализирует существующие нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с киберэкстремизмом, а также предлагает меры по совершенствованию законодательства и организационных механизмов противодействия этому асоциальному явлению.
Киберэкстремизм, информационная безопасность, правовые аспекты, организационные меры, предупреждение экстремизма, интернет-пространство, правоохранительные органы
Короткий адрес: https://sciup.org/140310525
IDR: 140310525 | DOI: 10.52068/2304-9839_2025_72_1_110
Текст научной статьи О некоторых правовых и организационных аспектах предупреждения киберэкстремизма
На сегодняшний день развитие современного общества немыслимо без достижений в области цифровизации и информатизации. Количество пользователей такими благами растет с каждым годом в геометрической прогрессии. Глобальная сеть сегодня – это часть жизни каждого третьего человека в мире.
Интернет сегодня оказывает повсеместное влияние на все сферы жизни общества, в стороне не остаются ни экономика, ни образование, ни здравоохранение, ни государственное управление и культура. В свою очередь, процессы цифровизации современного общества, с одной стороны, повышают эффективность и качество жизни людей, создают новые возможности для инноваций и глобального взаимодействия, но с другой – нередко порождают явления и процессы негативного свойства, приобретая при этом особые криминологически кумулятивные связи с иными деяниями противоправного характера и образовывая дуалистичную природу своего существования.
Среди таких противоправных проявлений в информационной среде одно из первых мест за-
нимают различные виды и формы киберэкстремизма.
Так, в апреле 2024 года группа исследователей по изучению преступности CRIMGOV опубликовала первый Всемирный индекс киберпреступности. Лидирующие позиции по показателю рейтинга стран с самым высоким индексом киберпреступности заняла Россия. Согласно результатам исследования, Россия является страной происхождения большинства киберпреступлений с показателем WCI 58,39, за ней следуют Украина (36,44) и Китай (27,84). В пятерку лидеров также входят США (25,01) и Нигерия (21,28), Румыния, Северная Корея, Великобритания, Бразилия [1].
При этом любое противоправное проявление в обществе требует со стороны соответствующих правоохранительных и государственных структур выработки мер как противодействия, так и профилактики, а, соответственно, и предупреждения. При этом, на наш взгляд, совокупность таких упреждающих мер по борьбе с киберэкстремизмом должна носить комплексный организационно-правовой характер. Прежде всего это вызвано тем, что глобальная сеть сегодня – это трансграничная платформа для распространения экстремистских идей, рекрутинга новых членов в данные преступные группировки, с одной стороны, и координации преступной деятельности – с другой. Это делает киберэкстремизм транснациональной угрозой, которая за последние годы только лишь усиливает свои коммулятивно-криминологические свойства и характеристики в криминальной среде, а также распространённость, охватывая все новые и новые платформы и сферы в Интернете. Социальные сети, на сегодняшний день используются экстремистами для пропаганды, вербовки и организации атак. По мнению специалистов, такая ситуация требует новых подходов к мониторингу и анализу онлайн-активности [2].
Кроме того, так как именно молодые люди и даже дети (прежде всего подростки) активно используют Интернет в своей повседневной жизни, они прежде всего являются потенциальными субъектами рекрутинга в радикальные кибергруппы.
Поэтому на сегодняшний день существует социальная необходимость для предупреждения различного рода киберэкстремизма в информационном пространстве. А эффективных мер предупреждения данным противоправным действиям можно достичь только посредством реализации комплексного подхода в борьбе с данными преступными проявлениями.
Комплексность в данном случае в первую очередь должна проявляться в выработке как действенных правовых, так и организационных механизмов противодействия киберэкстримизму во всех его проявлениях. На наш взгляд, существует социальная необходимость дополнить положения УК РФ об ответственности за различного рода экстремистские проявления, предусмотрев, с одной стороны, ответственность за создание, распространение и использование экстремистского контента в Интернете, а с другой – увеличение санкций за финансирование экстремистской деятельности через криптовалюты и другие цифровые средства.
Кроме этого также следует ввести в практикоправовое пространство использование анонимных сетей (например, Tor) и технологий шифрования, в том числе, в борьбе с киберэкстремизмом, чтобы предотвратить их использование в преступных целях. Для более эффективной работы по данному направлению также следует законодательно урегулировать вопрос доступа правоохранительных структур к зашифрованным данным в рамках проведения как оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий.
К организационным методам противодействия киберэкстремизму стоит отнести прежде всего усиление работы государственных органов и общественных организаций по разработке и внедрению в учебный процесс, а именно в различного рода образовательные программы, дисциплин, причем как для младших школьников, так и студентов и молодежи, изучение которых будет направленно на повышение цифровой грамотности и осведомленности о рисках киберэкстремизма.
Также следует согласиться с рядом специалистов, что в нашей стране для эффективного противодействия киберэкстремизму необходимы специалисты с глубокими знаниями в области информационных технологий, права и криминологии [3]. Поэтому, на наш взгляд, в юридических вузах следует разработать программы по подготовке экспертов-криминалистов, специализирующихся на изучении алгоритмов современных киберугроз, отдельно предусмотрев и разработав курсы по цифровой криминалистике, цифровой криминологии, нетехническому и техническому профилированию с использованием алгоритмов искусственного интеллекта.
Кроме того, немаловажную роль в предупреждении кибертерроризма могут сыграть различного рода волонтёрские движения, основная цель создания которых – предупреждение и противодействие киберэкстремизму.
Такие добровольческие киберструктуры и организации могли бы участвовать в мониторинге различных сетевых площадок, например таких как социальные сети, форумы и других онлайн-платформы, для выявления радикального контента. Добровольные кибердружины также могли бы проводить различного рода открытые мероприятия (лекции, тренинги, круглые столы для разных возрастных групп), направленные на повышение цифровой грамотности и осведомленности о рисках рекрутинга в киберэкстремисткие и ки-бертеррористические организации. Существует также социальная необходимость на законодательном уровне закрепить деятельность волонтерских рабочих групп психологов, которая была бы направлена на оказание психологической поддержки лицам, пострадавшим от воздействия экстремистской пропаганды или ставшим жертвами вербовки.
Внедрение и популяризация киберволонтерства среди сведущих групп предприятий и организаций, на наш взгляд, является вполне обоснованным с экономической точки зрения. Волонтерские инициативы требуют меньших финансовых затрат по сравнению с государственными программами, что делает их привлекательными в условиях ограниченного бюджета.