О некоторых вопросах квалификации скимминга как уголовно-наказуемого деяния

Автор: Байбародова Е.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 12-3 (31), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ особенностей квалификации скимминга как относительно нового вида преступления. Определены проблемы квалификации.

Скимминг, киберпреступления, банковские преступления, разглашение банковской тайны, уголовно-правовая квалификация

Короткий адрес: https://sciup.org/140117993

IDR: 140117993

Текст научной статьи О некоторых вопросах квалификации скимминга как уголовно-наказуемого деяния

Annotation : The article analyzes the characteristics of the qualification skimming as a relatively new type of crime. Identified problems of qualification. Keywords : skimming, cybercrime, banking crimes, lifting of bank secrecy, the criminal legal qualification

В современном мире все большие и большие обороты набирает расчет за счет безналичных средств, то есть оплата с помощью банковских карт. Как следствие этого процесса появляются новые виды преступлений, связанных с нарушением законодательства в сфере безналичных расчетов. Преступники различными способами пытаются получить доступ к банковским картам граждан, возможности вывести оттуда денежные средства вопреки закону в своих корыстных целях.

Одним из таких способов извлечения данных с банковской карты для дальнейшего использования злоумышленниками является скимминг, что представляет собой особый вид преступлений с пластиковыми картами, в которых преступники используют специальные технические средства наподобие скиммеров, которые устанавливаются «в приемник банкомата для считывания информации с магнитной полосы, получения PIN-кода и других данных с целью их дальнейшего использования для изготовления поддельной пластиковой карты и хищения денежных средств.» [1, C. 88]

Количество несанкционированных списаний через банкоматы и терминалы уменьшилось вдвое. Эксперты ЦБ объясняют указанную динамику переходом на банковские карты с чипом, защищенных от мошенников-скиммеров. С 1 июля 2013 г. эти карты обязаны эмитировать все российские банки.[3, С.4] Но, не смотря на наметившуюся позитивную динамику государственного контроля в данной области, скимминг все еще является угрозой хищения средств с банковских карт.

Изучая судебную практику по схожим преступления с использованием скиммеров, можно сделать вывод, что на сегодняшний не существует единообразного подхода при надлежащей квалификации преступлений посредством скимминга. Так, например, при сходных фактических обстоятельствах совершения преступления один судья квалифицирует содеянное по ст.158 УК РФ как кражу, то есть тайное хищение чужого имущества,[4] другие - по совокупности преступлений, предусмотренных ст.158 и 183 УК РФ, что включает в себя незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, третьи - помимо ст.158 и 183 вменяют еще и ст.272 УК РФ - неправомерный доступ к компьютерной информации.

Если говорить о квалификации скимминга как неоконченного преступления, то здесь тоже нет однозначного ответа, является ли установка скиммера до его использования покушением на неправомерный доступ к компьютерной информации или же приготовлением к краже. Содеянное виновными квалифицируются как единое продолжаемое преступление, поскольку операции по снятию денежных средств с использованием поддельных пластиковых карт происходили в короткий промежуток времени, все действия престпников были охвачены единым умыслом и направлены на достижение общей цели. [2]

Субъективную сторону преступления представляет прямой умысел подсудимых, имеющий целью хищение денежных средств с использованием поддельных пластиковых карт, которые изготавливаются путем незаконного получения информации с магнитных полос пластиковых банковских карт, т.е. преступники получают неправомерный доступ к информации. Они перехватывают информацию с карт о ПИН-кодах и информации с магнитной полосы, встроенной в устройство карты, путем копирования на отдельное устройство, Данные действия относятся к совершению преступления по ст. 272 УК РФ.

Очевидно, что сложившаяся ситуация противоречит принципам законности, потому что за одно и то же преступление разные лица получают разные наказания.

Также, не следует забывать о том, что в связи с редакцией УК РФ от 08.06.2015 № 153-ФЗ «О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Российской Федерации» в УК были внесены такие действия как изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств. Следовательно, действия лиц, совершенные с помощью скиммеров должны квалифицироваться и по этой статье.

Таким образом, сегодня имеются существенные проблемы по квалификации скимминга, что обуславливает необходимость приведения данного преступления под единую квалификацию с целью соблюдения принципов равенства всех перед законом и судом и основополагающего принципа законности в уголовном судопроизводстве.

Список литературы О некоторых вопросах квалификации скимминга как уголовно-наказуемого деяния

  • Нагорный В. А. Скимминг в системе преступлений, сопряженных с использованием платежных карт: современное состояние, тенденции и проблемы уголовно-правовой квалификации//Методология и практика современной юриспруденции: сборник научных трудов. 2013. С. 86-93.
  • Панов Г. В. Проблемы квалификации скимминга. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016»/Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2016.// URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov../section_35_8653.htm (Дата обращения: 16.12.2016 г.)
  • Сухаренко А. И. Скимминг вне закона//ЮРИСТ. 2015. No 37. С. 3-5.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/57b5c7b83fcd2cf40cabe2042f2d8f04ed6875ad/(Дата обращения: 16.12.2016 г.)
Статья научная