О некоторых вопросах обнаружения, фиксации и изъятия следов при хищении оборудования для добычи криптовалюты
Автор: Усачев Сергей Игоревич, Малыхина Екатерина Анатольевна
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность
Статья в выпуске: 1 (21), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются и перечисляются обстоятельства, способствующие развитию и популяризации в РФ такого явления как майнинг, перечислены наиболее частые места размещения такого оборудования, рассмотрены причины повышенного внимания к этим устройствам со стороны криминалитета. Разобраны особенности работы майнингового оборудования, способствующие его обнаружению преступниками. Цель статьи заключается в обобщении ключевых особенностей функционирования оборудования для майнинга и на основании этих особенностей моделирования возможного поведения преступника при совершении хищения майнингового оборудования, для более качественного осмотра места происшествий в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов, оставленных преступниками. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода.
Криптовалюта, майнинг, оборудование для майнинга, поиск следов, осмотр места происшествия, вещественные доказательства, специалист, изъятие следов
Короткий адрес: https://sciup.org/143178596
IDR: 143178596
Текст научной статьи О некоторых вопросах обнаружения, фиксации и изъятия следов при хищении оборудования для добычи криптовалюты
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, email: , 0000-0002-4306-0535
Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация, email: , 0000-0002-4770-1133
East-Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: , 0000-0002-4306-0535
East-Siberian Institute of the MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: 0000-0002-4770-1133
В настоящее время набирает популярность технология блокчей-на, в частности, такое явление как добыча криптовалюты. Безусловно, с развитием новых технологий человек постепенно переходит от реального мира к виртуальному [1 c. 56], современные реалии напрямую констатируют данный факт. В этой связи считаем целесообразным освятить более детально процесс добычи криптовалют, привлекающих внимание преступников.
Определение процесса май-нинга (добычи) криптовалют на сегодняшний день законодательно не закреплен, при этом сама деятельность на территории Российской Федерации не является запрещенной. Лица, осуществляющие май-нинг (майнеры), получают прибыль, но не производят никаких отчислений в бюджет, что также является дополнительным фактором, вызвавшим популярность по криптодобыче наряду с достаточной простотой организации и обслуживании процесса, при наличии денежных средств для покупки оборудования [2 c. 16].
Преступления, совершаемые с использованием криптовалюты набирают популярность, в частности это касается и хищений оборудования, используемого для ее добычи. Данный вид преступной деятельности является относительно новым, в связи с чем мало изучен, и, как следствие, при всем многообразии научного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в правоприменительной практике возникают трудности в расследовании преступлений, в частности, связанных с криптовалютой [3 c. 148].
При расследовании хищения оборудования для добычи криптовалют считаем целесообразным особое внимание уделят такому следственному действию как осмотр места происшествия, в связи с чем в рамках его производства становится возможным получить достаточное количество вещественных доказательств, необхо- димых для дальнейшего расследования.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев оборудование для добычи криптовалют, так называемые шумобоксы, устанавливается гражданами в достаточно открытых и доступных для преступников местах. Это объясняется тем, что процесс добычи криптовалют обладает рядом сложностей технического характера, достаточно затратен с финансовой точки зрения. Так, стоимость оборудования и его обслуживание, затраты на электроэнергию, организацию выведения тепла от оборудования, охрана помещения и иные затраты достаточно высоки. Достаточно большой процент граждан (физических лиц) зачастую пренебрегают практически всеми аспектами безопасности, надежности и открытости. Большинство майнеров оставляют оборудование в различных подсобных помещениях, что наиболее актуально для удаленной сельской местности (где тариф на электроэнергию ниже в сравнении с городским), особенно, если подключение к энергоносителям осуществляется нелегально, владельцы оборудования выбирают самые отдаленные и неприметные места для его установки. Высокая цена оборудования, отсутствие внимания к вопросам безопасности, а также частые факты нелегального подключения оборудования к источникам питания привлекают огромное количество внимания криминалитета к майнинговым устройствам, как к легкой и достаточно дорогой добычи.
Если говорить о распространённости хищения майнингового оборудования, то на территории Российской Федерации это, безусловно, Иркутская область, данный факт вызван в первую очередь низкой стоимостью электроэнергии в регионе по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Так, начальник Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области — Андрей Анатольевич Жбанов на пресс-конференции сообщил о том, что «на территории Иркутской области в 2021 году совершено 344 хищения майнингового оборудования, 54 из которых раскрыто. К уголовной ответственности привлечено 66 лиц. Сумма ущерба составила 160 миллионов рублей. За первый месяц 2022 года совершено 51 аналогичное преступление, восемь из них раскрыты, в рамках уголовных дел обвиняемыми проходят 13 человек. Ущерб по раскрытым правонарушениям составил 11 миллионов рублей [4].
Как было отмечено ранее, лишь единицы предпринимателей устанавливают оборудование для добычи криптовалют официально с переходом на коммерческий тариф для оплаты электроэнергии. Большинство граждан используют оборудование в количестве 1-3 единицы и при этом устанавливают его в местах, не благоустроенных для данной деятельности:
-
— на балконах и лоджиях квартир;
-
— в самих жилых помещениях;
-
— на чердаках многоквартирных и частных домов;
-
— в подвальных помещениях; — в гаражных боксах;
-
— в подсобных и складских помещениях на своем рабочем месте.
Указанные объекты, как правило, не обеспечены должной охраной, а в случае незастекленного балкона на первых этажа вообще не представляют никаких ощутимых препятствий для проникновения и хищения майнинговых устройств.
Приведем типичные примеры как преступники обнаруживают помещения с находящимися в нем майнинговым оборудованием. Так, подсудимый Ж, признанный виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 158 УК РФ пояснил, что в сентябре 2020 года он ходил в лес за грибами, на территории расположенной рядом с одной из лесопилок обнаружил металлический вагончик, рассмотрев его Ж. увидел, что правая стена от входной двери в вагончик, выполнена из вентиляционной металлической решетки, заглянув туда он увидел работающие асик-майнеры, сталкиваясь ранее с данным оборудованием, Ж. понял, что это за оборудование и у него возник умысел на его хищение [5].
Анализируя данный пример, при выдвижении следственных версий и при моделировании действий преступника с целью обнаружения и изъятия следов, оставленных последним, следует учитывать особенности их действий и поведения.
Преступники перед проникновением в какое-либо хранилище с оборудованием и дальнейшим совершением его хищения предварительно изучают само помещение, пытаются через какие-либо отверстия рассмотреть содержимое контейнера, нередко наклоняясь или привставая на какие-либо предметы, находящиеся снаружи помещения, тем самым оставляя следы на мете происшествия (отпечатки пальцев рук, потожировые следы, следы обуви и т.д.)
Отдельно считаем целесообразным акцентировать внимание на том, что работающие майнинго-вые устройства обладают достаточно ярко выраженным шумом, звук функционирования этих устройств, безусловно, также является одним из факторов способствующим их обнаружению преступниками.
В основном, в целях экономии, охлаждение майнинговых устройств осуществляется путем отвода нагретого воздуха с помощью вентиляторов, их количество и мощность неизбежно создают громкий звук и вибрацию. Преступники, как правило, пользуются этим, так, не редки случаи, когда достаточно вплотную подойти к помещению, где предположительно хранится оборудование (особенно со стороны вентиляционных решёток и иных отверстий), и прислонится ухом к наружной поверхности стены для лучшего обнаружения характерного громкого звука воспроизводимого оборудованием по добычи криптовалют. При этом преступники неизбежно оставляют на месте следы ушных раковин человека. Исследованием следов кожного покрова человека, не имеющего папиллярный узор, а именно оставленных ушной раковиной человека занимается криминалистическая отоскопия, конечно, данный вид исследований не такой массовый и распространенный, существуют спорные вопросы идентификации и проведения сравнительного исследования [6 c. 227], но в случае, когда имеется дефицит следовой информации и предпосылки для появления данного типа следов, стоит пользоваться этой возможностью.
В настоящее время все чаще для устранения возможности обнаружить своё оборудование и обеспечить его сохранность майнеры создают так называемые «шу-мобоксы» - деревянные или металлические коробы, которые внутри обшиты вибро- и звукоизоляционным материалом, а взаиморасположение внутренних перегородок в шумобоксе создает Z-образное движение воздуха, благодаря чему удается снизить уровень шума от оборудования (фото 1).

Фото 1. Шумобокс на 2 (слева) и 3 (справа) устройства для майнинга криптовалюты
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев майнинговое оборудование при эксплуатации лицами помещается в указанные шумобоксы.
Данные коробы выполняют целый ряд функций:
-
- уменьшают уровень шума, так как само по себе оборудование обладает достаточно ярко выраженным шумом;
-
- делают майнинговые установки менее заметными, то есть выполняют роль маскировки;
-
- обеспечивают его сохранность от внешних воздействий (погодные условия и т.д.).
В виду особенностей конструкции шумобокса и расположения в нем проводов подключения питания и интернета, их отключение требует должной сноровки, что практически не оставляет шансов преступникам делать это без оставления следов на месте происшествия (на проводах и самом шу-мобоксе).
Указанное определяет необходимость и значимость производства такого следственного действия как осмотр места происшествия. Именно данное следственное действие выступает средством получения доказательств по уголовным делам, его доказательственное и оперативно-разыскное значение возрастает при расследовании преступлений в условиях неочевидности [7 c. 56]. В рамках его производства становится возможным обнаружение, восприятие, изучение и фиксация состояния, свойств и признаков материальных объектов в целях выяснения характера происшедшего события, личности преступника, мотивов преступления и иных обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании преступлений [8 c. 55].
Говоря о работе следственнооперативной группы на месте происшествия, по фактам хищения майнингового оборудования, следует отметить, что здесь важно учитывать все указанные выше обстоятельства и должное внимание уделять обнаружения и изъятию следов. В этой связи считаем важным привлечение к участию в таком следственном действии специалистов [9 c. 884], что в разы повысить качество обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления. Безусловно, осмотр места происшествия при расследовании указанных преступлений является наиболее распространенным и значимым следственным действием [10 c. 182].
Задача специалиста состоит в том, чтобы обеспечить своевременный и качественный осмотр, всесторонне использовать криминалистическую технику, изъять все возможные следы, процессуально правильно закрепить результаты осмотра [11 c. 202]. В рамках осмот- ра места происшествия возможно исследовать общую обстановку, определить значимые фактические данные о преступлении, сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события [12 c. 86].
Согласимся с высказыванием уважаемой Е.Р. Россинской, отметившей, что происходящая в России глобальная цифровизация оказала существенное влияние на преступность, ее качественные изменения, трансграничный характер, усложнение способов преступлений [13, c. 145], ввиду чего непрерывно появляются новые виды преступлений, среди которых и хищение май-нингового оборудования. Эти устройства имеют достаточно внушительную стоимость и относительно компактный размер, что привлекает преступников. В настоящий момент отсутствует в должной мере какой-либо учет данного оборудования, существует проблема его отслеживания и поиска, в связи с чем необходимо максимальное внимание уделять качеству производства первоначальных следственных действий, в частности, осмотру места происшествия.
Список литературы О некоторых вопросах обнаружения, фиксации и изъятия следов при хищении оборудования для добычи криптовалюты
- Грибунов О. П. Некоторые аспекты противодействия it-преступлениям / О. П. Грибунов, А. А. Баранов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. мат-в XXV междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 55—61.
- Самолысов П. В. Правовое регулирование майнинга криптовалют // Право и цифровая экономика. — 2020. — № 3 (09). — С. 13—20.
- Грибунов О. П. К вопросу о необходимости разработки узкоспециализированных методик расследования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2021. — № 1 (96). — С. 146—156.
- Информационное агентство «Ирсити». [Электронный ресурс]. — URL: https://ircity.ru/news/61898/ (дата обращения: 14.01.2022).
- Уголовное дело № 1-121/2021 // Архив Ярославского районного суда Ярославской области. 2021.
- Дёмин К. Е. К вопросу об исследовании следов ушных раковин как объектах трасологической экспертизы / К. Е. Дёмин, А. В. Семнова // Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — 2021. — С. 227—231.
- Карданов Р. Р. Практикум по основам криминалистической техники: учеб.-метод. пособ. / Р. Р. Карданов, М. Р. Кангезов, А. А. Отаров. — Нальчик, 2016. — С. 128.
- Чернышев М. А. Тактическая операция «Осмотр места происшествия»: моногр. / М. А. Чернышев, Д. В. Алымов — Курск, 2015. — С. 147.
- Лантух Э. В. Использование специальных знаний при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации / Э. В. Лантух, В. С. Ишигеев, О. П. Грибунов // Всероссийский криминологический журнал. — 2020. — Т. 14. — № 6. — С. 882—890.
- Россинская Е. Р. Особенности тактики и технологии осмотра места происшествия при расследовании компьютерных преступлений // В сб.: Уголовная политика на современном этапе: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., проходившей в рамках II Байкальского юрид. форума. — Иркутск, 2021. — С. 181—188.
- Лантух Э. В. Типичные ошибки, совершаемые специалистом-криминалистом при осмотре места происшествия / Э. В. Лантух, В. Е. Чикляева // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербургский университет МВД России. — 2016. — С. 200—202.
- Карданов Р. Р. Проблемные вопросы осмотра места происшествия на территории Кабардино-Балкарской Республики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — № 5—3 (43). — 2014. — С. 84—86.
- Россинская Е. Р. К вопросу об инновационном развитии криминалистической науки в эпоху цифровизации // Юридический вестник Самарского университета. — 2019. — Т. 5. — № 4. — С. 144—151.