О необходимости ревизии подходов к интерпретации телеологии

Автор: Петров Александр Викторович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

Современная философия уделяет немало внимания сложным саморазвивающимся системам, которые невозможно удовлетворительно описать исключительно с помощью причинно-следственного объяснения, игнорируя потенциал телеологического подхода, делающего акцент на целесообразности феноменов. Характерные для постнеклассической рациональности тенденции к междисциплинарности и все более тесному взаимодействию естественных и гуманитарных наук обусловливают необходимость критической рецепции проблемы целесообразности. История проблемы телеологии показывает ее темой с испорченной репутацией, поскольку со времен утверждения механицизма проблема тотальных целей подверглась стигматизации. В глазах сциентизма телеологию дискредитируют фатализм, консерватизм и финализм, вызывающие отчетливые ассоциации с религиозной эсхатологией. Телеология как стратегия мышления действительно маргинальна и бесплодна - но только в пределах естественных наук, в которых доказало свою эффективность противоположное целевому причинно-следственное объяснение. Детерминизм избегает обращать внимание на проблему цели - вплоть до того, что стремится объявить ее фиктивной и лишенной смысла. В гуманитарной сфере дела обстоят иначе, поскольку относительно феноменов мира культуры вполне уместно допустить возможность их целенаправленности. Проблема целенаправленности может рассчитывать на восстановление репутации, поскольку целевая детерминация в феноменах культуры дает о себе знать ничуть не меньше, чем детерминация причинно-следственная. Для ее раскрытия в статье вводятся три типа телеологии - сакральная, секулярная и витальная. Культура и социальная реальность в целом подчиняются телеологической причинности настолько, насколько их можно понимать как нарратив. Творческое преобразование мира детерминируется вопрошанием, традицией и целеполаганием, что делает возможным искать в нем телеологические акценты, ведь именно от них зависит интерпретация феноменов культурного пространства.

Еще

Телеология, причинно-следственное объяснение, сакральная телеология, секулярная телеология, витальная телеология

Короткий адрес: https://sciup.org/149130474

IDR: 149130474   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.3.1

Список литературы О необходимости ревизии подходов к интерпретации телеологии

  • Аристотель 1976 - Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  • Бердяев 1994 - Бердяев Н.А. Основы богочеловеческой духовности. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  • Бойко 2013 - Бойко М.Е. Обобщение теории фабулы: темпоральность, причинность, суперпозиция // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Ч. 1. 2013. № 11 (29). С. 31-34.
  • Бэкон 1977 - Бэкон Ц. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1977.
  • Бэкон 1978 - Бэкон Ц. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978.
  • Гадамер 1991 - Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
  • Гесиод 2001 - Гесиод. Труды и дни. М.: Лабиринт, 2001.
  • Гоббс 1989 - Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
  • Дунаев 2008 - Дунаев А.Л. Основные этапы идеологической борьбы с ересью в XII-XIII вв. // Вестник Московского университета. Серия 8, История. 2008. № 1. С. 76-91.
  • Зубков 2012 - Зубков В.П. Детерминизм и телеология в современной философии науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 4. С. 39-45.
  • Ильин 1992 - Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1992.
  • Кант 1994 - Кант И. Сочинения в восьми томах. Т. 5. М.: Чоро, 1994.
  • Кожев 2006 - Кожев А. Атеизм и другие работы. М.: Праксис, 2006.
  • Олар web - Олар Ф.А. Культ Разума и культ Верховного существа во время Французской революции // http://istmat.info/node/28905.
  • Оруэлл 2003 - Оруэлл Дж. Скотный двор. 1984. Памяти Каталонии. Эссе. М.: АСТ, 2003.
  • Разеев 2009 - Разеев Д.Н. Критическая интерпретация кантовской аналитики телеологической способности суждения // Философские науки. 2009. № 11. С. 74-87.
  • Степин web - Степин В.С. Творчество А.А. Зиновьева и любовь к мудрости. Доклад на междунарудной конференции "Зиновьевские чтения в Московском университетете". 6-7 ноября 2008 г. // http://www.zinoviev.ru/ru/conference/stepin.html.
  • Танхилевич 1926 - Танхилевич О.М. Эпикур и Эпикуреизм. М.: Новая Москва, 1926.
  • Терехович 2012 - Терехович В.Э. Действующие и целевые причины в принципе наименьшего действия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2012. № 3. Т. 2. С. 49-59.
  • Фома Аквинский 2000 - Фома Аквинский. Сумма против язычников. Долгопрудный: Вестком, 2000.
  • Хлебников 2008 - Хлебников Г.В. Некоторые проблемы философской теологии Аристотеля, Платон и неоплатонизм (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3, Философия. Реферативный журнал. 2008. № 2. С. 145-158.
  • Bourg 2009 - Bourg D. L'impйratif йcologique // Esprit. 2009. № 360 (12). P. 59-71.
  • Elliott 2003 - Elliott С. Humanity 2.0 // The Wilson Quarterly. 2003. Vol. 27, №. 4. P. 13-20.
  • Schrecker 1999 - Schrecker E. McCarthyism's Ghosts: Anticommunism and American Labor // New Labor Forum. 1999. № 4. P. 6-17.
Еще
Статья научная