О поминальных блюдах у татар Знаменского и Тарского районов Омской области
Автор: Тихомирова М.Н.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XXII, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья написана на основе полевых материалов 2014 и 2016 гг. Рассматривается поминальное блюдо из теста - юпка. Очерчен весь ареал похожих изделий из теста для поминок в Омской и Тюменской областях. Несмотря на то, что в нескольких местах они сохраняются, традиция их готовить - реликтовая. В настоящее время на поминках подают суп с мясом и лапшой, фрукты и сухофрукты. Эти блюда и продукты являются постоянными в наборе блюд для поминок в результате повышения уровня жизни во второй половине XXв. Состав изделий из теста (пироги, хворост) для поминок разнообразен, и нет устойчивого набора. Обязательным блюдом из теста на поминках татар являются пресные блины. Вопрос о заимствовании этого блюда у русского населения требует дополнительного изучения.
Тарские татары, поминальные блюда, традиции, новации, омская обл
Короткий адрес: https://sciup.org/14522442
IDR: 14522442
Текст научной статьи О поминальных блюдах у татар Знаменского и Тарского районов Омской области
Осенью 2016 г. нами в составе Коурдакской археологической экспедиции были продолжены сборы полевых материалов в д. Ишеево Тарского р-на и д. Курманово Знаменского р-на Омской обл. по системе питания тарских татар. В ходе этих работ была получена интересная информация о поминальных блюдах и трапезах татар пе- речисленных населенных пунктов. Были дополнены и уточнены сведения, собранные в 2014 г. в деревнях Атачка и Сеитово, пос. Междуречье Тарского р-на.
Вначале мы рассмотрим наиболее важную информацию из деревень Ишеево, Курманово, Се-итово, где была выявлена ранее существовавшая традиция подачи обязательного поминального изделия из теста. Традиция примечательна тем, что у татар Западной Сибири встречается не повсеместно. В отличие от других блюд и пищи, которые подаются на поминки, в этих изделиях возможно проследить символическую нагрузку. За годы изучения поминальных трапез татар нами было выявлено около десятка случаев бытования специальных блюд из теста в Тюменской и Омской областях. Практически во всех местах эта традиция прекратила свое существование. Наиболее яркий пример поминального блюда из теста, дошедший до нашего времени, встречается у ясколбинских татар. Лепешки с дырочками (тирэс/тирэс павыр-сах), специально приготовленные для поминок, мы наблюдали в 2006, 2008 гг. в деревнях Ачи-ры, Иземеть Тобольского р-на Тюменской обл. и д. Кускургуль Нижнетавдинского р-на Тюменской обл. У тобольских татар похожие лепешки, но с другим названием – капкыр, по утверждению информантов, в настоящее время готовятся в д. Второвагай Вагайского р-на Тюменской обл. на поминки пожилого человека. Лепешки кап-кыр специально для поминок ранее готовились в д. Ирек Тобольского р-на. В д. Тобол-Тура поминальное изделие называлось цальбак и выглядело как лепешка (Арх. МАЭ ОмГУ. Ф. 1. Д. 80-1. К. 97).
Далее информация о поминальном изделии из теста под названием чальпак/цальбак собиралась исследователями на севере Омской обл. в Усть-Ишимском р-не у курдакско-саргатских татар. Следующая точка, зафиксированная нами в 2014, 2016 гг., – в деревнях Ишеево, Курманово, Сеитово. Здесь его называют юпка , хотя один раз был зафиксирован другой вариант – чальпак (Сеитово).
От жительниц деревень Ишеево и Курмано-во была получена информация о том, что это же поминальное изделие раньше бытовало в тех местах, где эти женщины родились. Это территории на левом берегу Иртыша в бассейне р. Оша: в Малых Туралах Тарского р-на и д. Коготово Колосовского р-на.
Традиция приготовления этого изделия для поминок себя исчерпала приблизительно в конце XX в., и об изделии сохранились обрывочные сведения. Дольше всего его готовили в д. Сеитово – до 2000-х гг., одна или несколько семей. В д. Ишеево изделия юпка подавались еще в 1972 г. В д. Кур-маново не удалось зафиксировать более точную дату. Информанты рассказывают о его бытовании в середине XX в.
Изделие юпка выпекалось в определенном количестве – 41 шт. Не известно, действительно ли на стол выкладывалось указанное число. Не исключено, что эта цифра была символической. Цифра «41» означала то, что изделия юпка подавались только на поминки 40-го дня. Обратим внимание, что их готовилось 41, а не 40 шт. Это связано с тем, что в некоторых местах у татар еще сохраняются представления о том, что элементы поминальной обрядности должны быть нечетными или непарными. Непарность, не только у татар [Тихомирова, 2009, с. 96], но и во многих других культурах, означает прерывание нежелательного акта деятельности/процесса. Ограждение негативного влияния мира мертвых на живых, как одной из форм взаимодействия, было важной задачей поминальной обрядности [Токарев, 1999, с. 200].
Причина, по которой эти изделия подавались в обследованных деревнях тарских татар на поминки 40-го дня*, вероятно, связана с важностью этой даты для усопшего. Исходя из аналогий, выявленных у народов Средней Азии и Казахстана, у которых были развиты представления о сороковинах (см., напр.: [Бабаева, 1993, с. 117–118]), можно предполагать, что после этой даты одна из ипостасей души окончательно покидает мир живых и в итоге попадает в мир предков (подробнее о душе см., напр.: [Корусенко, 2013, с. 59]).
Как известно, одной из задач поминальных трапез является забота об умерших. Вместе с живыми ее вкушают духи [Токарев, 1999, с. 175]. Практически у всех групп татар Западной Сибири сохранилось представление о том, что запах пищи, обжаренной в жире или растительном масле, привлекает духов умерших и является их угощением [Тихомирова, 2009, с. 96]. Возможно, еще и поэтому обязательным на сороковинах было именно изделие юпка , приготовленное в традиционной для татар технологии. Пресное тесто, такое же как на баурсаки, обжаривалось в большом количестве жира или растительного масла. О внешнем виде изделия зафиксированы противоречивые сведения: 1) оно делалась лепешкой, как у ясколбинских татар, только без дырочек; 2) готовое изделие было похоже «на шляпку» – здесь информанты имеют в виду тюбетейку. Такая форма характерна для баурсаков полусферической формы.
В настоящее время состав блюд на поминках у татар обследованных поселений Знаменского и Тарского р-нов имеет много общего с другими населенными пунктами народа и в то же время имеет свои особенности. В этом мы убедились, приняв участие в двух поминках в д. Ишеево и пос. Междуречье.
Как и везде, здесь подают горячее блюдо – мясной суп с лапшой, домашнюю и покупную выпечку, чай. Суп с мясом и лапшой появился среди блюд поминальных трапез как результат представлений татар о необходимости кровавой жертвы, приуроченной к поминальным дням [Тихомирова, 2006, с. 82, 140–141]. Однако резать животное нужно было не ко всем поминкам, а в наиболее важные для умершего дни. Во второй половине XX в., в результате размывания этих знаний и улучшения экономического быта татар, горячее блюдо стало обязательным атрибутом современного поминального стола, потому что барана стали резать к каждой дате.
В обследованных населенных пунктах сохраняется традиция не класть картофель в поминальный суп. Этот овощ получил распространение у местных татар в результате контактов с русскими приблизительно в послевоенное время, поэтому как элемент русской культуры не используется в обрядовой пище, освящаемой молитвой.
В д. Ишеево на поминки было подано второе горячее блюдо – плов, что является новацией. Горячее блюдо у татар на поминки, если и подавалось, то одно. Однако здесь плов настолько гармонично вошел в состав поминального стола, что жители Ишеево затруднились назвать время появления этого новшества.
В обоих случаях на поминках были сухофрукты и фрукты: они также являются неотъемлемой частью современного поминального стола. Эти продукты, а также рис, стали очень популярны для обрядового стола у всех групп татар Западной Сибири во второй половине XX в. как результат повышения уровня благосостояния. Популярность фруктов и риса связана не только с высокими вкусовыми качествами, прежде всего они ассоциируются с жаркими странами Востока – родиной ислама, отсюда своеобразная мода.
Несмотря на то, что специальное поминальное блюдо на 40 дней ушло в прошлое, во всех обследованных населенных пунктах на все поминки готовят пресные блины – это является локальной особенностью.
Кроме блинов, татарки готовят различные изделия из теста, но устоявшегося набора не существует – он зависит от местных предпочтений. Так, в пос. Междуречье мы наблюдали разновидности баурсаков (обжаренное тесто разной формы): типа калачиков пурмаца/бурмаца и круглой формы вак баурсак, но только больших размеров, кыйгац (изделие типа хвороста) по форме как ромб, а в д. Ише-ево - калач баурсак, пирожки с черемухой.
Отметим, что у татар всех обследованных мест в 2014 и 2016 гг. сохраняются представления о нечетности/непарности на поминках. В частности, нечетными должны быть время проведения поминок (в час дня), количество мисок супа и чашек чая, съеденных и выпитых гостями.
Итак, мы рассмотрели поминальное блюдо из теста юпка , бытовавшее в прошлом, и современный поминальный стол у татар, проживающих в населенных пунктах Знаменского и Тарского р-нов Омской обл.
В работе был очерчен весь ареал бытования специальных поминальных блюд в Омской и Тюменской областях, перечислены их варианты. Очевидно, что мы зафиксировали реликтовую традицию. В одной из работ, на материалах поминального изделия цальбак/чальпак курдакско-саргат-ских татар, данная традиция нами связывалась со среднеазиатскими этнокультурными влияниями [Тихомирова, 2006, с. 109–110]. С учетом накопленных фактов, среднеазиатское происхождение этой традиции требует дополнительного исследования и обоснования.
Среди блюд современной поминальной трапезы татар обследованных населенных пунктов вызывают интерес пресные блины, которые зафиксированы в качестве обязательной пищи только в этих местах. Первоначальная версия о происхождении пресных блинов как поминального блюда татар, которая напрашивается сама собой, состоит в том, что они были заимствованы у русского населения. Однако в силу не достаточной изученности этого вопроса она не видится нам убедительной.
Список литературы О поминальных блюдах у татар Знаменского и Тарского районов Омской области
- Бабаева Н.С. Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана в похоронно-поминальной обрядности (конец XIX -начало XX века). -Душанбе: Дониш, 1993. -156 с.
- Корусенко М.А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв. (опыт анализа структуры и содержания). -Новосибирск: Наука, 2003. -192 с.
- Корусенко М.А. Душа/жизненная сила в традиционных представлениях западносибирских татар: проблема исторического генезиса//Вестн. Том. гос. ун-та. Сер.: История. -2013. -№ 4 (24). -С. 56-62.
- Тихомирова М.Н. Культура питания татар Среднего Прииртышья: проблемы формирования и этнокультурных связей. -Омск: Издат. дом «Наука», 2006. -232 с.
- Тихомирова М.Н. Правила и запреты в пище и трапезе погребально-поминальной обрядности татар Западной Сибири//Сибирский сборник-1: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. -СПб., 2009. -Кн. 2. -С. 93-100.
- Токарев С. А. Избранное: теоретические и историо-графические статьи по этнографии и религиям народов мира. -Москва: Ин-т этнол. и антропол. РАН, 1999. -Т. 2. -204 с.