О понятии права на биологическую безопасность

Автор: Романовский Г.Б., Куряева М.А.

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 3 (84), 2025 года.

Бесплатный доступ

Настоящее исследование содержит в себе анализ понятия, содержания и правовой природы субъективного права граждан на биологическую безопасность и корреспондирующие обязанности государства по обеспечению реализации этого права. В результате исследования сделан вывод, что право на биологическую безопасность является комплексным субъективным правом, включающим в себя множество различных аспектов: право на охрану здоровья, информацию, благоприятную окружающую среду и др. Относительность права гражданина на биологическую безопасность подтверждается возможностью реализации конкретных правомочий гражданина, закрепленных в законе, и конкретных корреспондирующих обязанностей со стороны государства.

Еще

Право на биологическую безопасность, биозащита, биологическая идентичность, биологическая неприкосновенность

Короткий адрес: https://sciup.org/14133202

IDR: 14133202   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2025_3_94_97

Текст научной статьи О понятии права на биологическую безопасность

Усиление распространенности биологических угроз в современном мире становится всё более серьезной и глобальной проблемой. В ответ на это различные страны, включая Российскую Федерацию, уделяют значительное внимание задачам предотвращения и смягчения таких угроз. Усилия со- средоточены на разработке надежных механизмов защиты населения от биологических опасностей при одновременном укреплении системы мер национальной безопасности в этой сфере.

Такая категория, как «право на биологическую безопасность» имеет научное обоснование, однако в российском законодательстве отсутствует легальное определение данного понятия, оно лишь упоминается.

В современной научной доктрине важное значение имеет обоснование необходимости формализации понятия и содержания субъективного права на биологическую безопасность. Уникальность данного права состоит в том, что по своей природе оно носит гибридный характер.

Право на биологическую безопасность является производным от права на безопасность, рассматриваемого в современной правовой науке в качестве индивидуального и коллективного права третьего поколения.

Помнению И.А.Умновой-Конюховой, И.А. Алеш-ковой, право на биологическую безопасность рассматривается как часть прав человека нового поколения, согласующаяся с формирующейся междисциплинарной областью биологического права [1, с. 41].

В Российской Федерации ряд прав, не закрепленных на законодательном уровне, можно вывести из общих принципов Конституции Российской Федерации и действующих федеральных законов. К ним относятся права на личную безопасность, достойный и высококачественный уровень жизни, развитие, доступ к продовольствию и чистой воде, а также безопасность, связанная с генетически модифицированными продуктами и организмами, инсоляцией и другими аспектами.

Имеющееся на данный момент федеральное законодательство охватывает права, относящиеся к конкретным аспектам безопасности, которые пересекаются с более широким правом на биологическую безопасность. К ним относится право на личную безопасность, включая радиационную безопасность, санитарно-экологическое благополучие, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья, медицинскую помощь, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право отказаться от такого вмешательства. Дополнительные положения распространяются на права работников опасных профессий, права осужденных на личную безопасность и права потребителей на безопасность товаров, услуг и работ.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» (далее – Закон о биологической безопасности) не определяет понятие или материальное содержание права на биологическую безопасность [2]. Однако в нем определены права и обязанности граждан в области биологической безопасности. Эти положения в совокупности охватывают суть права на биологическую безопасность в виде отдельных полномочий и обязанностей.

Согласно ст. 6 Закона о биологической безопасности комплексное право на биологическую без- опасность включает в себя несколько структурных компонентов, или субправ:

  • 1.    Право на охрану здоровья и защиту окружающей среды от опасных биологических факторов.

  • 2.    Право на доступ к информации о состоянии защиты населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов.

  • 3.    Право на получение информации о мерах, принимаемых для защиты населения и окружающей среды от опасных биологических факторов и предотвращения биологических угроз.

  • 4.    Право гражданина предлагать меры, направленные на обеспечение биологической безопасности.

  • 5.    Право на защиту права на биологическую безопасность в случаях его нарушения. Этот имплицитный компонент, присутствующий почти во всех субъективных правах, отражает способность индивида добиваться соблюдения или защиты своих прав с помощью не юрисдикционных и, что более важно, юрисдикционных механизмов (административное и судебное разбирательство).

Право на биологическую безопасность в Российской Федерации представляет собой формирующуюся и сложную правовую конструкцию, отражающую растущее значение биологических угроз в современном обществе.

Право на биологическую безопасность человека неразрывно связано с защитой и реализацией трех фундаментальных биологических характеристик:

•    генотип человекa; •    организм человекa; •    биологические функции человека.

Защита генотипа человека включает в себя защиту биологической и генетической идентичности индивида. В этом контексте право на биологическую безопасность согласуется, среди прочего, с такими основополагающими правами, как право на жизнь, здоровье, физическую неприкосновенность, гендерную идентичность, генетическую идентичность и неприкосновенность генома человека.

Биозащита человеческого организма означает обеспечение доступа к необходимым условиям для поддержания здоровья, включая питание, благоприятную экологическую обстановку, чистую воду, незагрязненный воздух и защиту от генетически модифицированных организмов и других потенциальных биологических опасностей.

Защита биологических функций человека осуществляется посредством защиты соматических прав (например, прав, касающихся смерти, тела и органов) и репродуктивных прав. Последнее включает права, связанные с искусственным оплодотворением, клонированием, трансплантацией органов, абортами, стерилизацией, сменой пола, криоконсервацией и смежными вопросами.

Биологическая безопасность является значимым направлением в политике любого современного государства. Человечество становится всё более уязвимым в отношении различных микроорганизмов. Знания в области биологии и генетики в условиях открытого информационного пространства получают быстрое распространение [3, с. 100].

Как показала практика, быстрое распространение серьезных биологических угроз, включая коронавирус, и широкая география биологических рисков требуют не только регламентирования и осуществления мероприятий,направленных на обеспечение биологической безопасности, но и осуществления превентивных мер, таких как оперативное реагирование на современные вызовы и угрозы, четкое распределение полномочий органов публичной власти и консолидация усилий, ориентированных на готовность противостоять распространению биологических опасностей [4, с. 157].

Право на биологическую безопасность представляет собой сложную составную правовую структуру. Оно характеризуется взаимосвязанными рамками, направленными на достижение трех основных целей: защитажизни, здоровья и неприкосновенности человека. Эти основополагающие ценности служат аксиологической основой права на биологическую безопасность и образуют взаимосвязь с закрепленными в Конституции Российской Федерации фундаментальными правами, включая право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и благоприятную окружающую среду.

По мнению профессора И. А. Умновой-Конюховой, толкование права на биологическую безопасность в российском законодательстве остается чрезмерно узким [5, с. 14]. Это наблюдение трудно опровергнуть. Кроме того, Закон о биологической безопасности не содержит конкретных положений по обеспечению биологической безопасности наиболее уязвимых групп населения – инвалидов, детей, беременных женщин, пожилых людей, а также законных интересов организаций.

Обеспечение биологической безопасности регламентируется совокупностью правовых и методических актов, определяющих основу построения эффективного взаимодействия органов публичной власти и создающих основу реализации мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз [6, с. 28].

Таким образом, в законодательстве необходимо закрепить следующее определение категории «право на биологическую безопасность». Право на биологическую безопасность – естественное право, присущее отдельным лицам, социальным группам и сообществам, обеспечивающее создание биологически безопасных условий жизни государством и субъектами, осуществляющими экономическую, научную, техническую и иную деятельность. Это право включает в себя защиту от биологических факторов и рисков, которые могут нанести ущерб биологической природе, идентичности и неприкосновенности личности, представлять угрозу жизни и здоровью человека и затрагивать как нынешнее, так и будущие поколения.

Право на биологическую безопасность по своей природе является гибридной конструкцией, включающей элементы личных, социальных и биологических прав. Учитывая этот многогранный характер, его конституционное закрепление в системе прав и свобод должно иметь соответствие с основными правами человека, таким как право на жизнь, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Такое позиционирование подчеркивает его неотъемлемую связь с основными общечеловеческими ценностями и его значение как основополагающего права в современной правовой системе.

Статья научная