О проблеме исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации

Бесплатный доступ

В статье рассматривается ситуация с исполнением решений Конституционного Суда Российской Федерации, вскрываются причины неисполнения целого ряда таких решений. Предлагаются возможные варианты повышения эффективности завершающей стадии судебного конституционного процесса.

Правовая охрана конституции, конституционный контроль, конституционный суд, ответственность за неисполнение решений конституционного суда

Короткий адрес: https://sciup.org/147149830

IDR: 147149830

Текст научной статьи О проблеме исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации

Общеизвестно, что реализация актов конституционной юрисдикции – одна из наиболее актуальных и важных проблем теории и практики конституционного правосудия. Если решения Конституционного Суда РФ не исполняются, то тем самым игнорируются цели, на достижение которых они направлены: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции. По информации Минюста России, с 1992 года Конституционным Судом РФ принято 130 постановлений и определений, которыми признаются несоответствующими Конституции РФ отдельные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и из которых вытекает необходимость совершенствования законодательства РФ. Только в 2011 году Конституционный Суд принял 23 таких решений1.

Положение дел в этой сфере едва ли можно назвать удовлетворительным. Критическая масса неисполненных решений Конституционного Суда РФ достигла такого уровня, что его председатель обратился в 2009 году с письмом в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, речь в котором идет о 31 неисполненном решении Конституционного Суда РФ: 13 законопроектов внесены в Государственную Думу, но сроки их рассмотрения неизвестны (большая часть из них даже не закреплена ни за одним комитетом Государственной Думы), а 18 – это за- конопроекты, рекомендованные к внесению во исполнение решений Конституционного Суда РФ, но по разным причинам не внесенные в Государственную Думу. Наиболее ранние из них датируются 1996 годом2.

Не лучше ситуация с исполнением решений Конституционного Суда РФ в субъектах Российской Федерации. В апреле 2009 года Председатель Конституционного Суда РФ в ходе встречи с Президентом Российской Федерации обратил внимание гаранта Конституции на то, что ряд субъектов Федерации не выполняют Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-п и не приводят свои конституции (речь шла только о республиках, конституции которых содержат положения о суверенитете) в соответствие с Конституцией РФ. Однако и после этой встречи ситуация не изменилась. В июле 2012 года на заседании Президиума Совета законодателей председатель Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А. Клишас заявил: «Конституционный Суд России неоднократно обращал внимание на конституционную обязанность субъектов Российской Федерации по соблюдению федерального законодательства и норм Основного Закона, а также на недопустимость вторжения субъектов РФ в предметы ведения и полномочия РФ. В первую очередь это относится к конституциям республик, в текстах которых оставлены положения о суверените- те. Носителем суверенитета в России является ее многонациональный народ, и Конституция РФ не допускает иного носителя суверенитета, однако норма о суверенитете до сих пор сохраняется в законодательстве Башкортостана, Татарстана, Ингушетии и ряда других субъектов РФ» (тем самым игнорируется Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-п)3.

В июне 2012 года Председатель Конституционного Суда РФ в очередном письме в Государственную Думу изложил положение дел по исполнению 50 постановлений и 18 определений Конституционного Суда РФ4. В данном документе приведено множество примеров неисполнения решений Суда. Так, еще в 1996 году Конституционный Суд РФ обязал парламент внести ряд изменений в УПК РФ, затем в 2007 году напомнил об этом. Однако законопроект по этому вопросу не рассмотрен Государственной Думой даже в первом чтении. Не все благополучно и с законами, принятыми Федеральным Собранием России во исполнение решений Конституционного Суда РФ. В частности, в принятых в 2011 году поправках в федеральное законодательство по вопросу о трансплантации органов человека после его смерти не учтена позиция Конституционного Суда России, изложенная по данному вопросу в определении 2003 года.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания В. И. Матвиенко, проводя в июле 2012 года заседание Совета законодателей, подчеркнула: «Это нонсенс, когда решения Конституционного Суда не исполняется аж с 1995–1996 годов. На сегодняшний день 51 решение Конституционного Суда не исполнено на федеральном уровне и 304 на региональном. Нам необходимо сделать анализ и тщательную ревизию. За неисполнение решений Конституционного Суда необходимо применять меры вплоть до отстранения от должности ответственных за это лиц»5.

Согласно ст. 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. Как справедливо отмечал судья Конституционного Суда РФ в отставке Н. В. Витрук, «этот вопрос в достаточной мере не урегулирован»6. На выездном заседании

Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации, проведенном в г. Санкт-Петербурге в июне 2012 года совместно с судьями Конституционного Суда, член Комитета А. Александров констатировал: «Даже конституционно-правового механизма за неисполнение решений Конституционного Суда нет. Говорить об этом публично просто стыдно»7.

На очевидное несовершенство федерального законодательства в этой сфере указывается в Докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год: «Для обеспечения исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации необходимо усовершенствовать существующий законодательный механизм выполнения решений, который в настоящее время в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июня 1994 г. № 1-ФКЗ устанавливает только срок внесения в законодательный орган требуемых законопроектов, но не срок их рассмотрения»8.

Однако авторам упомянутого Доклада следовало бы обратить внимание и на то, что согласно ст. 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» законопроекты Правительства РФ, направленные на внесение изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным, рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке. Но ст. 51 Регламента Государственной Думы, закрепляя в части первой перечень вопросов, которые подлежат первоочередному рассмотрению Государственной Думой, не относит к внеочередному рассмотрению законопроекты, направленные на исполнение решений Конституционного Суда РФ.

В связи с высоким уровнем нерешенных проблем в рассматриваемой сфере представляет определенный интерес зарубежный опыт. Согласно ст. 61 Конституции Франции 1958 года органические законы (их аналогами в России являются федеральные конституционные законы) до промульгации и регламенты палат Парламента до их применения должны быть представлены в Конституционный совет, который высказывается об их соответствии Конституции9. Очевидная ценность такого подхода в том, что несоответствие Конституции указанных актов выявляется до их вступления в силу. Известный российский исследователь С. А. Авакьян отмечает: «К сожале-

Проблемы и вопросы конституционного и административного права нию, российский законодатель не ввел вариант, существующий в ряде зарубежных стран, где конституционный суд не только признает акты (нормы) противоречащими Конституции государства, но и отменяет их»10.

Следует принять во внимание и мнение ряда других отечественных исследователей (М. А. Митюков, С. А. Татаринов и др.), которые указывают на целесообразность урегулирования содержания и процедуры внесения Конституционным Судом РФ посланий в Федеральное Собрание Российской Федерации (ч. 3 ст. 100 Конституции РФ) способствующих усилению воздействия итоговых решений Конституционного Суда РФ на законотворческую деятельность российского парла-мента11.

Известно, что исполнение многих решений Конституционного Суда РФ тормозится из-за отсутствия их финансового обеспечения. Проблема кроется в несовершенстве федерального законодательства. Принимая Бюджетный кодекс РФ, парламентарии не приняли во внимание, что в нем нет положений, устанавливающих резерв денежных средств или бюджетный механизм, который будет ис- пользоваться при исполнении решений Конституционного Суда РФ.

Список литературы О проблеме исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации

  • Российская газета. 2013. 27 марта.
  • Российская газета. 2009. 16 янв.
  • Российская газета. 2012. 9 июля.
  • Российская газета. 2012. 13 июня.
  • Российская газета. 2012. 9 июля.
  • Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Постатейный комментарий. М., 2012. Вып. 24. С. 144.
  • Российская газета. 2012. 2 июля.
  • Российская газета. 2013. 27 марта.
  • Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3. М., 2001. 1С0. 424.
  • Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2 т. Т. 2. С. 640.
  • Митюков М. А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 32-33
  • Татаринов С. А. Некоторые вопросы модернизации организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 52.
Статья научная