О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса
Автор: Кванина В.В.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Частно-правовые (цивилистические) науки
Статья в выпуске: 1 т.24, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье автор поднимает проблему недостаточности в Российской Федерации сельскохозяйственных рынков, на которых в основном реализуется сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. Данная проблема напрямую отражается на ценообразовании сельскохозяйственной продукции, реализация которой происходит через посредников. В качестве выхода из сложившейся ситуации предложено на законодательном уровне расширить перечень объектов публично-частного партнерства, включив в него и сельскохозяйственные розничные рынки.
Сельскохозяйственный рынок, публично-частное партнерство, ценообразование, сельскохозяйственная продукция
Короткий адрес: https://sciup.org/147243236
IDR: 147243236 | DOI: 10.14529/law240108
Текст научной статьи О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса
Сельское хозяйство – один из важнейших секторов экономики страны; в 2022 году его доля в российском ВВП составила 3,9 % [2]. Агробизнес охватывает не только непосредственно производство сельскохозяйственной продукции, но и ее обработку, переработку, хранение, транспортировку, реализацию, доведение до конечного потребителя.
В системе агропромышленного комплекса важная роль отводится сбытовой инфраструк- туре, играющей ключевую роль в продовольственной безопасности, которая в свою очередь является «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социальноэкономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение ка- чества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения» (п. 6 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20).
Способы доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя разнообразны – это оптовая и розничная торговля, «осуществляемая через оптовый продовольственный рынок, сельскохозяйственные ярмарки, агро-холдинговые компании, систему сбытовой кооперации и неорганизованных посредников» [11, с. 25]. Одним из таких способов являются и сельскохозяйственные розничные рынки, создаваемые в рамках Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (далее – ФЗ № 271). Доля данных рынков в структуре сбытовой торговли незначительна. По данным Росстата, на 1 января 2023 г. в России из 332 специализированных рынков только 197 специализированных сельскохозяйственных рынков и 25 специализированных кооперативных рынков; в Московской области – 25 специализированных сельскохозяйственных рынков и 1 специализированный кооперативный рынок; в Челябинской области – 2 специализированных сельскохозяйственных рынка и 0 специализированных кооперативных рынков [9].
Совершенно очевидно, что указанное количество сельскохозяйственных рынков для такой большой страны, как Россия, недостаточно. Как правило, через сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки реализуется сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения; продукция крупных сельскохозяйственных предприятий в основном реализуется через торговые сети и оптовые продовольственные рынки [11, с. 25].
О создании условий для развития данного сбытового сегмента сельскохозяйственной продукции говорится как в программных документах государства (см., например, п. 8 Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 2 февраля 2015 г. № 151-р), так и на уровне лидеров политических партий. Например, секретарь генсовета партии «Единая Россия» А. Турчак заявил, что регионы страны нуждаются в большом количестве сельскохозяйственных рынков и ярмарок, их количество в субъектах России нужно увеличить в два раза. «Результатом увеличения численности этих точек станут прямые поставки продуктов от производителей. Потребители смогут приобретать товар по более низкой цене. Кроме того, возрастет конкуренция между владельцами торговых сетей» [1].
О значении и развитии сельскохозяйственных розничных рынков, о несовершенстве законодательства, посвященного им, в юридической и экономической литературе уже достаточно много написано [4, 7, 3, 6].
В рамках данной статьи остановимся только на одном из возможных направлений развития законодательства о данных объектах, которое, как представляется, способно привести к увеличению их количества и более полному удовлетворению потребностей потребителей в сельскохозяйственной продукции; речь идет о законодательстве о государственно-частном партнерстве.
В литературе уже обращалось внимание на это. Например, О. П. Попова полагает, что «одним из вариантов преодоления барьеров в развитии регионального рынка сельскохозяйственной продукции может стать заключение соглашения о государственно-частном партнерстве между фермерами и уполномоченным региональным публичным партнером … объектами соглашения могут стать объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции…» [8].
Действительно, в пп. 16 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее – ФЗ № 224) к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве отнесены объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции. Данные объекты должны соответствовать критериям, установленным постановлением Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции к объектам концес- сионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве либо муниципально-частном партнерстве» от 29 декабря 2017 г. № 1686. Объекты – розничные рынки, на которых могут быть предоставлены торговые места для реализации сельскохозяйственной продукции, в вышеуказанный перечень не входят. Не подпадают данные объекты и под пп. 18 п. 1 ст. 7 ФЗ № 224, в котором к объектам соглашения о государственно-частном партнерстве отнесены имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Данный вывод следует из ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, согласно которой к промышленному производству (промышленности) отнесены виды экономической деятельности, относящиеся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.
Приведенные выше данные о количестве сельскохозяйственных рынков свидетельствуют о нежелании частных инвесторов вкладывать средства в создание розничных рынков. И этому имеются объяснения: «Создание рынка является дорогостоящим проектом для инвестора, требующим больших инвестиций и длительного срока окупаемости … установление пятилетнего срока разрешения снижает заинтересованность бизнеса вкладывать средства в развитие данного формата торговли и может приводить к возникновению коррупционных рисков» [5]. В условиях ограниченности ресурсов у государства на создание розничных сельскохозяйственных рынков выходом из сложившейся ситуации может быть внесение изменений в ФЗ № 224 в части расширения объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, как это предусмотрено, например, в ст. 2 Модельного зако- на «О публично-частном партнерстве», принятого 28 ноября 2014 г. на Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств. В данной статье закона объекты публично-частного партнерства перечислены без привязки к отдельным сферам экономики (это объекты, находящиеся в сфере публичного интереса и контроля и являющиеся объектом соглашения о публично-частном партнерстве недвижимые вещи, движимые вещи, иное имущество, включая имущественные права, несколько указанных объектов, связанных между собой, а также результаты работ и оказания услуг). Предоставление частному инвестору гарантий, предусмотренных ФЗ № 224, повысит инвестиционную привлекательность по созданию и организации рынка сельскохозяйственной продукции.
Увеличение рынков сельскохозяйственной продукции позволит не только удовлетворить потребности населения в отечественной сельхозпродукции, но и поможет решить проблему ценообразования на них. Как известно, на вопрос ценообразования оказывает существенное влияние наличие сегмента посредников (по оценкам экспертов, более половины, а по некоторым категориям продуктов – свыше 75 % от объема их продажи реализуется через посредников) [11, с. 26], «заинтересованных исключительно в максимизации своей прибыли. Поэтому закупочные цены во многом позволяют сельскохозяйственным производителям только лишь окупать затраты, не оставляя дополнительных ресурсов для развития производства. При этом розничные цены устанавливаются на достаточно высоком уровне…» [11, с. 23]. По оценкам специалистов, реализация сельхозпродукции через посредника увеличивает ее стоимость до 110 % [10, с. 86]. Увеличение же в регионах сельскохозяйственных рынков позволит производителям сельскохозяйственной продукции реализовывать ее без обращения к посредникам, что значительно снизит как издержки самого производителя, так и конечного потребителя товара.
Список литературы О расширении объектов публично-частного партнерства в сфере агробизнеса
- «Единая Россия» предложила увеличить количество сельскохозяйственных рынков в регионах 19 июля 2021 г. URL: https:// news.myseldon.com/ru/news/index/254536813 (дата обращения - 1 марта 2023 г.).
- Доля сельского хозяйства в ВВП - классация стран. URL: https://ru. Thegloba-leconomy.com/rankings/share_of_agriculture/ (дата обращения - 8 ноября 2023 г.).
- Егорова М. А., Вайпан В. А. Проблемы развития торговой отрасли в Российской Федерации: правовой аспект // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2021. № 1. С.36-39.
- Ельникова Е. В. Особенности реализации сельскохозяйственной продукции на специализированном розничном рынке // Государственная служба и кадры. 2022. № 4. С. 118-122.
- Кириенко Г. С. Избыточное регулирование торговли на розничных рынках: направление совершенствования законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 12. С. 42-45.
- Лубков А. Н. Формирование и функционирование рынков сельскохозяйственной продукции // Аграрный вестник Урала. 2009. № 4 (58). С. 4-7.
- Митина И. В., Митин А. Н., Денисова Н. В. Государственное регулирование: вопрос адаптации сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств к постпан-дем ической реальности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 7 (часть I). С. 158-163.
- Попова О. В. Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1 1 (108). С. 43-51.
- Реестр сельскохозяйственных розничных рынков. URL: https://rosstat.gov.ru/ statis-tics/roznichnayatorgovlya (дата обращения - 1 марта 2023 г.)
- Романенко Ю. Д. Совершенствование механизма сбыта сельхозпродукции // Известия ТСХА. 2016. Вып. 2. С. 82-94.
- Тимофеева Г. В., Митрофанова И. В., Башелутсков П. П. Модернизация сбытовой инфраструктуры регионального агропромышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 21 (54). С. 23-36.