О роли истории в формировании гражданского национального самосознания
Автор: Кодирова Д.Ш.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (37), 2020 года.
Бесплатный доступ
В данной статье освещено о роли в формировании гражданского национального самосознания.
История, гражданского общество, самосознания
Короткий адрес: https://sciup.org/140265461
IDR: 140265461
Текст научной статьи О роли истории в формировании гражданского национального самосознания
Говоря о перспективах и проблемах преподавания истории в школе, о содержании и направленности школьных учебников истории, необходимо определиться с более фундаментальной проблемой, а именно: каковы цель и смысл изучения истории в курсе школьного обучения, какие социальные функции призвана она выполнять? Совершенно очевидно, что история не несет ясно артикулированной социально-утилитарной нагрузки. Ведь, в конце концов, знание истории - это не умение взламывать пароли корпоративных компьютерных сетей или ориентироваться в курсах котировок валют и ценных бумаг. Само содержание исторического знания уводит человека от сиюминутного в сторону прошлого. Следовательно, значимость истории как школьного предмета лежит в области внеутилитарной, то есть ориентирована в сторону высших ценностей, определяющих мотивационные доминанты социальной деятельности человека. Потому критериями эффективности преподавания истории в школе служат показатели гражданского национального самосознания в каждом поколении, его способность и готовность поддерживать национально-государственную и духовно-культурную идентичность страны и народа как субъектов исторического бытия в темпоральной перспективе.
Кроме того, самоочевидным является и тот факт, что способность школьников к долговременному запоминанию больших массивов конкретноисторической информации достаточно ограниченна. Забывание неактуализированного в повседневной деятельности знания является нормой. Следовательно, традиционный упор школьного исторического образования на усвоение фиксированного массива материала контрпродуктивен. Ясно, что основная задача должна сводиться к формированию целостного комплекса позитивных образов национального прошлого, которые в момент преподавания подкреплялись бы достаточной доказательственной базой с учетом новейших достижений российской исторической науки.
Для успешного решения этой многоплановой задачи сами учителя истории должны обладать достаточной профессиональной компетентностью, что предполагает периодический мониторинг наиболее репрезентативных результатов научных исторических исследований с оперативным и квалифицированным их внедрением в учебный процесс. Но здравый смысл подсказывает нам, что обычный школьный учитель, с его перегруженностью уроками, классным руководством и сверхбюрократизированностью учебного процесса, едва ли имеет возможность отслеживать такого рода новации в режиме онлайн. В таком случае представители научного сообщества историков должны взять на себя миссию качественного ознакомления своих школьных коллег с результатами собственных изысканий. Тем самым повысится социальная востребованность исторического знания, укрепится и получит новый импульс связь науки и школьного образования.
В связи с этим необходимо затронуть вопрос о создании галереи положительных образов деятелей отечественной истории, их направленной популяризации средствами не только школьного образования, но и государственных действий через все доступные каналы массовой коммуникации как эталонов построения жизненного пути и практического поведения в конкретных жизненных ситуациях. Будущие граждане Узбекистан должны иметь перед своим мысленным взором не только позитивные образцы для подражания, но и предостережение относительно того, какое социально-нравственное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Такой подход позволит создавать четкие ценностные ориентации внеутилитарного характера в историко-культурном пространстве с учетом как исторической ретроспективы, так и перспективы.
Безусловно, что даже ценностная ориентированность школьного курса истории и учебника не есть самоцель. Необходим внешний критерий. Таким критерием является уровень витальности социальной системы, то есть способность народа к устойчивому воспроизводству жизни в рамках существующих общественно-политических, духовно-культурных и социально-экономических структур. Данный критерий подспудно доминирует в рамках названного выше пособия. При этом важной проблемой является формирование целостного представления об историческом процессе, способности учеников воспринимать события в их причинноследственной взаимосвязи и во взаимодействии. Дискретность восприятия исторического контекста является традиционно одной из главных трудностей школьного исторического образования.
Как один из новаторских способов ее разрешения может быть рекомендован метод факторной декомпозиции, позволяющий разложить событие на массу составляющих его компонентов, представить их в схематическом виде, после чего, на новом уровне осмысления, произвести умозрительный синтез. Такой методикой широко пользуются авторы названного выше учебно-методического пособия. Однако необходимо учитывать конкретную специфику изучения истории школьниками. На протяжении обучения в школе соотношение образноэмоционального и логико-рационального восприятия школьниками учебного материала постепенно меняется в пользу второго. Следовательно, наибольший эффект метод факторной декомпозиции способен принести в старших классах.
Научная дискуссия возрастной и педагогической психологии схемы упрощенного, но постепенно усложняющегося типа. Также нельзя рассматривать декомпозицию как универсальный метод. Это означало бы новую крайность, которая ничего хорошего не принесет. Необходимо интергрировать новые методики с традиционными. Кроме того, даже в старших классах учащиеся охотно и с удовольствием, с пользой для себя воспринимают эмоционально окрашенные образы событий и деятелей. Потому, повторюсь, использование факторной декомпозиции в преподавании истории в школе должно быть дозированным и тщательно выверенным. Возможно, что имеет смысл выпуска серии учебно-методических пособий (брошюр?), которые содержали бы в себе матрицы таких схем по разным темам и разделам.
Однако все названные разработки и предложения, какими бы качественными и общественно необходимыми ни были, не возымеют ожидаемого конструктивного эффекта до тех пор, пока не будут востребованными на государственном уровне. За последнюю четверть века в школьном преподавании истории сложилась парадоксальная, даже абсурдная ситуация, когда учителя истории и авторы отдельных учебников и методических пособий по истории Узбекистан (далеко не всех) выступали большими патриотами-государственниками, нежели само государство и деятели, выступающие от его имени.
Литературы:
Список литературы О роли истории в формировании гражданского национального самосознания
- Каримов И. Юксак маънавият - енгилмас куч. - Т., Маънавият, 2008.
- Вяземский Е.Е. Реформа школьного исторического образования и проблема экспертизы учебной литературы // Историки читают учебники истории. М., 2002. С. 196.