О скрытой аффилированности в контексте формирования современных механизмов противодействия коррупции
Автор: Булыгин А.В., Жаркова А.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 12-3 (31), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются отдельные направления реформирования антикоррупционной политики в Российской Федерации с учетом действующего федерального законодательства и поручений Президента Российской Федерации. Отмечается тенденция повышения эффективности принимаемых мер, комплексного подхода к решению задачи противодействия коррупции и необходимости максимально точечного регулирования используемых механизмов. Особое внимание уделено разработке механизмов выявления скрытой аффилированности как предпосылки возникновения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе.
Антикоррупционная политика, противодействие коррупции, национальный план противодействия коррупции, скрытая аффилированность, конфликт интересов
Короткий адрес: https://sciup.org/140118006
IDR: 140118006
Текст научной статьи О скрытой аффилированности в контексте формирования современных механизмов противодействия коррупции
Ключевым документом, создающим вектор антикоррупционной работы, в настоящее время, безусловно, является Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 (далее по тексту также – Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, Национальный план), в котором, в числе прочего, рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и руководителям органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, обеспечить внесение до 1 июня 2016 г. в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, в которых такие планы имеются, изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими программами (планами).
Анализ программных документов позволяет заключить о том, что региональные власти планируют использовать пул достаточно новых, ранее не апробированных инструментов, которые в силу своей новизны требуют обсуждения.
Так, согласно приложению к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 ноября 2016 года № 617-рп1, отражающего информацию о ходе исполнения пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 года № Пр-299 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 года, отмечается, что соответствующим поручением рекомендовано, в том числе высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, обеспечить своевременное принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями федеральных государственных органов и органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, уделив первоочередное внимание выявлению скрытой аффилированности.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) 26 сентября 2016 года утвержден План мероприятий по исполнению Поручения (далее - План). По состоянию на 11 ноября 2016 года согласно утвержденному Плану проведены такие мероприятия как анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере противодействия коррупции, в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе выявления скрытой аффилированности; анализ мер, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе связанных с выявлением скрытой аффилированности; оценка имеющегося программного обеспечения, позволяющего выявить скрытую аффилированность.
Анализ показал, что в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры созданы необходимые механизмы для принятия мер в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе, связанных с выявлением скрытой аффилированности. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре действуют 205 комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии) (51 комиссия - в органах государственной власти и 154 комиссий в органах местного самоуправления муниципальных образований). За 9 месяцев 2016 года указанными комиссиями проведено 392 заседания, из них: 78 заседаний по вопросам требований об урегулировании конфликта интересов. Также за отчетный период поступило 1 уведомление о возникновении конфликта интересов и 30 - о возможном возникновении конфликта интересов. Все уведомления о возникновении (возможном возникновении) конфликта интересов рассмотрены в установленном порядке, факты скрытой аффилированности в указанном периоде времени не выявлены; во всех органах исполнительной власти Ханты-Мансийском автономном округе - Югре назначены уполномоченные должностные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляющие анализ ситуаций, содержащих признаки возникновения конфликта интересов; приняты все необходимые нормативные правовые акты в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе выявления скрытой аффилированности.
В числе приоритетных задач названа разработка и внедрение методических рекомендаций по выявлению скрытой аффилированности при рассмотрении комиссиями ситуаций, содержащих признаки возникновения конфликта интересов. Отмечается, что действенной мерой, направленной на выявление скрытой аффилированности станет использование специализированного программного продукта, имеющегося программного обеспечения «Контур.Фокус» позволяющего выявить скрытую аффилированность. С 1 квартала 2016 года он используется бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Центр спортивной подготовки сборных команд Югры». Программный продукт позволяет получать официальную информацию федеральных информационных ресурсов, содержащих:
сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;
данные обо всех индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Российской Федерации, а также данные об их перерегистрации или ликвидации;
данные об арбитражных делах, в которых участвует компания;
сведения об исполнительных производствах в отношении юридических лиц;
членство в торгово-промышленной палате;
сведения о банкротстве;
выигранные государственные контракты;
долги фирмы по данным судебных приставов;
адреса массовых регистраций.
Программа также позволяет выявлять связи между компаниями, их учредителями и органами управления, создавать список потенциально связанных организаций, находить связь с интересующей компанией или физическим лицом.
В целях обеспечения своевременного принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности.
Полагаем, что работа, проводимая в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в части внедрения программного обеспечения для выявления скрытой аффилированности, должна быть оценена как имеющая в перспективе высокую степень эффективности в деле противодействия коррупции. Однако, следует отметить вопросы, которые будут возникать по мере внедрения данного «инструмента». Например, требует широкого обсуждения само понятие скрытой аффилированности в контексте антикоррупционной работы как предпосылка для формирования конфликта интересов, уточнение соответствующего перечня типовых случаев. В литературе верно отмечается, что сама категория аффилированности носит, прежде всего, гражданско-правовую природу, используется в регулировании корпоративных отношений, антимонопольной практике и т.д. Следует согласиться с рассуждениями С.Н. Хорунжия, который, выявив ряд противоречий в нормативноправовом регулировании конфликта интересов, личной заинтересованности и аффилированности, приходит к выводу о том, что все это открывает широкую возможность для недобросовестного применения норм действующего законодательства применительно к квалификации действий субъектов гражданского права с точки зрения требований признания лица аффилированным и исключения конфликта интересов. Ввиду недостаточной регламентации, а также возможной манипуляции нормами частного и публичного права можно допустить появление злоупотреблений как со стороны частных, так и публичных лиц2.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным проведение работы по формированию понятийного аппарата, опосредующего современные направления антикоррупционной политики, требуется широкое обсуждение вновь вводимых оснований для принятий решений в такой сфере как антикоррупционная работа. Тщательность и внимательность в данном случае требуются для того, чтобы формируемые юридические конструкции впоследствии не стали необоснованным препятствием для обычных, не имеющих коррупционной составляющей, экономических отношений.
Список литературы О скрытой аффилированности в контексте формирования современных механизмов противодействия коррупции
- Информация о ходе исполнения пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 года № пр-299 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 года// URL: http://www.admhmao.ru/dokumenty/proekty-pravitelstva/documents.php?sid=&bid=740&pid=&eid=657845 (Дата обращения: 20.12.2016).
- Хорунжий С.Н. Аффилированность как условие возникновения конфликта интересов в публично-правовой сфере//Мониторинг правоприменения. 2016. № 1 (18). С. 67-72.