О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах Латинской Америки

Автор: Железняк Николай Семенович

Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 1 (14), 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена описанию наркопреступности в республиках Перу и Никарагуа, некоторым правовым и организационным решениям этих государств в противодействии наркоугрозе.

Наркотик, кокаин, оперативно-розыскная деятельность, транзитер

Короткий адрес: https://sciup.org/140196254

IDR: 140196254

Текст научной статьи О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах Латинской Америки

В последние десятилетия на планете сформировались два центра производства и распространения наркотических средств – центральноазиатский (основной наркотик героин – изготавливается 550 тонн ежегодно) и центральноамери- канский (основной наркотик – кокаин, изготавливается 950 тонн ежегодно). И если в прошлом веке кокаин не являлся серьезной угрозой безопасности СССР, то в последние годы объемы его поступления в страну постоянно увеличиваются. В первую очередь это касается западных и центральных областей России.

Сложившаяся ситуация вызвала необходимость углубленного изучения наркоситуации в странах – изготовителях и транзитерах рассматриваемого наркотического средства. Наиболее перспективными с этой точки зрения представляются республики Перу (изготовитель) и Никарагуа (транзитер), входящие в Центральноамериканский интеграционный союз.

Республика Перу

В Перу изготавливаются наркотики в основном растительного происхождения. С учетом климатических условий приоритет отдан кокаину, по производству которого в настоящее время Перу в Южной Америке вышла на первое место. Плантации коки в сельве расположены на высоте в среднем 1,5–2,5 тысяч метров над уровнем моря более чем на 62 тысячах гектаров (в Колумбии – 50 тысяч, в Боливии – 32 тысячи).

Существует тенденция к увеличению перуанских плантаций коки

(2010 – 50000 тысяч га, в 2011 – 60500 га, 2012 – 60400 га). Пропорционально уменьшаются аналогичные плантации в Колумбии и Боливии.

Наибольшая часть перуанских посевов расположена в районе г. Куско, а также на границе с Колумбией, Эквадором, Бразилией. По расчетам перуанской полиции, годовое производство кокаина в мире составляет 900-950 тонн, из них 550 тонн приходится на Перу. В среднем 1 кг кокаина в Перу стоит 1000 долларов США (в сельве как месте изготовления – 900 долларов США, в отдаленных районах – 2000–3000 долларов США, в аэропортах и на границе – до 10000 долларов США), в США – 200000 долларов США, в Европе – от 200000 до 300000 долларов США.

Районы произрастания наркотикосодержащих растений фактически не контролируются государством и охраняются организованными преступными формированиями, занимающимися производством и распространением наркотиков.

Основные массы наркотика транспортируются по воде, значительно меньшая часть – на воздушных судах и по суше. По оценкам полиции, для перевозки кокаина используется каждый рейс воздушных и морских транспортных средств. Объемы разового изъятия полицией наркотика составляют от нескольких десятков килограмм до нескольких тонн.

На кораблях наркотики, как правило, перемещаются в США через Мексику из Эквадора, Чили (так как там самое дешевое топливо, что существенно влияет на ценовую политику и повышение рентабельности наркоперевозок). Из портов Перу кокаин переправляется в страны Европы (в частности, в российский Санкт-Петербург) и Америки. Наркоторговцы более 100 стран закупают кокаин в Перу.

Способы транспортировки кокаина различны. Так, в последнее время активно используется помещение кокаина в тайне от грузоотправителя в контейнер с легальным грузом и такое же тайное его изъятие преступниками до вскрытия контейнера грузополучателем.

Крупные партии кокаина переправляются различными путями: создаются авиакампании, самолетами которых вместе с пассажирами осуществляется транспортировка наркогруза; по 400–500 кг кокаина перевозят по Амазонке на лодках до Бразилии, а дальше – различными способами в Европу или Южную Африку; в джунглях вырубаются десятки взлетно-посадочных полос для приема небольших самолетов, на которых единовременно можно осуществлять транспортировку 500–600 кг кокаина; к днищу океанских судов прикрепляются «торпеды» – большие мешки с кокаином, которые весьма трудно обнаружить. Еще одним способом камуфлирования перевозимого наркотика выступает его смешивание в пункте отправки с сыпучими веществами (например, удобрениями) и очищение в пункте доставки. Или, например, в 2013 году за одну операцию было изъято более 3 тонн жидкого кокаина в канистрах, помещенных в контейнер, где перевозилась мороженная рыба. Задержа- на организованная преступная группа, состоящая из перуанцев, мексиканцев, граждан Израиля и Испании. И, наконец, апофеозом изобретательности наркотрафикан-тов можно считать транспортировку криминального груза на подводных лодках, изготавливаемых по упрощенным технологиям из углепластика (именно такая лодка с грузом кокаина была перехвачена сотрудниками правоохранительных органов в Гватемале).

За 9 месяцев 2013 года в Перу с целью борьбы с наркобизнесом были проведены 11000 операций, задержаны 4000 преступников, изъято 16 тонн кокаина и марихуаны, 1600 тонн прекурсоров, уничтожены 657 нарколабораторий, более 1000 бассейнов для изготовления кокаиновой пасты.

Среди задержанных наркопреступников (по убывающей): перуанцы, мексиканцы, голландцы, испанцы, итальянцы.

Основной маршрут наркотрафика – морской, через порты Кальял (Лима) и Пайте (Пиора).

Рост преступных групп и сообществ в Перу связан в первую очередь с жесткой антинаркотической политикой Колумбии, «выдавливающей» большинство местных преступных группировок в Перу и иные страны.

Уничтожение посевов затруднено действующим законодательством. Так, в Перу (как и в Боливии) в отличие, например, от Колумбии существует экологически обусловленный запрет на уничтожение посевов с воздуха химикатами. Поэтому их ликвидация возможна только вручную. Основные способы уничтожения посевов: сбивание коробочек, сжигание, вырывание кустов с корнем.

Нарколаборатории в основном расположены в сельве, куда через джунгли и по воздуху контрабандой доставляются необходимые для производства кокаина прекурсоры (как правило, из Голландии и Китая).

С учетом климатических условий лаборатории преимущественно действуют с января по март.

Ранее (например, в 80-е годы прошлого века) процесс производства наркотиков в Перу сводился к изготовлению кокаин-основания (местное название кокаиновой пасты – паста басика), которое скупали колумбийцы. Из-за экономической привлекательности объемы производства росли. Появилась охрана наркотрафикантов, которую обеспечивали террористические организации (например, «Сендеро Люминосо»). Постепенно террористические организации отошли от своих первоначальных взглядов и сами начали производить наркотики, превратившись в наркотрафикантов.

92% лиц, содержащихся в местах лишения свободы Перу, осуждены за преступления, связанные с наркотиками.

В Перу разрешено иметь с собой для личного употребления следующее количество наркотиков: 5 грамм кокаиновой пасты, 2 грамма кокаина, 8 грамм марихуаны, 2 грамма производных марихуаны, 1 грамм опия. Что касается листьев коки, то они свободно продаются на рынках, входят компонентами в различные изготовленные легально промышленным способом продовольственные товары (чай, конфеты, ликеры и т.п.).

Возникают сложности при расследовании легализации денежных средств, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков.

В стране не налажена система работы органа финансовой разведки. Сумма контролируемых сделок составляет 10000 долларов США. При этом финансовыми учреждениями фактически не представляются сведения в подразделения финансовой разведки. При направлении запросов полицией в кредитные учреждения срок их исполнения составляет 30–40 дней, что превышает срок расследования.

За незаконный перевод денежных средств или их обмен, сокрытие существует уголовная ответственность с наказанием от 8 до 15 лет лишения свободы. Не-информирование ответственными должностными лицами банковских и подобных им учреждений о фактах легализации денежных средств наказывается лишением свободы от 4 до 8 лет.

Вместе с тем существует проблема оперативности получения полицией требуемой информации. Так, выполнение запроса о движении денежных средств у местных компетентных органов составляет 30–60 суток, у международных – от 3 до 6 месяцев.

Факты выявления легализации денежных средств единичны. В то же время активно осуществляется конфискация объектов недвижимости, имущества и денежных средств преступников. Так, один из отделов полиции в центре г. Лимы расположен в бывшем офисе авиакампании, занимавшейся незаконным оборотом наркотиков.

В судебном процессе бремя доказывания законности получения денежных средств возложено на подсудимого.

После окончания судебного процесса решение о направлениях использования изъятого имущества и денежных средств принимает специальная комиссия с учетом нормативно закрепленных пропорций: 40% – местам лишения свободы, 25% – на затраты по передаче имущества, 20% – фонду для осуществления экстренных операций, остальное – на иные цели.

Все, что нельзя изъять во время обыска, уничтожается: плантации коки, бассейны для изготовления наркотиков, иные крупногабаритные объекты.

Задержание подозреваемых в наркотрафике осуществляется на 15 суток до предъявления обвинения.

На законодательном уровне осложнено производство обысков при расследовании преступлений. В случае проведения обыска без изъятия в итоге наркотических средств сотруднику полиции может грозить дисциплинарное взыскание, имущественная ответственность или уголовное наказание.

Прокурор в Перу – особая процессуальная фигура (функция осуществления надзора за соблюдением законов возложена на иной орган), без которой противодействие наркотрафику в принципе невозможно. Например, для оперативного внедрения в преступную группу оперативная документация и предполагаемый для внедрения субъект должны быть предъявлены прокурору для получения на это его согласия. Прокурор дает разрешение на действия конфидента; в его присутствии составляется задание, где прокурор указывает не только псевдоним, но и настоящие данные лица; информация о любых действиях конфидента должна доходить до следователя и прокурора. Он же дает разрешение на иные оперативно-розыскные мероприятия и в обязательном порядке присутствует при их осуществлении.

Разрешение на прослушивание и детализацию телефонных переговоров дает судья, а полномочия по прослушиванию передаются прокурору по любому преступлению с наказанием свыше 4 лет (незаконный оборот наркотиков, терроризм, детская порнография, кража и др.). В соответствии с законом прокурор уполномочен проводить прослушивание телефонных переговоров и получать результаты мероприятия.

Расследование преступления проводит сам прокурор или поручает это конкретному следователю. Взвешивание и исследование на месте наркотиков также осуществляется в присутствии прокурора. Любая информация, не прошедшая через прокурора, не может быть доказательством в суде. Встречаются случаи вынужденного длительного (более суток) ожидания приезда прокуроров на проведение следственных действий, в том числе на осмотр трупов.

Таким образом, без доброй воли прокурора ни один наркотрафик не может быть пресечен, ни один преступник не может быть привлечен к установленной законом ответственности. Однако, по устоявшемуся мнению сотрудников полиции, прокурор не владеет знаниями ни в оперативно-розыскной сфере, ни в расследовании преступлений, поэтому из-за непрофессионализма прокуроров в этой области возникают проблемы, негативно влияющие на решение антинаркотических задач.

Вместе с тем даже при наличии существующих проблем деятельность перуанской полиции (да и не только полиции, т.к. в борьбе с наркопреступностью участвуют армия, таможенная служба и ряд других)

следует признать удовлетворительной, поскольку объемы кокаина, поступающего в Россию, все же нельзя оценить как значительные.

Республика Никарагуа

Республика Никарагуа является традиционным транзитером южноамериканского кокаина в сопредельные государства.

Способы транспортировки: морские перевозки (в том числе через Атлантику), речным транспортом (в большей степени в районе Гранады), автотранспортом (по всей стране), авиатранспортом.

По земле наркотики перемещаются при осуществлении контейнерных и иных грузовых перевозок, в пассажирских автобусах и легковых автомобилях.

Затем наркотики передаются мелким сбытчикам, реализуются в основном в частных домах и на автозаправочных станциях, как правило, молодежью, не имеющей легальной работы и формирующейся для осуществления наркобизнеса в организованные преступные группы. Количество мест сбыта постоянно увеличивается, наркотики предоставляются в кредит, их реализацией занимаются даже в местах лишения свободы.

Изымаемые полицией наркотики взвешиваются на месте в граммах, при этом в случае изъятия до 10 упаковок наркотиков (как правило, вес упаковки варьируется от 5 до 25 кг) проверяются все 10, при изъятии более 10 упаковок – проверяются 10 из них. Для подтверждения относимости изымаемого вещества к наркотическому на месте используют соответствующие катализаторы. Из каждой упаковки берется больше 1 грамма вещества, оно упаковывается и направляется в криминалистическую лабораторию, где в течение не более 2 суток проводится криминалистическое исследование.

Основной объект наркотрафика – кокаин, однако реализуются и иные наркотики. Так, гондурасская марихуана (поскольку она более высокого качества) замещает выращенную в Никарагуа. Ее доставляют на автотранспорте либо пешим путем с пересечением границы. Затем в работу включаются мелкие сбытчики. До потребителя наркотики доходят посредством осуществления закладок в разных местах населенных пунктов, в основном городов.

По имеющимся данным, в 2012– 2013 гг. увеличились случаи обнаружения нетрадиционных для Никарагуа наркотиков. Так, мексиканским наркокартелем осуществлялся завоз в страну синтетических наркотиков, в 24 км от г. Леона (Никарагуа) обнаружены две нарколаборатории, задержан автомобиль с 24 упаковками героина, у наркодилеров из Гватемалы изъяты 36 упаковок денежных средств в общей сумме 9 миллионов долларов США, которые предназначались для закупки партии наркотиков.

Используются различные способы маскировки перевозимых наркотиков.

Так, автомобиль, перевозивший из Коста-Рики в Гватемалу машинное масло, из-за несоответствия его реального веса указанному в документах был подвергнут проверке, в результате которой в нем было обнаружено 720 упаковок кокаина.

В аналогичной ситуации при транспортировке химических веществ было обнаружено 420 кг кокаина.

1 тонну кокаина полицейские обнаружили в 4 тоннах перевозимого цемента в результате использования оперативной информации.

При проверке автомобиля в бензобаке был обнаружен растворенный в дизельном топливе кокаин. При этом питание автомобиля осуществлялось из второго бака.

Проверка автотранспорта облегчается тем, что сотрудники дорожной полиции имеют право останавливать и проверять любое автотранспортное средство, в том числе документы водителя и перевозочные документы, осматривать автомобиль снаружи и изнутри.

Борьбу с продажей наркотиков на рынках осуществляют специально созданные тесно сотрудничающие с полицией вооруженные охранные фирмы (подобие российских частных охранных предприятий).

При задержании с наркотиками в объеме не более 5 граммов кокаина либо 20

граммов марихуаны лица привлекаются к административной ответственности с наказанием в виде домашнего ареста или ареста до 1 месяца.

При превышении указанных пределов виновные привлекаются к уголовной ответственности со сроком лишения свободы от 500 до 900 суток (в зависимости от наличия или отсутствия предыдущих случаев задержания), оптовые наркотрафиканты привлекаются к уголовной ответственности посредством назначения максимальных сроков лишения свободы (до 20 лет).

При задержании преступников устанавливается соответствие их доходов легальным заработкам, и в случае их несовпадения с 2011 г. в судебном порядке применяется конфискация денежных средств и имущества – домов, автомобилей, катеров, самолетов и т.п. При этом указанные объекты вещных прав изымаются не только у преступников, но и их родственников и близких лиц, если последние не докажут легальность их приобретения. Дальнейшее использование указанных объектов осуществляется по решению специальной комиссии – их передают полиции, иным силовым структурам, общественным, в том числе молодежным, организациям, созданным для противодействия наркотизации населения, международным организациям помощи Никарагуа и т.п.

Так, несколько подразделений наркополиции дислоцируются в домах бывших наркотрафикантов, находящиеся в распоряжении подразделения по морским опе- рациям около двух десятков скоростных катеров различного водоизмещения также изъяты у преступников и их близких.

Оценка деятельности никарагуанской наркополиции позволяет сделать вывод об ее в целом успешной работе по предотвращению распространения южноамериканских наркотиков на евразийской части планеты.

В настоящее время активно формируется третий планетарный центр – место производства и распространения синтетических наркотиков, в которых задействованы в основном Китай и Тайланд. Учитывая нарастающие объемы поставок синтетики на мировые рынки, дешевизну их изготовления, неготовность правоохранительных систем многих государств к борьбе с этим явлением, необходимы серьезный и трезвый анализ развития наркоситуации, разработка и принятие мер по минимизации влияния синтетических наркотиков на здоровье людей.

Командировки в страны Центральной и Южной Америки (как и Центральноазиатского региона) с целью изучения специфики межрегионального наркотрафика, оказания содействия наркополиции представляются значимыми для позиционирования Российской Федерации как государства, активно противодействующего мировой наркоугрозе, открыто способствующего сближению в этой части разных стран с различными политическими и правовыми системами.

Статья научная