О совершенствовании тактико-специальных учений в правоохранительных органах и критериях оценки уровня подготовленности персонала

Бесплатный доступ

В статье обозначены наиболее характерные недостатки, выявленные при проведении тактико-специальных учений (ТСУ), а также предложены некоторые оригинальные способы активизации ТСУ, проводимых с персоналом ведомственных вузов правоохранительных органов. Кроме того, автором, на основании опытно-экспериментальной работы, определены оптимальные оценочные критерии уровня профессиональной подготовки курсантов. К таковым следует отнести: социально-нравственный, мотивационно-целевой, качественно-деятельностный и практически-результативный.

Правоохранительные органы, ведомственные вузы, персонал, тактико-специальные учения, критерии подготовленности

Короткий адрес: https://sciup.org/170188631

IDR: 170188631   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-2-91-94

Текст научной статьи О совершенствовании тактико-специальных учений в правоохранительных органах и критериях оценки уровня подготовленности персонала

Анализ результатов тактикоспециальных учений (ТСУ), проводимых в специализированных образовательных организациях, подведомственных тому или иному российскому правоохранительному органу, позволяет сделать вывод о качественном уровне их проведения и достаточно глубокой профессиональной направленности их содержания. Однако, изучая материалы итогов учений, автором выявлен ряд недостатков, повторяющихся из года в год и непосредственно связанных с низкой активностью обучаемых. К таковым относятся: крайне ограниченное привлечение курсантов к выполнению функциональных обязанностей различных категорий начальствующего (командного) состава (командиров рот, командиров взводов, старших групп и т.п.), неуверенность личного состава в принятии решений, отсутствие устойчивого управления между подразделениями [1], слабые навыки курсантов в ориентировании на незнакомой местности. Наличие данных недостатков говорит о том, что на тактико- специальных учениях менее выраженными являются следующие оценочные показатели: вовлеченность, самостоятельность и активность. Для устранения выявленных недостатков, улучшения вышеперечисленных показателей, активизации практического метода обучения и, как следствие, повышения общего уровня профессиональной подготовки курсантов, нами в процессе проведенного педагогического эксперимента были введены некоторые дополнения, которые подтвердили свою эффективность. Например, игровым коллективам экспериментальных групп ставились учебные задачи, которые они решали самостоятельно, в отрыве от главных сил: организация засады, несение службы в охранении, нахождение в дозоре и т.д. Последующий анализ оценочных показателей действий игровых коллективов экспериментальных и контрольных групп, участвующих в тактико-специальных учениях, выявил результаты, представленные ниже в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

Средний оценочный балл действий игрового коллектива (по 4-х балльной шкале)

В эксперимент. группах

В контрольных группах

Согласованность

4,8

3,6

Вовлеченность

4,4

3,3

Активность

5,0

4,5

Самостоятельн

5,0

3,7

Результативность

5,0

4,2

Табличные данные подтверждают предложение автора по улучшению таких показателей, как активность, вовлеченность и самостоятельность. Кроме того, обозначилось и не прогнозируемое улучшение согласованности и результативности игровых коллективов, действующих самостоятельно, по сравнению с игровыми коллективами, действующими в составе главных сил.

Результаты собеседования с посредниками, действующими на учениях, позволили констатировать, что показатели активности членов игровых коллективов экспериментальных групп возросли во многом благодаря обстоятельствам, отсутствующим в контрольных группах, а именно: желанию обучаемых доказать их профессиональную состоятельность при действиях в отрыве от главных сил; невозможности переложить решение учебных задач на соседей или офицеров учебностроевых подразделений (по причине их отсутствия); обострению чувства ответственности за успешное выполнение поставленной задачи; необходимости в самостоятельных инициативных и решительных действиях по оценке обстановки, принятию решения, постановке задач.

Предоставление обучаемым большей самостоятельности, возможности проявить себя, шире раскрывают и их управленческие способности. На первые роли в таких условиях выдвигаются курсанты, обладающие ярко выраженными качествами лидера и способные в сложной обстановке принимать целесообразные решения.

Кроме изложенного выше способа активизации ТСУ, в ходе эксперимента получил апробацию и ещё один эффективный путь, заключающийся в более интенсивной смене курсантов, назначавшихся на управленческие должности. Традици- онно на ТСУ курсанты, назначенные на должности командиров рот и взводов, действовали в этих должностях с первого этапа учений и до их окончания. Мы же в ходе опытно-экспериментальной работы осуществляли замену командиров после каждого этапа учений, а иногда, например, в случаях явной потерей управления, замена происходила и непосредственно на этапе. Данное нововведение позволило привлечь значительно большее количество обучаемых к выполнению управленческих задач. Кроме того, на наиболее сложных этапах тактико-специальных учений на должности командиров рот и взводов назначались курсанты, имеющие ярко выраженные организаторские способности и твердые управленческие навыки.

Необходимо так же отметить, что тактико-специальные учения, проводимые в ведомственных вузах правоохранительных органов, рассматривались нами не только с точки зрения возможности проверки усвоения обучаемыми специальных тактических и организационно-управленческих знаний, умений и навыков, но и контроля эффективности формирования у них профессионально-значимых качеств. В целом же, сравнение результатов, достигнутых экспериментальными группами, где применялись предложенные автором пути активизации практических методов обучения, с результатами контрольных групп, где данные пути не использовались, показывает, что средний уровень профессиональной подготовки курсантов экспериментальных групп, достигнутый ими на этапе формирующего эксперимента, в среднем на один балл выше уровня, показанного на этапе констатирующего эксперимента, тогда как в контрольных группах эта разница достигает всего лишь 0,4 балла. Этот факт является подтверждением выдвинутой автором гипотезы о том, что активизация практических методов обучения повышает уровень профессиональной подготовки курсантов.

Для разработки критериев и показателей оценки профессиональной подготовленности курсантов в ходе ТСУ на кафедре мобилизационной и тактикоспециальной подготовки Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого учитывались мнения профессорско-преподавательского состава и самих обучаемых по этой проблеме. В результате эксперимента установлено, что наиболее характерными признаками при оценке уровня профессиональной подготовленности обучаемых являются: проявление интереса к приобретению профессиональных знаний, умений и качеств, отношение к выполнению служебного долга, понимание значимости приобретенных знаний, умений и качеств для дальнешей профессиональной деятельности в правоохранительных учреждениях России.

Анализ научной литературы и практической деятельности образовательных организаций, подведомственных правоохранительным органам России, показал, что для оценки уровня профессиональной подготовленности курсантов, независимо от их специализации, существует некая совокупность обобщающих критериев. Из всей этой совокупности автором выделяются четыре наиболее общих:

  • 1.    Значимость приобретаемых знаний, умений и качеств для будущей профессии (специальности).

  • 2.    Система взглядов, мотивов действий и поступков.

  • 3.    Готовность обучаемых к выполнению служебных обязанностей.

  • 4.    Применение результатов обучения в практической деятельности.

Некоторые учёные и практики предлагают использовать данные критерии для оценки уровня профессиональной подготовки на различных этапах её проведения, в частности В. Морозов рекомендует применять их в процессе первоначальной профессиональной подготовки персонала [2].

В ходе проведения констатирующего эксперимента автором были апробированы как эти, так и некоторые другие критерии. Анализ их применения, мнения профессорско-преподавательского состава и обучаемых позволили определить следующие оптимальные, по нашему мнению, критерии оценки профессиональной подготовленности курсантов в ходе ТСУ: социально-нравственный, мотивационно-целевой, качественно-деятельностный, практиче-ски-результативный. Каждый из приведённых выше критериев служит основой для выявления частных признаков, при помощи которых оцениваются реальные явления и установливается степень их соответствия или приближения к идеалу. В качестве частных признаков выступают конкретные показатели, которые, являясь компонентами критерия, служат типичным проявлением одной из существенных сторон подготовленности [3]. В ходе опытноэкспериментальной работы были выявлены показатели, в наибольшей степени раскрывающие единство мнений по критериям оценки уровня профессиональной подготовленности курсантов академии. Необходимо подчеркнуть, что особенностью предлагаемых показателей является не столько традиционная оценка специальных знаний, умений и навыков, сколько выявление уровня их сформированности и способности обеспечить успешное решение профессиональных задач в ходе ТСУ [4]. Первому критерию (социальнонравственному) соответствуют следующие показатели: понимание единства личности и общества; наличие чувства долга перед обществом; готовность трудиться, способствовать прогрессу общества. Второму критерию (мотивационно-целевому) – выраженность профессионально значимых целей; положительная мотивация в учении и в служебной деятельности в целом; стремление к профессиональному самосовершенствованию. Третьему (качественнодеятельностному) – качество и результативность, проявленные в ходе учения; профессиональная направленность поведения; эффективность целостной профес- сиональной подготовки. Четвертому (практически-результативному) – качество выполнения служебных задач на ТСУ; активность в изучении перспективных вопросов и задач, выходящих за рамки программы учения; итоговая оценка качества профессиональной подготовленности.

Представленные выше показатели, согласно итогам опытно-экспериментальной работы, позволяют с успехом оценивать не только уровень профессиональной готовности, но и степень сформированности личностных качеств курсантов (слушателей), необходимых им при выполнении профессиональных задач в условиях сложной оперативной обстановки (при проведении тактико-специальных учений).

Список литературы О совершенствовании тактико-специальных учений в правоохранительных органах и критериях оценки уровня подготовленности персонала

  • Приказ Минюста РФ от 27.08.2012 № 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников УИС".
  • Морозов В. Первоначальная подготовка кадров для ИТУ // Преступление и наказание. - 1997. - №4. - С. 54.
  • Егоренков Д.В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций: дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2013. - 40 с.
  • Тактико-специальная подготовка: Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное / под редакцией Ю.Ф. Подлипняка. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 608 с.
Статья научная