О топике миссионерских житий (житие Стефана Пермского в контексте агиографической топики)

Бесплатный доступ

На материале древнерусских житий просветителей народов (князя Владимира, Леонтия Ростовского, Авраамия Ростовского, Константина Муромского, Трифона Печенгского, Трифона Вятского и др.) рассматривается топика миссионерских житий. Особое внимание уделено Житию Стефана Пермского как наиболее полно воплотившему в себе этот тип житийных текстов.

Древнерусская литература, агиография, тип святости, просветители народов, литературная топика, топос, мотив

Короткий адрес: https://sciup.org/147219006

IDR: 147219006

Список литературы О топике миссионерских житий (житие Стефана Пермского в контексте агиографической топики)

  • Агапкина Т. А., Топорков А. Л. Материалы по славянскому язычеству (древнерусские свидетельства о почитании деревьев) // Литература Древней Руси. Источниковедение: Сб. науч. ст. Л.: Наука, 1988. С. 224-235.
  • Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского) // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева. Л.: Наука, 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.), ч. 1. С. 337-339.
  • Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв.: Моногр. (Slavistische Beiträge. Bd. 278). München: Verlag Otto Sagner, 1991. 468 S.
  • Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: историко-литературный аспект: Моногр. Сыктывкар, 1995. 212 с.
  • Власов А. Н. Миссия русской православной церкви в Пермском крае (по материалам древнерусской письменности) // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры: Сб. науч. ст. / Под ред. Э. А. Савельевой. Сыктывкар, 1996а. Т. 1. С. 6-15.
  • Власов А. Н. Миссия русской православной церкви в Пермском крае (по материалам древнерусской письменности) // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: исследования и материалы: К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского: Сб. науч. ст. / Под ред. А. Н. Власова. Сыктывкар, 1996б. С. 4-75.
  • Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских: Моногр. СПб.: Изд-во Олега Обышко, 2010. 640 с. (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях» / Под ред. Г. М. Прохорова).
  • Дробленкова Н. Ф., Прохоров Г. М. Епифаний Премудрый // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV - XVI в.), ч. 1: А-К. С. 211-220.
  • Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами: Моногр. М.: Наука, 1982. 224 с.
  • Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов: Моногр. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. 78 с. (Труды Института антропологии, археологии, этнографии. Т. 15, вып. 2).
  • История Пермской епархии в памятниках письменной и устной прозы. Исследования и материалы: К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского: Сб. науч. ст. / Под ред. А. Н. Власова и др. Сыктывкар, 1996. 157 с.
  • Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии: Моногр. М.: Древлехранилище, 2009. 600 с.
  • Клибанов А. И. Реформационное движение в России в XIV - первой половине XVI в.: Моногр. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 412 с.
  • Коновалова О. Ф. Принцип отбора фактических сведений в «Житии Стефана Пермского» // ТОДРЛ: Сб. науч. ст. Л.: Наука, 1969. Т. 24. С. 136-138.
  • Королев К. С., Савельева Э. А. К проблеме происхождения коми письменности // Стефан Пермский и современность: Сб. науч. ст. / Под ред. Г. Г. Бараксанова. Сыктывкар, 1996. С. 24-28.
  • Красов А. Зыряне и просветитель их, святый Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383-1396): К 500-й годовщине со дня кончины святого Стефана: Моногр. СПб.: Тип В. В. Комарова, 1896. 214 с.
  • Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: исследование и тексты: Моногр. СПб.: Наука, 1996. 368 с.
  • Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык: Моногр. СПб.: Тип. Имп. АН, 1889. 437 с.
  • Мельник А. Г. История почитания Ростовских святых в XII-XVII вв.: Дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2003. 260 с.
  • Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления: Моногр. Мурманск: Изд-во Мурманской епархии, 2003. 296 с.
  • Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский: исторические материалы к написанию Жития: Моногр. СПб.; Мурманск: Ладан, 2009. 304 с.
  • Несанелис Д. А. Святитель Стефан Пермский в отечественной историографии // Христианство и язычество народа Коми: Сб. науч. ст. / Сост. и науч. ред. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001. С. 3-11.
  • Ольшевская Л. А., Травников С. Н. «Житие Иоанна Казанского» // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 360-365.
  • Отрадинский С. П. Святой Стефан, просветитель зырян и первый епископ Пермский (по поводу 500-летия со дня его кончины, 1396-1896 гг., 26 апреля): Моногр. М.: Об-во распространения полезных книг, 1896. 40 с.
  • Петренко Н. А. Агиографические источники о епископах пермских // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры: Сб. науч. ст. Сыктывкар, 1996. Т. 1. С. 205.
  • Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства: Моногр. СПб.: Акрополь, 1995. 336 с.
  • Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.): Моногр. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. А. В. Назаренко; под ред. К. К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 1996. ХХ 572 с. (Subsidia Byzantinorossica. T. 1).
  • Полетаева Е. А. Художественное своеобразие «Жития преподобна го отца нашего Трифона начальника, Печенскаго чюдотворца, лопарский язык просвѣтившаго святым крещением» - памятника агиографии Русского Поморья XVII века // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры: Сб. науч. ст. Сыктывкар, 1996. Т. 2: Филология. Этнология. С. 234-237.
  • Попов Е., прот. Святитель Стефан Великопермский: Моногр. Пермь: Тип. Губерн. правления, 1885. 94 + II с.
  • Прохоров Г. М. Стефан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1989. Вып. 2, ч. 2: Л-Я. С. 411-416.
  • Прохоров Г. М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый // Святитель Стефан Пермский: К 600летию со дня преставления: Моногр. СПб.: Глагол, 1995. С. 3-47. (Серия «Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях»).
  • Прохоров Г. М. Заметки о русском миссионерстве // Книга и литература в культурном пространстве эпох (XI-XX века): Сб. ст., посвящ. 45-летию науч.-пед. деятельности Елены Ивановны Дергачевой-Скоп / Сост. и отв. ред. О. Н. Фокина, В. Н. Алексеев. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2011. (Серия «Книга и литература»). С. 485-496.
  • Ранчин А. М. «Хроника Георгия Амартола» и «Повесть временных лет»: Константин Равноапостольный и князь Владимир Святославич // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 52-69.
  • Ранчин А. М. Вертоград Златословный: древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях: Моногр. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 576 с.
  • Романова А. А. Житие Вассы (Феодоры) Нижегородской: Пространная (Компилятивная) редакция // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика / Под ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 601-614.
  • Руди Т. Р. «Imitatio angeli» (проблемы типологии агиографической топики) // Русская литература. 2003. № 2. С. 48-59.
  • Руди Т. Р. Похвальное слово князю Константину Муромскому (некоторые проблемы исследования) // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. 56. С. 301-336.
  • Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика: Сб. науч. ст. / Под ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 59-101.
  • Рыжова Е. А. Миссионерские предания в Повести о рождении и крещении Стефана Пермского (на материале рукописных сборников Усть-Сысольской Общественной библиотеки) // Рябининские чтения - 2007: Материалы V Науч. конф. по изучению народной культуры Русского Севера / Под ред. Т. Г. Ивановой. Петрозаводск, 2007. С. 438-440.
  • Савельева Э. А. Пермь Вычегодская: к вопросу о происхождении народа коми: Моногр. М.: Наука, 1971. 224 с.
  • Семенченко Г. В. Древнейшие редакции Жития Леонтия ростовского // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1989. Т. 42. С. 241-254.
  • Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития (обзор редакций и тексты): Моногр. М.: Синод. тип., 1915. 186 + VII с.
  • Смоленцев Л. Н. Великий Зырянин // Родники Пармы: Науч.популярный сб. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. С. 15-27.
  • Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям): Моногр. Париж: YMCA-Press, 1951 (переизд.: М.: Изд-во Московской Патриархии, 2008). 544 с.
  • Стрельников С. В. Житие Иакова Ростовского // Словарь книжников. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3, ч. 4; Дополнения. С. 384-385.
  • Творогов О. В. К изучению древнерусского перевода «Жития Константина и Елены» // Русская агиография. Исследования. Материалы. Публикации: Сб. науч. ст. / Под ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. Т. 2. С. 326-365.
  • Тираспольский Г. И. Епифаний и его «Житие Стефана Пермского» // Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского: Моногр. / Пер. с древнерус., предисл., примеч., справ. материал и коммен. Г. И. Тираспольского. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993. С. 5-8.
  • Успенский Б. А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва - Третий Рим» // Успенский Б. А. Избр. тр. М.: Языки русской культуры, 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 83-123.
  • Успенский Б. А., Лотман Ю. М. Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра Первого (к проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Успенский Б. А. Избр. тр. М.: Языки русской культуры, 1994. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 124-141.
  • Уханова Е. В. Житие св. Иакова, епископа Ростовского (источники и литература) // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 47. С. 241-249.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси: Моногр. М.: Московский рабочий, 1990. 269 с.
  • Чернецов А. В. «Самотворитель новыя грамоты» Стефан Пермский // Древнерусская книжность (Творчество и деятельность Стефана Пермского, естественнонаучные и сокровенные знания на Руси): Сб. науч. ст. / Под ред. Р. А. Симонова. М.: Изд-во МГАП, 1995. С. 48-131.
  • Чурина И. О. Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008. 351 с.
  • Шестаков П. Д. Св. Стефан, Первосвятитель Пермский // Учен. зап. Имп. Казанского ун-та. 1868. Т. 4. С. 21-110.
  • Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой среде // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 48. С. 351-354.
  • Юхименко Е. М. Апостолы Нового времени. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в XVII - начале XIX века: Каталог выставки. М.: Государственный Исторический музей, 2004. 128 с.
  • Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник: Моногр. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 377 с.
  • Komendová J. Světec a šaman: Kulturní kontexty ruské středověké legendy: Monographia. Praha: Argo, 2011. 208 c. (Edice Každodenní život. Sv. 52).
Еще
Статья научная