О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений
Автор: Гольдфайн Леонид Аркадьевич
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Образование и педагогические науки
Статья в выпуске: 5-2 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
Музыкальность является одним из врожденных свойств человека как вида, и поэтому очень важно развивать музыкальные способности для гармоничного формирования личности, эстетическое же влияние музыки огромно. В России накоплен колоссальный опыт фортепианно-педагогической деятельности, и, следуя традициям, мы на своем уровне стремимся научить наших студентов - будущих учителей музыки высокопрофессиональному владению игрой на инструменте. Профессия учителя музыки в общеобразовательной школе - одна из самых творческих. Предмет «Музыка» подводит ученика к осознанию нравственных и духовных принципов. Владение игрой на музыкальном инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. В последнее время в музыкально-педагогической среде наметилась тенденция не только преуменьшать роль индивидуальных занятий со студентами, но взамен им вводить так называемые групповые занятия. Между тем владение игрой на инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. И более всего это относится, конечно же, к владению игрой на фортепиано. Стоит отметить, что учителю музыки очень часто приходится аккомпанировать не только своим ученикам, но и самому себе при показе, подбирать по слуху, а также владеть навыками транспонирования и чтения с листа. И для того чтобы привить студентам эти навыки, в помощь и в партнерство к исполнительскому классу был введен концертмейстерский. Велика также роль ансамблевого исполнительства, где студент может раскрепоститься и проявить себя с лучшей стороны. У каждого студента должен быть свой исполнительский эталон, к которому его постепенно направляет педагог. Важна самостоятельная работа студента, где обучаемый должен сам осмыслить текст, исходя из личного музыкального вкуса, формируемого и корректируемого педагогом на индивидуальных занятиях, без которых также невозможна пианистическая подготовка студента. Обучение игре на фортепиано в педагогическом вузе имеет свою специфику, так как своим исполнением педагог должен «зажечь огонь» в глазах и душах учеников, а игра учителя на фортепиано не должна превращаться в простую иллюстрацию, то есть должна быть высоко-художественной. Поэтому так необходимы индивидуальные занятия со студентами в инструментальном классе педагогического вуза.
Индивидуальные занятия, инструментальный класс, урок, общеобразовательная школа, учитель-музыкант, творческие способности, исполнительская деятельность, педагогика, художественные ценности, общемузыкальное развитие, фортепианная техника
Короткий адрес: https://sciup.org/14951840
IDR: 14951840 | DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-172-177
Список литературы О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК. -М.: Прометей, МПГУ, 1990. -188 с.
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. вузов. -М.: Прометей, 2003. -223 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия -учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -110 с.
- Воронова Т.Н. К проблеме профессиональной направленности обучения в фортепианном классе на музыкально-педагогических факультетах/Сб. Профессиональная подготовка учителя музыки/Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 28-30 марта 2000 г.). -232 с.
- Гостева Д.Р. Проблема профессионально-творческой самореализации студента/Сб. Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. -М.: МПГУ, 2001. -124 с.