О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления
Автор: Сулейманова Инна Евгеньевна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Статья в выпуске: 1 (43), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются особенности квалификации оскорбления представителя власти в сфере порядка управления. Вследствие отсутствия состава клеветы в отношении представителя власти нередко на практике допускаются ошибки, и клевета квалифицируется по ст. 319 УК РФ, как оскорбление представителя власти. Автор предлагает ввести в Уголовный кодекс статью 319.1 «Клевета в отношении представителя власти», а также дополнить статью 319 УК РФ квалифицирующим признаком. Делается вывод, что степень общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, во многом зависит от уровня нарушения интересов личности непосредственно самих представителей власти. Проведенный анализ базируется на исследовании уголовного законодательства зарубежных стран, статистических данных и материалов правоприменительной практики.
Честь, достоинство, представитель власти, оскорбление, клевета, порядок управления
Короткий адрес: https://sciup.org/142232671
IDR: 142232671
Текст научной статьи О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления
В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года закреплено, что честь и достоинство являются высшей ценностью общества и государства [3]. В ст. 21 Конституции Российской Федерации определено, что достоинство личности является абсолютной ценностью любой личности, охраняемой государством.
Защита авторитета органов государственной власти, а также чести и достоинства их представителей является важнейшим условием для предотвращения негативного отношения граждан к законной деятельности представителей власти. Отечественное уголовное законодательство охрану чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления предусматривает в ст. 319 УК РФ – «Оскорбление представителя власти».
Согласно данным официальной статистики по России показатель оскорблений, направленных против представителей власти, значительно снизился после 2010 г. (табл. 1) [1].
Таблица 1
Динамика уровня зарегистрированных преступлений в Российской Федерации по ст. 319 УК РФ
Годы |
Всего |
Прирост (снижение) в процентах |
К предыдущему году |
||
2010 |
14122 |
+ 0,8% |
2011 |
11919 |
- 15,6 % |
2012 |
10733 |
- 9,9 % |
2013 |
10737 |
+ 0,02 % |
2014 |
11284 |
+ 5,1 % |
Однако следует отметить, что правоохранительными органами выявляется лишь небольшая часть преступлений, совершенных против представителей власти в сфере порядка управления, что предопределяет их высокую латентность.
Обращаясь к уголовному законодательству некоторых зарубежных стран, можно увидеть, что защита чести и достоинства представителей власти во многих из них обеспечивается даже не одной, а несколькими статьями уголовного кодекса. Так, в УК Республики Беларусь предусмотрены – ст. 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», ст. 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь» и ст. 369 «Оскорбление представителя власти». Уголовный кодекс Республики Казахстан содержит составы преступлений, посягающие на личность представителей власти и их служебную деятельность: ст. 318 – «Посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан», ст. 319 – «Посягательство на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности», ст. 320 – «Оскорбление представителя власти».
В Уголовном кодексе Российской Федерации существует только одна статья – 319 УК – «Оскорбление представителя власти», которая, прежде всего, направлена на охрану порядка управления, отводя чести и достоинству самого представителя власти и управления лишь место в качестве дополнительного объекта.
В правоприменительной практике нередко возникают трудности при определении юридически значимых признаков, входящих в состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. Сложности

при этом чаще всего возникают при определении объективной стороны оскорбления представителя власти. Это связано с тем, что Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ из Уголовного кодекса РФ исключена ст. 130 УК, которая содержала понятие оскорбления. Под оскорблением понималось «унижение чести и дᴏᴄтᴏинᴄтва другого лица, выраженное в неприличной форме». Сегодня это определение в уголовном законе отсутствует, но сохранилось в ст. 5.61 КоАП, предусматривающей административную ответственность за оскорбление. Мы считаем, что данное определение не утратило силы и вполне может быть применено к характеристике содержания оскорбления представителя власти, поскольку ст. 319 УК РФ своего определения оскорбления не содержит.
Законодатель не ᴏопределяет способ оскорблений, указывая лишь на неприличную форму их выражения. Способы этих деӣᴄтвиӣ могут быть разнообразные, нᴏ все ᴏни подразделяются на две разновидности: унижение чеᴄти и дᴏᴄтᴏинᴄтва потерпевшего словом или действием.
Оскорбление действием, как указывает в своей работе С.В. Тасаков, «необходимо отличать от иных насильственных действий, причиняющих физическую боль (пощечина, дергание за уши, забрасывание предметами и т.п.). Если при нанесении побоев лицо стремится причинить физическую боль, то при оскорблении объектом посягательства является честь и достоинство личности» [5, с. 399].
Особое значение при определении объективной стороны оскорбления представителя власти имеет характер оскорбительных действий, установление которого вызывает серьезные затруднения в теории уголовного права и следственно-судебной практике.
Например, Б., находясь возле автовокзала в состоянии алкогольного опьянения, увидел проходившего мимо сотрудника полиции А., выполнявшего служебные обязанности, подошел к нему и в присутствии граждан, беспричинно стал его оскорблять, хватаясь при этом за форменную одежду.
Действия Б. суд справедливо, на наш взгляд, квалифицировал по ст. 319 УК РФ [6].
Понятие – «оскорбление» является оценочным, поскольку по каждому факту необходимо определять неприличную форму оскорбительных действий, которые противоречат сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижают честь и достоинство представителя власти.
Проблема толкования возникает и при употреблении термина «грубый», когда суду требуется установить грани грубости какого-либо высказывания. Данное понятие не закреплено уголовным законом и не разъясняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ. Согласно русского толкового словаря В.В. Лопатина понятие «грубый» означает то, что представлено в резкой, бестактной, крайне невежливой форме, противоречащей элементарным правилам; недопустимое в обществе [7, с. 112].
Как следует из диспозиции ст. 319 УК РФ, состав данного преступления является формальным, рассматриваемое общественно опасное деяние признается оконченным в момент высказывания публичных оскорблений представителю власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением.
Учитывая, что совершение оскорбления представителя власти в связи с его служебной деятельностью или из мести за нее в публичном выступлении, в средствах массовой информации или в печатном произведении повышает степень общественной опасности данного преступления, предлагаем ст. 319 УК РФ дополнить частью второй следующего содержания:
«2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, ᴄᴏдержащееся в публичном выступлении, публичноᴏ демонстрирующемся произведении или в ᴄсредствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев».
Состав ст. 319 УК РФ создан для охраны порядка управления, но степень общественной опасности данного преступления, во многом зависит от уровня нарушения интересов личности непосредственно самих представителей власти, что связано с их честью и достоинством.
Уголовная ответственность за клевету представителя власти законом не предусмотрена, хотя, на наш взгляд, это деяние может в гораздо большей степени причинять вред не только чести и достоинству представителя власти в сфере порядка управления, но и государственным интересам, компрометируя власть и органы управления. Законодатель предусмотрел ответственность за клевету только лиц, осуществляющих правосудие (ст. 298.1 УК РФ), оставив без внимания представителей власти, что, на наш взгляд, не вполне справедливо.
Суть в том, что на практике клевета в отношении представителей власти совершается довольно часто. Следственные органы и суды за отсутствием соответствующей уголовно-правовой нормы вынуждены привлекать виновных к уголовной ответственности фактически по запрещенной в уголовном праве аналогии, применяя ст. 319 УК РФ.
Например, гр-ка Н. находясь в кабинете начальника криминальной милиции Каргапольского ОВД Курганской области в присутствии сотрудника милиции из мести сообщила заведомо ложные сведения о наличии между ней и начальником милиции интимной связи. Каргапольский районный суд квалифицировал высказывание Н. в отношении сотрудника милиции как оскорбление по ст. 319 УК РФ [4].
Учитывая опыт зарубежного законодательства и материалы отечественной следственносудебной практики считаем целесообразным дополнить Уголовный кодекс статьей 319.1 УК РФ следующего содержания: «Статья 319.1. Клевета в отношении представителя власти:
-
1. Клевета в отношении представителя власти, связанная с исполнением им своих должностных обязанностей – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.
-
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, ᴄᴏдержащееся в публичном выступлении, публичноᴏ демонстрирующемся произведении или в ᴄсредствах массовой информации, – наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
-
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов».
Полагаем, что данное преступление следует отнести к преступлениям небольшой тяжести, по примеру упомянутого выше специального состава клеветы в отношении лиц, осуществляющих правосудие.
Список литературы О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления
- Состояние преступности в России за 2010-2014 гг. М., ГИАЦ МВД России, 2015.
- Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов / Сост. и вступ. ст. Г.М. Мелков. М.: Юрид. лит., 1990.
- Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
- Архив Каргапольского районного суда Курганской области. Приговор от 03.12.2001 г.
- Тасаков С.В. Оскорбление личности (уголовно-правовой и нравственный аспекты). Системность в уголовном праве. Материалы II Российского конгресса уголовного права. М., 2007.
- EDN: VPWZXX
- Архив Мичуринского районного суда Тамбовской области. Дело № 19385/2013.
- Лопатин В.В. Русский толковый словарь. М.: Малая библиотека словарей русского языка, 1994.