О защите культурных ценностей в деятельности ЮНЕСКО в условиях современных вооруженных конфликтов

Автор: Джумагулов А.М., Байгазиева Д.М., Габитова Т.А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 6 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время особый смысл приобретает деятельность ЮНЕСКО по защите культурного наследия. Рассматриваются международно-правовые аспекты деятельности ЮНЕСКО по охране и защите культурного наследия в условиях современных вооруженных конфликтов. Приведены примеры объектов, которые признаны находящимися в опасности.

Юнеско, международное право, культурное наследие, вооруженные конфликты

Короткий адрес: https://sciup.org/14130191

IDR: 14130191   |   DOI: 10.33619/2414-2948/103/57

Текст научной статьи О защите культурных ценностей в деятельности ЮНЕСКО в условиях современных вооруженных конфликтов

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 341.162                                       

Организациия Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization – UNESCO или ЮНЕСКО) – специализированное учреждение ООН, основу деятельности которого составляет развитие культурно-гуманитарного сотрудничества, включая сохранение природного и культурного наследия. Была основана 16 ноября 1945 года, когда представители 37 стран учредителей подписали Устав, который вступил в силу после ратификации 4 ноября 1946 году. На сегодняшний день ЮНЕСКО насчитывает 193 государства-члена и 12 ассоциированных членов, в 177 государствах созданы Национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, действуют более 3 200 ассоциированных школ ЮНЕСКО, более 4 800 центров, ассоциаций и клубов ЮНЕСКО . По состоянию на начало 2023 г. в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО находилось 1157 объектов, 900 из которых являются культурными (созданными человеком), 218 естественными (природными) и 39 смешанными, при этом 55 объектов признаны находящимися в опасности. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 международных неправительственных организаций: образовательных, научных, культурных, молодёжных, женских, религиозных и других. Большинство государств-членов учредили постоянные представительства при ЮНЕСКО, возглавляемые послами, обеспечивающими связь между Организацией и их правительствами [2].

ЮНЕСКО как специализированное учреждение ООН, её руководящие органы (Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат), в рамках своих нормотворческих правомочий, разрабатывают и принимают нормативно-правовые акты (учредительный акт; двусторонние соглашения, регламенты внутреннего характера, заключаемые с другими международными организациями и государствами по любым вопросам, относящимся к административно-техническим вопросам, и те которые входят в компетенцию ЮНЕСКО; решения, рекомендации, конвенции и декларации).

Ко времени написания данной статьи Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла 35 конвенций (в том числе семь протоколов к ним), 31 рекомендацию и 13 деклараций, в том числе Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Некоторые конвенции имеют самостоятельную институциональную структуру, конкретным примером является Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия от 1972 г., которая послужила основой для создания Комитета по всемирному наследию.

Как справедливо отмечает Т.Е. Арсанова: «Современное взаимодействие государств, двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях, сотрудничество и соперничество вплоть до конфликтов, которые зачастую перерастают в войны, – всё это существенным образом влияет на международную политику. ЮНЕСКО остаётся в современных условиях единственной межправительственной организацией системы ООН, которая, обладая специфическим инструментом и уникальной возможностью взаимодействия в культурно-гуманитарной области, может существенным образом влиять на концептуальное содержание и механизм культурно-гуманитарного сотрудничества, что, в свою очередь, будет положительно отражаться на развитии отношений и контактов между странами» [1].

А. Т. Белекова справедливо, по нашему мнению, отмечает: «В связи с масштабом и серьезностью новых опасностей, которые угрожают объектам всемирного культурного и природного наследия, все международное сообщество должно участвовать в охране общего мирового наследия, оказывая коллективное содействие, которое, не заменяя деятельности заинтересованного государства, на территории которого находится ценность, ее эффективно дополнит» [2].

Новые угрозы связаны с политизацией всемирного культурного и природного наследия, когда угрозы или уничтожение объектов культурного и природного наследия, уже включенных в Список Всемирного наследия, используются различными политическими силами террористическо-экстремистского характера, религиозными фанатиками, представителями враждующих сторон международных и внутригосударственных конфликтов, и др. в целях шантажа, преступного обогащения, привлечения внимания мирового сообщества, демонстрации своей фанатической преданности новым религиозным или революционным псевоидеалам, и т.п. Примером таких относительно новых в новейшей мировой истории событий являются разрушение талибами в 2001 г. гигантских древних

(полутора тысячелетних) статуй Бамианских Будд1 [3] в Афганистане, разрушение в 20122013 годах исламистской группировкой «Ансар Дайн» (признанной террористической во многих странах, включая Россию) объектов религиозно-исторического наследия Тимбукту в Мали, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе древних мавзолеев мусульманских святых, мечетей, сожжение здания исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тысяч арабских и древнегреческих рукописей, и др., что вызвало острую реакцию мирового сообщества, ООН, ЮНЕСКО, и др. в 2016 г. Международный уголовный суд вынес историческое решение, приговорив лидера малийских экстремистов к тюремному заключение и выплате репараций. Это результат длительных по времени усилий ЮНЕСКО и других организаций, «первый в истории случай, когда разрушение памятников культуры было классифицировано как военное преступление, и первое дело в истории МУС, полностью посвященное преднамеренному разрушению культурного наследия» ([.

Особое значение для актуализации проблем сохранения объектов Всемирного культурного и природного наследия имело уничтожение и разграбление боевиками ИГИЛ культурных, религиозных и археологических объектов в Сирии, Ираке, Ливии .

Среди официальных документов, разработанных ЮНЕСКО по проблеме защиты культурного наследия, необходимо выделить резолюцию 38 C/48 – стратегию ЮНЕСКО по защите культуры и поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта, принятую на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2015 года. Стратегия определяет приоритетные направления деятельности Организации и выявляет необходимые ресурсы для их реализации. Согласно положениям резолюции, ЮНЕСКО ставит перед собой две взаимосвязанные цели: «укрепление способности государств-членов предотвращать, уменьшать и ликвидировать ущерб, причиняемый культурному наследию и разнообразию в результате конфликта путем развития институционального и профессионального потенциала для усиленной защиты; включение защиты культуры в гуманитарную деятельность, стратегии в области безопасности и процессы миротворчества путем взаимодействия с соответствующими заинтересованными сторонами вне сферы культуры» [4].

Преднамеренные атаки на культурное наследие связаны с намерением использовать уничтожение культурных ценностей в качестве средства ведения войны. Эта форма различного по своим проявлениям надругательства над культурой наряду с агрессивной пропагандой является характерной чертой современных войн, особенно в ходе международных вооруженных конфликтов и внутригосударственных вооруженных конфликтов с участием негосударственных сторон [4].

В 2017 г. Генеральный директор ЮНЕСКО выступила в Совете Безопасности ООН с докладом «Поддержание международного мира и безопасности: уничтожение и незаконный оборот объектов культурного наследия террористическими группировками и в условиях вооружённого конфликта», после чего Совет Безопасности единогласно принял Резолюцию 2347 о защите культурного наследия .

Выступление Генерального директора ЮНЕСКО в Совете Безопасности ООН стало первым в истории такого рода случаем. «Резолюция 2347 стала первой в истории резолюцией

Совета Безопасности ООН, направленной на защиту культурного наследия. Единодушная поддержка данной резолюции отражает признание важности охраны наследия в целях поддержания мира и безопасности» .

В ноябре 2017 г. Совету Безопасности ООН был представлен 1-й доклад по Резолюции 2347 СБ ООН о защите культурного наследия [5], подготовленный под руководством ЮНЕСКО в сотрудничестве с Управлением ООН (ЮНОДК) и Группой по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями. Резолюция и Доклад также призывают все государства-члены, которые еще этого не сделали, рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и протоколов к ней, а также Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного оборота культурных ценностей 1970 г. и других соответствующих международных конвенций» .

В настоящее время в условиях конфликтного миропорядка особый смысл приобретает деятельность ЮНЕСКО по защите культурного наследия в условиях вооруженного конфликта, при этом, угрозы и новые аспекты обеспечения международной безопасности в культурно-нравственной сферах, требуют концептуально обновленного осмысления, интенсификации работы, снижения градуса политизации в деятельности ЮНЕСКО, наведению между государствами мостов дружбы и сотрудничества, укрепления идеологии мира и сотрудничества на основе универсальных общечеловеческих ценностей.

Список литературы О защите культурных ценностей в деятельности ЮНЕСКО в условиях современных вооруженных конфликтов

  • Арсанова Т. Е. Роль ЮНЕСКО в современных условиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. №5 (73). С. 83-89. EDN: XSBXYP
  • Белекова А. Т. Возрастающая роль и ответственность ЮНЕСКО в сохранении памятников культурно-исторического наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. №1(19). С. 1-9. DOI: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-1-9 EDN: HHCBDR
  • Воробьёва Ю. В. Секьюритизация всемирного культурного наследия: на примере деятельности Итальянской Республики: автореф. дис.. канд. полит. наук. М., 2021. 30 с. EDN: YPNMLF
  • Грецкая О. С. Международная деятельность ЮНЕСКО по спасению культурного наследия Ирака и Сирии в 2015-2017 гг // Nauka. me. 2017. №3. С. 4-4. EDN: YNFMSV
  • Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. М.: Госюриздат, 1957. 46 с.
Статья научная