Об античных и византийских параллелях к современным российским логико-семантическим теориям
Автор: Макаров Дмитрий Игоревич
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 1 (96), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется генезис и вызревание логической теории тождества и подобия Н. Д. Арутюновой, связанный с усвоением теории классов У. О. Куайна и - на более глубинном уровне - с идеями Порфирия о базовых предикабилиях. Второй предмет работы - теория коммуникации Е. В. Падучевой, которую мы предлагаем рассматривать как часть более общей «теории Остина - Гадамера - Падучевой» ввиду созвучия идей этих мыслителей и типологические переклички идей Падучевой и византийского философа XIV в. Феодора Метохита. Н. Д. Арутюнова во многом преодолевает номинализм Порфирия, уча о реальном и уникальном бытии единичного (личности) в мире и в искусстве. В качестве еще одного глубинного предыстока ее мысли указывается отрицание византийскими мыслителями - преемниками Порфирия понятия частной сущности как дезориентирующего онтологию и подрывающего реальность воплощения всеобщего (родовых и видовых признаков, а также сущности) в единичном. Воззрения Падучевой и Арутюновой, сформулированные обеими исследовательницами в 80- 90-е гг. ХХ в., являют собой показательный пример оживления аристотелевской традиции в новейшей русской философии. Непосредственным предтечей Арутюновой в этом деле был свящ. П. Флоренский. В «Столпе и утверждении Истины» он критиковал с позиций, близких Порфирию, жесткий эссенциализм поздней латинской схоластики в лице Франсиско Суареса. Работы Арутюновой позволяют понять то, что личность - понятие духовное и интенсиональное, не исчерпывающееся суммой внешних предикаций.
Порфирий, «Вторая аналитика» Аристотеля, Феодор Студит, свящ. Павел Флоренский, У. О. Куайн, Е. В. Падучева, Н. Д. Арутюнова, частная сущность, личность, предикабилии
Короткий адрес: https://sciup.org/140257023
IDR: 140257023 | DOI: 10.47132/1814-5574_2021_1_168
Список литературы Об античных и византийских параллелях к современным российским логико-семантическим теориям
- Арутюнова (1999) — Арутюнова Н. Д. Общая и частная оценка // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М., 1999. (Язык. Семиотика. Культура). С. 183-224.
- Витгенштейн (2005) — Витгенштейн Л. Избранные работы / Пер. с нем. и англ. B. Руднева. М., 2005. (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия «Философия»). 440 с.
- Кант (2016) — Кант И. Критика практического разума / Пер. с нем. Н. М. Соколова; вступ. ст. К. Форлендера. СПб., 1908 (репр.: М., 2016). 170 с.
- Куайн (1982) — Куайн У. О. Референция и модальность / Пер. с англ. Е. В. Падучевой // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Логика и лингвистика (Проблемы референции) / Сост., ред. и вступ. ст. Н. Д. Арутюновой. М., 1982. С. 87-108.
- Маритен (2006) — Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики / Пер. с франц. В. П. Гайдамака. М., 2006. (Bibliotheca Ignatiana. Богословие, духовность, наука). 216 с.
- Сепир (1993) — Сепир Э. Личность [1934] // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Общ. ред. и вступит. ст. А. Е. Кибрика. М., 1993. (Филологи мира). C. 582-586.
- Феодор Метохит (2020) — Феодор Метохит. Слово 10. О нравственных проблемах, или Об образованности / Пер. со среднегреч. и вступ. ст. Д. И. Макарова; Коммент. Д. И. Макарова и Я. Полемиса. СПб., 2020. 256 с.
- Флоренский (1990) — Флоренский П. А., свящ. Столп и утверждение Истины. Т. I (2). М., 1990. (Из истории отечественной философской мысли).
- Цвейг (2017) — Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины / Пер. с нем. О. Бо-ченковой // Цвейг С. Письмо незнакомки / Пер. с нем. СПб., 2017. С. 237-306.
- Aristotelis Analytica — Aristotelis Analytica priora et posteriora / Ed. W. D. Ross, L. Minio-Paluello. Oxonii, 1968. 198 р.
- Kotzabassi (1996) — Kotzabassi S. Eine Akolouthie zu Ehren des Philotheos Kokkinos // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 1996. Bd. 46. S. 299-310.
- Porphyrii Introductio — Porphyrii Introductio in Aristotelis Categorias // Porphyrii Isagoge et in Aristotelis Categorias commentarium / Ed. А. Busse. Berlin, 1887. (Commentaria in Aristotelem Graeca, IV/1). Р. 1-22.
- Porphyrii Introductio in Aristotelis Categorias a Boethio trans^s // Porphyrii Isagoge et in Aristotelis Categorias commentarium / Ed. А. Busse. Berlin, 1887. (Commentaria in Aristotelem Graeca, IV/1). Р. 25-51.
- Quine (1960) — Quine W.V O. Word and Object. Cambridge, MA, 1960. 296 р.
- Quine (1970) — Quine W.V. Natural Kinds // Essays in Honor of Carl G. Hempel / Ed. C. Hempel, D. Davidson, N. Rescher. Dordrecht, 1970. P. 41-56.
- Teodoro Metochites (1969) — Teodoro Metochites. Saggio critico su Demostene e Aristide / A cura di M. Gigante. Milano-Varese, 1969. (Testi e documenti per lo studio dell'antichita, XXVII). 122 р.
- ©EoSwpog Метох^тщ (2002) — Oeoöapog Метох(тцд. 'Нбькод ^ nepl naiSeiai / Elaaywy^ — Кртк] eköoct^ — Метафрастп — ХпИЕ1исте1| «по 'I. А. ПоХецп- Ä9r|va2, 2002. (Kei^eva ßuZavтlv^i XоYотEхvíai, 1). 338 ст.
- Аверинцев (1996а) — Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. (Язык. Семиотика. Культура). С. 329-346.
- Аверинцев (1996б) — Аверинцев С. С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. (Язык. Семиотика. Культура). С. 319-328.
- Бенвенист (1974) — Бенвенист Э. Формальный аппарат высказывания // Его же. Общая лингвистика / Пер. с франц. М., 1974. С. 311-319.
- Кубрякова (2012) — Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики [1994] // Кубрякова Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. М., 2012. (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). С. 13-35.
- Макаров (2017) — МакаровД. И.Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII-XIV вв.: некоторые наблюдения. Екатеринбург, 2017. 92 с.
- Макаров (2019) — Макаров Д. И. От мариологии до тритеизма: о возможных поздне-византийских параллелях к идеям Леонтия Византийского и Иоанна Филопона (Феофан Никейский, Иоанн XI Векк, Георгий Мосхамбар). Часть первая // Библия и христианская древность. Сергиев Посад, 2019. № 3 (3). С. 140-174.
- Макаров (2020) — Макаров Д. И. Концепт частной сущности в эпоху догматических споров и в поздневизантийской мысли // Логика и онтология в византийской догматической полемике. Очерки / Под ред. Д. С. Бирюкова и В. М. Лурье. СПб., 2020. С. 159-168.
- Марков (2018) — Марков A.B. Образ Мессиана в поэзии Аверинцева // Вестник Саратовской государственной консерватории: вопросы искусствознания. Саратов, 2020. № 2 (8). С. 7-13.
- Милош (2018) — Милош Ч. Достоевский и западное религиозное воображение // Милош Чеслав. Земля Ульро / Пер. с польск. Н. Кузнецова; Послесл. Кшиштофа Чижевского. СПб., 2018. С. 113-121.
- Падучева (2010а) — Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью. Референциальные аспекты семантики местоимений / Отв. ред. В. А. Успенский. Изд. 6-е, испр. М., 2010.
- Падучева (2010б) — Падучева Е. В. Рассказ Набокова «Набор» как эксперимент над повествовательной нормой // ПадучеваЕ. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. (Язык. Семиотика. Культура). С. 385-393.
- Падучева (2010в) — Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. (Язык. Семиотика. Культура).
- Петров (2008) — Петров В. В. Онтология Максима Исповедника: трансформация античной парадигмы // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 161-166.
- Руднев (2005) — РудневВ. П. Комментарий к «Логико-философскому трактату», п. 3.12 // Витгенштейн Людвиг. Избранные работы / Пер. с нем. и англ. В. Руднева. М., 2005. (Университетская библиотека Александра Погорельского. Серия «Философия»). С. 58.
- Успенский (1996) — Успенский Б. А. Предисловие // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996. (Язык. Семиотика. Культура). С. 3-7.
- Храковский (2009) — Храковский В. С. Гл. 1. Таксис: семантика, синтаксис, типология // Типология таксисных конструкций / Отв. ред. В. С. Храковский. М., 2009. С. 11-116.
- Erismann (2017) — Erismann C. Meletius Monachus on individuality: a ninth-century Byzantine medical reading of Porphyry's logic // Byzantinische Zeitschrift. 2017. Bd. 110/1. P. 37-60.
- Erismann (2018) — Erismann Ch. "To be circumscribed belongs to the essence of man". Theodore of Stoudios on Individuality, Circumscription and Corporeality // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. 2018. Bd. 68. S. 225-238.
- Knuuttila (2019) — Knuuttila S. Epistemic Logic in Aristotle // Aristotle on Logic and Nature / Ed. J.-I. Lindén. Leuven; Paris; Bristol, CT, 2019. (Aristote. Traductions et études). P. 85-102.
- Lemaire (2019) — Lemaire J. Vers les categories et au-delà. Porphyre et le traité des Catégories // Qu'est-ce qu'une catégorie? Interprétations d'Aristote / Études réunies par V. Brière et J. Lemaire. Louvain-la-Neuve, 2019. (Aristote. Traductions et études). P. 363-377.
- MacIntyre (1981) — MacIntyre A. After Virtue. A Study in Moral Theory. Notre Dame; London, 1981. 3rd ed. 286 p.
- Shawcross (2017) — Shawcross Th. Theories of Decline from Metochites to Ibn Khaldün // The Cambridge Intellectual History of Byzantium / Ed. A. Kaldellis, N. Siniossoglou. Cambridge, 2017. P. 615-632.