Об истории возникновения министерства народного просвещения
Автор: Киселев А.Ф.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Рубежи российского образования
Статья в выпуске: 1 (26), 2002 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135604
IDR: 147135604
Текст статьи Об истории возникновения министерства народного просвещения
Рубеж столетий всегда вызывает у современников особые чувства. Здесь и грусть по уходящему времени, и радость надежды на век грядущий, и размышления о наследии прошлой эпохи, и желание заглянуть в будущее. Когда уходил в прошлое XVIII в., время будоражило воображение еще и потому, что в России смена веков почти совпала со сменой императора. В ночь с 11-го на 12-е марта 180! г. «скоропостижно от апоплексического удара», как значилось в официальных сообщениях, скончался император Павел 1. Вслед за тем на престол взошел 23-летний Александр. Молодой император знал, что по традиции сразу после коронации он должен, хотя бы в самом общем виде, обозначить ориентиры политики, которой будет придерживаться. Видимо, для него уже сложился идеал государственного правления - просвещенный абсолютизм Екатерины II. 12 марта 1801 г. в манифесте о вступлении на престол Александр заявил, что будет управлять врученным Богом народом «по законам и сердцу в Бозе почившей Августейшей Бабки нашей Императрицы Екатерины Великой, коея память нам и всему Отечеству вечно пребудет любезна, да по ее мудрым намерениям шествуя, достигнем вознести Россию на верх славы».
Юный император твердо решил следовать по стопам Екатерины, а значит, особое внимание уделять делу просвещения, образования и науки.
8 сентября 1802 г. взамен отживших свой век коллегий, восстановленных при Павле I. были утверждены 8 министерств: военно-су-хопугныхсил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.
С введением министерств усиливалось единоначалие, а вместе с ним и ответственность высших государственных чиновников за управление своей отраслью перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и собственную канцелярию. Основными подразделениями министерств стали департаменты во главе с директорами. Департаменты, в свою очередь, делились на отделения во главе с начальниками, а отделения - на столы во главе со столоначальниками.
Первым министром народного просвещения стал екатерининский вельможа, 63-летний действительный тайный советник, член Государственного совета граф Петр Васильевич Завадовский (1739 -1812 гг). Он родился в семье мелкопоместных малороссийских дворян в деревне Красновичи Черниговской губернии. В те времена образование было в основном связано с церковью. Будущий министр вначале учился в иезуитском училище в Орше, а затем в Киевской духовной семинарии, однако служить пошел по статской линии. Он поступает в канцелярию малороссийского генерал-губернатора графа Румянцева - талантливейшего военачальника, прославившего русское оружие в войнах с Турцией, - и служит при нем всю первую русско-турецкую войну. Затем, в 1775 г, принявший самое живое участие в его судьбе Румянцев представляет Завадов-ского императрице Екатерине II. Вскоре красавец Завадовский становится фаворитом Екатерины - тем самым «вельможей в случае», о котором говорится в комедии Грибоедова «Горе от ума».
«Случай» длился недолго - менее двух лет. Однако умный, красивый, покладистый Завадовский за это время приобрел при дворе прочные связи, особенно с канцлером Безбородко, и «не канул в Лету», а, напротив, получил звание сенатора, члена Государственного совета. В конце царствования Екатерины он управлял Дворянским и Государственным заемными банками. К тому же Екате-
^^^ .^№Щ^
ОБРАЗОВАНИЯ $№^^
рина щедро одарила его поместьями, и За-вадовский стал состоятельным человеком.
( Удачно сложилось для Завадовского и правление Павла, который не терпел фаворитов своей матери, но для Петра Васильевича сделал исключение и даже возвел е. о в графское достоинство, наградил Андреевской лентой, назначил главным директором банков, сенатором. Однако в 1800 г. последовала опала. П.В. Завадовский удалился на житье в свое поместье. Но связи в Петербурге остались. Главное-опытный вельможа сумел расположить к себе наследника. Император Александр уже в день своего воцарения вызывает новоиспеченного графа ко двору, и 5 июля 1801 г. тот становится председателем Комиссии составления законов, затем министром народного просвещения (до 1810 г.), а далее вплоть до кончины возглавляет департамент законов Государственного совета.
Для нас сегодня важна не столько личность П.В. Завадовского, сколько документы, вышедшие из Министерства народного просвещения, работавшего под его началом. Первым узаконившим государственную систему образования в России актом стали утвержденные 24 января 1803 г. «Предварительные правила народного просвещения». Они имели три главы: «О заведении училищ», «О распоряжении училищ по учебной части», «О распоряжении училищ по хозяйственной части». Фактически Правила устанавливали структуру и систему управления образования, определяли суть «учебной части» и источники финансирования. Исключительно важными и для той поры смелыми, новаторскими были сформулированные в этом документе принципы организации бессословных учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ.
Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты.
Возглавляло систему образования Министерство просвещения. Были образованы 6 учебных округов (Петербургский, Московский, Белорусско-Литовский, Дерп-тский, Казанский и Харьковский). Во главе каждого округа был поставлен университет с его ученой коллегией - советом и попечителем при нем. Ученый совет университета ведал всеми делами в своем учебном округе. Университетский устав 1807 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессоров, собственный суд, право назначать учителей в гимназии и училища округа. С университетом были преемственно связаны 3 ступени общеобразовательных школ: гимназии с 4-летним, уездные училища с 3-летним и приходские с одногодичным курсом обучения.
Сравнение и аналогии весьма условны. Каждая эпоха решает свои задачи, обусловленные состоянием общества. И все же идея учебного округа во главе с университетом оказалась весьма перспективной. Сегодня в порядке эксперимента Министерство образования России организует университетские округа (комплексы), объединяющие все ступени образования от дошкольного до послевузовского, что придает системе цельность, устойчивость, обеспечивает тесную взаимосвязь и преемственность всех ее звеньев и уровней, укрепляет роль университетов как центров образования, науки и культуры и расширяет возможности научно-педагогического сообщества влиять на систему образования и эффективно участвовать в управлении ею.
Современный подход к формированию университетских округов относится к числу традиций отечественного образования, имеющих 200-летнюю историю. Чем разветвление© корневая система, тем жизнеспособнее растение. Древо жизни российского образования имеет свои корни, уходящие в глубь-веков, что обеспечивает ему и устойчивость, и развитие.