Об экранизации романа М. Пуига «Boquitas pintadas»
Автор: Чагина А.П.
Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal
Рубрика: Литературоведение
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье анализируется экранизация романа «Крашеные губки» аргентинского писателя М. Пуига, созданная под руководством режиссера и сценариста Леопольдо Торре Нильсона. Цель работы заключается в определении того, как авторский замысел оригинального произведения воплотился на экране; предпринята попытка заключить, является ли киноадаптация успешной. Для достижения поставленной цели были рассмотрены исследования в области анализа экранизаций литературных произведений; были выявлены ключевые черты оригинального романа, необходимые для понимания и раскрытия авторского замысла, на основе которых анализировалась экранизация. При рассмотрении киноадаптации учитывались литературоведческие критерии (сюжет, тема, образы и характеры героев и др.), также во внимание принималась художественная специфика киноязыка. Был сделан вывод о том, что киноадаптация романа «Крашеные губки» во много следует за сюжетом оригинала, удалось сохранить некоторые черты авторского стиля М. Пуига и передать характеры и образы большинства героев. Однако фильм значительно уступает оригинальному произведению в глубине и многогранности, что связано с упущением важных черт, характерных для романа: центральная роль танго и болеро; игра с жанрами и пародийность; элементы массовой культуры; сложные повествовательные структуры и др. Определение успешности экранизации основано на субъективных критериях и зависит от позиции и точки зрения, поэтому фильм «Крашеные губки» можно считать как успешной киноадаптацией романа М. Пуига, поскольку она воспроизводит сюжет и сохраняет характеры персонажей оригинала, так и не успешной, поскольку она не привносит ничего нового в понимание романа М. Пуига, а, напротив, в значительной степени упрощает его.
М. пуиг, экранизация, киноадаптация, роман, интермедиальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147241948
IDR: 147241948
Список литературы Об экранизации романа М. Пуига «Boquitas pintadas»
- Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск: Тесей, 2008. 392 с.
- Арутюнян С. М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств: дис. ... канд. ф. наук. М., 2003. 155 с.
- Игнатов К. Ю. От текста романа к кинотексту: языковые трансформации и авторский стиль (на англоязычном материале): дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 196 с.
- Козинцев Г. М. Пространство трагедии (Дневник режиссера). М.: Искусство, 1973. 232 с.
- Мильдон В. И. Другой лаокоон, или о границах кино и литературы: эстетика экранизации. М.: РОССПЭН, 2007. 223 с.
- Леонтович О. А. Проблемы интерсемиотического перевода (на материале зарубежных экранизаций русской классики) // Наука телевидения. 2010. № 7. С. 144-157.
- Романова Т. Н., Черемных Л. И. Экранизация как прием раскрытия идейно-художественного содержания литературного произведения // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2010. № 8. С. 68-73.
- Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. 512 с.
- Damour J. P. Cinéma et littérature // Dictionnaire des littératures de langue française. A-D. Paris, 1996. P.487-488.
- Levine S. J. Manuel Puig: Edipo ronda La Pampa // Cuadernos de literatura. № 31. 2012. P. 48-64.
- McFarlane B. Novel to Film: An Introduction to the Theory of Adaptation. Oxford.: Clarendon Press, 1996. 296 p.
- Mujica B. The Imaginary Worlds of Manuel Puig / Américas, Vol. 38, No. 3, May-June, 1986. P. 2-7.
- Puig M. Querida familia: Tomo 1. Cartas europeas (1956-1962), compilación, prólogo y notas de Graciela Goldchluk, asesoramiento cinematográfico de Ítalo Manzi. Buenos Aires: Entropía, 2005. 393 р.
- Wagner G. A. The Novel and the Cinema. Fairleigh Dickinson University Press: Rutherford, NJ.: 1975. 394 p.