Об этнонимах "бурят", "баргут", "борджигин" в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства "Шонын-Баша"

Автор: Хобраков Цыбик Черип-Цынгеевич, Абаев Николай Вячеславович

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии @vestnik-bsu-human-research-of-inner-asia

Статья в выпуске: 2, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается этимология этнических наименований «бурят», «бар гут» и «борджигин» в связи с этногенетическими истоками бурят-монгольской школы боевого единоборства -«Шонын-баша» («Стиль Небесного Волка»). Авторы выдвигают предположение, что эти этнонимы этимологически связаны с этногеографическим понятием «Баргуджин-Тохум» и с зооморфными тотемными предками тюрков и монголов Внутренней Азии (тюркск. б.р.; бур-монг. шоно), которые стали тотемистическими покровителями бурят-монгольской школы боевого искусства «Шонын-баша».При этом выдвигается концепция о том, что этноним б.р. в форме «б.р.-га», означающей «произошедший от Небесного Первопредка Волка», стал основой для этнонима «барга» и топонима «Баргузин», от которого произошло понятие «Баргуджин-Тохум». Имя первопредка «монголов Чингис-Хаана»-Борте-Чино, по мнению авторов, тоже связано с этнонимом б.р., который в данном случае повторен дважды в древнетюркской и монгольской формах. В свою очередь, этноним «борджигин» также связан одновременно с этнонимами б.р. и баргут, с одной стороны, и с топонимом Баргузин - с другой.

Еще

Этнонимы "бурят", "баргут", "борджигин", бурятмонгольская школа единоборств "шонын-баша", топонимы баргуджин-тохум (баргузин), тотемные предки, небесный волк

Короткий адрес: https://sciup.org/148315716

IDR: 148315716   |   DOI: 10.18097/2306-753X-2014-2-61-67

Список литературы Об этнонимах "бурят", "баргут", "борджигин" в связи с этногенетическими корнями бурят-монгольской школы единоборства "Шонын-Баша"

  • Абаев Н.В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурятмонголов. Приложение №1. «Кодекс Чести истинного бурята». - Отв. ред. В.М. Мантыков.-Улан-Удэ, 2014.
  • Абаев Н.В. Тэнгрианский культ священных гор и героический эпос монголо-бурят.- Улан-Удэ, 2014.
  • Зориктуев Б.Р. О происхождении и семантике этнонима бурят // Монголо- бурятские этнонимы.-Улан-Удэ, 1996.
  • Балданжапов П.Б. Заметки о топонимике Забайкалья // «Этнографический сборник». - Улан-Удэ.- Вып. 1, 1960.
  • Балданжапов П.Б. Алтан Тобчи.- Улан-Удэ, 1970.
  • Буряадай туухэ бэшэгууд.-Улаан-Уд: Буряадай номой хэблэл, 1992.
  • Жигмитов Б. Гайхамшаг хунуудэр баян юм даа Буряад оромнай: Мугы Лубсан // Бураяд Uнэн.-Улан-Удэ, 2014.
  • Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. - Улан-Удэ, 1972.
  • Чагдуров С.Ш. Эргунэ-хун - прародина монголоязычных родов и племен // Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1997 г.): Докл. Российской делегации.- М., 1997.
  • Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия - прародина всех монголов // Филологический сборник.- Улан-Удэ, 1999.
Статья научная