Об особенностях проведения опроса лиц, в ходе работы по розыску без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах
Автор: Игуменов Антон Сергеевич
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность
Статья в выпуске: 2 (44), 2016 года.
Бесплатный доступ
В представленной статье рассматривается некоторые вопросы организации разыскной работы органов внутренних дел, возникающие в ходе розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах. В частности речь идет о тактике проведения оперативно-разыскного мероприятия опрос. Изложены особенности планирования опроса, очередность его проведения в зависимости от отношения опрашиваемого лица к происшествию, категории лиц подлежащих опоросу, содержание вопросов задаваемых оперативными сотрудниками в обязательном порядке. В статье уделяется особое внимание психологическим аспектам и тонкостям проведения указанного выше оперативно-разыскного мероприятия. Автором изложены наиболее часто применяемые на практике тактические приемы и способы общения с лицами в целях установления их возможной причастности к безвестному исчезновению человека. Так же рассмотрены особенности проведения опороса с использованием полиграфа. Существующие проблемы представлены и рассмотрены автором с учетом его практической деятельности в органах внутренних дел, в том числе и по данной линии работы.
Криминальные обстоятельства, преступление, убийство, уголовное дело, опрос, полиграф, версия
Короткий адрес: https://sciup.org/142232675
IDR: 142232675
Текст научной статьи Об особенностях проведения опроса лиц, в ходе работы по розыску без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах
Розыск без вести пропавших является одной из важнейших задач оперативноразыскной деятельности (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»). Функционально ее решение возложено на подразделения уголовного розыска. По данным Министерства внутренних дел Российской

Федерации, в нашей стране каждый год в розыске находятся более 120 000 без вести пропавших людей, что можно сравнить с населением небольшого города. Кроме того, ежегодно объявляется в розыск еще свыше 70 000 человек. Ежегодно устанавливается местонахождение более 65 000 [3, с. 3–5]. В среднем около 5–8% случаев безвестного исчезновения рассматриваются как криминальные и по ним возбуждаются уголовные дела, преимущественно по ст. 105 УК РФ. Как показывает практика, своевременное возбуждение уголовного дела по факту исчезновения лица в 40% случаев позволяет в течение двух месяцев раскрыть убийство, замаскированное под безвестное исчезновение [1, с.19].
Если рассмотреть статистику на примере Республики Башкортостан то по данным ИЦ МВД по РБ обстановка по данной линии работы представляется следующим образом:
-
˗ в 2013 году розыску подлежало 1295 без вести пропавших, из них разыскано 413, остаток не разысканных составил 882. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 20 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, лишь по 5 из которых обнаружены тела, причина смерти которых в силу сильных гнилостных изменений не установлена;
-
˗ в 2014 году: розыску подлежало 1119 без вести пропавших, из них разыскано 239, остаток не разысканных составил 880. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 12 уголовных дел по ст. 105 УК РФ. Обнаружены тела: 3 пропавших с признаками насильственной смерти и 2 тела с сильными гнилостными изменениями, в силу чего причина смерти не установлена;
-
˗ в 2015 году: розыску подлежало 1135 без вести пропавших, из них разыскано 250, остаток не разысканных составил 853. По факту безвестного исчезновения лица возбуждено 35 уголовных дел по ст. 105 УК РФ, только 16 из которых раскрыты.
Приведенные статистические данные вызывают обоснованную обеспокоенность как общественности так и руководства ОВД.
При розыске таких лиц следует учитывать признаки, по которым исчезновение относят к разряду криминальных. Эти признаки нашли нормативное закрепление в Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденной приказом МВД России, Генеральной прокуратуры России и СК при прокуратуре России от 16 января 2015 года № 38/14/5. К планированию первоначальных оперативно-разыскных мероприятий, а также сбору и накоплению сведений о криминальных обстоятельствах исчезновения лиц, необходимо приступать с момента поступления заявления или сообщения о безвестном исчезновении. В первую очередь оперативный сотрудник обязан опросить заявителя. Затем опрашиваются родственники и знакомые исчезнувшего лица, осуществляется наведение справок, разработка подозреваемых.
В ходе проведения опроса необходимо собрать сведения относительно фактов, предшествующих исчезновению, а так же обстоятельств при которых это произошло. Целесообразно выяснить информацию о психическом и физическом состоянии без вести пропавшего, а так же о его взаимоотношениях с родственниками, друзьями и иными связями.
Круг опрашиваемых лиц должен быть максимально широк. Зачастую важные сведения могут быть получены от работников коммунальных служб, здравоохранения, банков, транспорта и иных учреждений, с которыми разыскиваемый мог встречаться незадолго до исчезновения. В процессе опросов не менее важно выявлять информацию, негативно характеризующую личность разыскиваемого (приверженность к употреблению наркотических средств, нетрадиционная сексуальная ориентация, занятие проституцией, уклонение от выплаты долгов), которую скрывают либо не знают родственники. Анализ данной информации может позволить сузить круг подозреваемых.
Следует отметить, что информация из памяти отдельных лиц, нередко может быть единственным источником сведений, могущим пролить свет на причины исчезновения человека. Информация, хранящаяся в памяти, может передаваться в словесной, либо кодированной, письменной форме (дневники, письма, записные книжки). Она, совместно со сведениями, 116
снятыми с материальных объектов, позволяет составить представление о личности, ее поведении, обстоятельствах того или иного события. Во многих случаях показания связей пропавшего и иных лиц, а так же различные документы, изъятые в ходе розыска – это единственные источники основополагающей информации. Кроме того, требуется учитывать, что показания, полученные от опрашиваемых лиц, в значительной мере зависят от особенностей их психического состояния – возможностей памяти, способностей мышления, эмоционального состояния, а также от мотивации (наличие или отсутствие желания оказать содействие в розыске), что сказывается на достоверности полученной информации и влечет необходимость перепроверок.
Важность тщательной отработки ближайших связей разыскиваемого лица обусловлена тем, что, по данным МВД России, около 86 % пропавших без вести, пострадавших в результате преступлений, стали жертвами своих близких родственников (36 %), друзей (44.3 %), сексуальных партнеров (5.5 %) и только 14 % – посторонних лиц.
Интерпретация показаний и поведения заявителей, родственников, друзей или иных связей разыскиваемого, позволяет предположить, либо исключить их причастность к событию исчезновения и оценить осведомленность об его истинных причинах. В первом случае такое предположение обусловливает выбор только одной базовой версии (версии о преступлении) и концентрацию усилий на ее проверке.
Опрашивая связи пропавшего, сотрудник розыскного подразделения обязан не упустить имеет ли место заинтересованность кого-либо из родственников, друзей или иных связей разыскиваемого в отрицательных результатах его розыска. Подобная заинтересованность в большинстве случаев может зависеть от причин связанных с материальной составляющей, которые не сложно выявить, установив:
-
˗ жилищные условия близких родственников (острая потребность в улучшении жилплощади, в том числе, за счет пропавшего), особенности содержание завещания при его наличии;
-
˗ каков порядок установления опеки над имуществом (недвижимость, транспорт, денежные вклады, ценные бумаги и др.) в случае признания гражданина безвестно отсутствующим;
-
˗ какова очередность наследования, в случае признания пропавшего лица умершим;
-
˗ имелись ли у разыскиваемого и его связей долги и должники.
По последнему пункту рекомендуется тщательная проверка, которую необходимо направить на установление характера отношений должников или кредиторов с разыскиваемым, его родственниками, друзьями и иными связями, так как может иметь место инсценировка безвестного исчезновения, связанная с уклонением «пропавшего» от уплаты долга, либо от угроз, поступающих при попытке взыскать долг.
Естественно, что приведенный выше перечень причин имеющих материальную подоплеку не исчерпывающий, однако они, в отличие от конфликтов, возникающих между разыскиваемым и его связями (в семье, на работе, в дружеском кругу), доступны выявлению еще при проведении первоначальных оперативно-разыскных мероприятий. Информация, получаемая от лиц, которые могут быть заинтересованы в устранении лица, в первую очередь подлежит перепроверке и уточнению с использованием таких приемов, как детализация показании, постановка контрольных вопросов, привлечение независимых источников. Установив, что кто-либо из родственников, друзей или иных связей пропавшего мог желать его исчезновения, необходимо убедиться, что данное желание действительно присутствует, т.е. требуется выявить объективные признаки заинтересованности в отрицательном исходе розыска, либо их отсутствие.
Такие признаки проявляются в характере сведений, предоставляемых опрашиваемыми лицами, а также в изменениях их поведения (так называемые «улики поведения»), которые можно зафиксировать в определенных, искусственно созданных, либо естественно сложившихся ситуациях.
К таким ситуациям можно отнести:
-
1. Поведение и характер показаний при опросе.

Инсценировка безвестного отсутствия – это действенный прием маскировки преступления. Естественно, что лицо, причастное к преступлению, послужившему причиной исчезновения человека, стремится использовать преимущества положения, в том числе направлением хода розыска в желательном для себя направлении. Вместе с тем, любые противоправные действия, совершенные лицом, как и сведения о таких действиях, которыми лицо обладает, но должно скрывать, отражаются в нервно-эмоциональном напряжении, возникающем у него при обращении к теме, касающейся этих действий, тем более при общении с сотрудниками правоохранительных органов.
Таким образом, кроме случая полного отказа от беседы с сотрудником, возможны два типа поведения опрашиваемых лиц, каждый из которых содержит определенные признаки, указывающие на возможную причастность или осведомленность к безвестному исчезновению человека. Для фиксации подобного поведения рекомендуется применять такой прием, как предложение сотрудника розыска опрашиваемому выдвинуть собственные версии. Значимыми следует считать следующие реакции собеседника:
-
1) Категоричный отказ, подчеркнутое отрицание своей способности предположить какую-либо версию исчезновения. Подобный ответ еще не указывает на отсутствие сведений или возможностей выдвинуть версии. Более вероятно, что он говорит о нежелании сотрудничать с правоохранительными органами. Причины отсутствия такого желания могут быть различными, неприязнь к сотрудникам органов внутренних дел; убежденность в отсутствии их возможности обнаружить разыскиваемого; наличие обстоятельств, связанных с исчезновением, которые могли бы скомпрометировать опрашиваемого; наличие эмоционального напряжения, упомянутого выше, испытывая которое, лицо опасается привлечь внимание сыщиков или случайно выдать информацию о скрываемых обстоятельствах. Если причина подобного отказа не ясна, в любом случае требуется дополнительная проверка опрашиваемого лица.
-
2) Согласие и предложение версии, если при этом опрашиваемое лицо пытается навязать сложно-проверяемые версии, либо такие версии, проверка которых требует значительного периода времени (например, версия о выезде пропавшего за пределы РФ или региона), отклоняя значительно более вероятные, но быстро проверяемые предположения.
-
2. Поспешное распоряжение имуществом.
-
3. Необоснованно длительный период времени до обращения в органы внутренних дел с момента исчезновения.
Частично на возможную причастность лица к исчезновению, могут указывать такие признаки как характер и общий эмоциональный тон опроса. Опрашиваемый схематично излагает сведения о фактах и событиях, уклоняется от их детализации, старается держаться максимально сосредоточенно и настороженно, часто задает уточняющие вопросы и переспрашивает, пытаясь получить время для обдумывания ответа.
В обязательном порядке следует обращать внимание на факты детально совпадающих показаний нескольких лиц из числа связей разыскиваемого, либо осведомленных об обстоятельствах его исчезновения. Такие показания можно выделить по наличию совпадений в «тонких деталях», на которые при обычных условиях люди не обращают внимания и (или) быстро забывают. Выявление таких фактов может свидетельствовать о наличии сговора между определенной группой лиц и заучиванием предстоящих показаний. Если противоречия можно объяснить неосведомленностью или забывчивостью, то заучивание показаний с большой долей вероятности указывают на попытку оказать влияние на ход розыска и позволяют выделить лиц, представляющих оперативный интерес по данному делу. Для сотрудника подразделения розыска важно выявить сам факт подобных показаний. Чем конкретнее «заученные» показания тем легче их опровергнуть.
Результаты визуального наблюдения за реакцией и поведением излагаются в справке, либо рапорте, которые приобщаются к проверочным материалам или розыскному делу. Для фиксации эмоционального тона беседы рекомендуется скрытное применение аудиозаписи. Повторное прослушивание записанного позволяет лучше проанализировать поведение опрашиваемого лица, выделяя перемены интонаций, тона, оговорки, паузы, которые невозможно отметить в ходе письменного протоколирования.
Действия, к которым можно отнести случаи спешного уничтожения или продажи личного имущества пропавшего (одежды и предметов личного обихода и др.), перестановка и обновление мебели, ремонт в жилище, могут указывать на уверенность лица (лиц) в том, что пропавший не вернется.
Данный признак является косвенным и является ценным в определенной розыскной ситуации, которая отвечает следующим требованиям:
-
˗ в органы внутренних дел обращаются родственники или близкие пропавшего, поддерживавшие с ним тесные отношения, либо совместно проживавшие;
-
˗ пропавшее лицо ранее не пропадало и не уходило из дома без предупреждения на длительный срок;
-
˗ у близких не было оснований полагать, что разыскиваемый выехал куда-либо на длительный период времени.
-
4. Отсутствие со стороны близких собственных действий по розыску.
В том случае, если заявление о розыске обратились самые близкие родственники пропавшего (родители, дети, супруг(а)), необходимо обращать внимание на их действия до подачи заявления и в течение времени, предусмотренного на проверку сообщения в порядке ст. 144-145 УПК РФ. В числе таких действий, предпринимаемых по их инициативе, может быть названо:
-
˗ посещение больниц, моргов, бюро регистрации несчастных случаев, с целью сверки примет пропавшего с учетами неопознанных трупов и неизвестных больных;
-
˗ поездки в отдаленные районы города и пригороды с целью посещения квартир и дач друзей и знакомых и беседы с ними на предмет выявления фактов появления разыскиваемого;
-
˗ обращение к экстрасенсам и частным детективам.
Как показывает практика, родственники разыскиваемого, как правило, оказывают активное содействие сотрудникам розыскных подразделений. Полное отсутствие какой-либо активности направленной на розыск пропавшего со стороны близких для него людей, в сочетании с заинтересованностью одного или нескольких из них в отсутствии результатов розыска, ни как не может расцениваться как равнодушие. Подобное поведение требует дополнительной проверки данных лиц.
Опрос вышеперечисленных категорий лиц следует начинать с предложения рассказать все известное по существу дела. Во время рассказа опрашиваемого прерывать его без крайней необходимости нецелесообразно, а возникающие в процессе рассказа вопросы необходимо записывать. После завершения рассказа следует перейти к вопросам. Круг вопросов должен быть заранее определен и записан на листе бумаги в форме перечня вопросов, к ним нужно прибавить вопросы, возникающие в ходе рассказа опрашиваемого. Очередность вопросов определяется исходя из тактической целесообразности [2, с. 20].
В настоящее время оперативно-разыскная деятельность неразрывно связана с использованием полиграфных устройств («детектор лжи»). Данные устройства регистрируют показатели психоэмоционального стресса при опросе различных категорий лиц по фактам преступлений, участниками или свидетелями которых они были. Опыт использования полиграфа в работе по раскрытию преступлений показал его достаточно высокую эффективность по выявлению лиц представляющих оперативный интерес в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Всем выявленным лицам, представляющим оперативный интерес, могущим быть причастными к исчезновению пропавшего, либо располагающим какими-либо сведениями о данном событии, необходимо предлагать пройти опрос с использованием полиграфа.
Полиграф фиксирует изменение физиологических параметров организма человека, связанных с возникновением стрессовых реакций, возникающих в ответ на эмоционально значимые вопросы. К используемым психофизиологическим параметрам можно отнести частоту пульса, дыхания, кровенаполнение сосудов, артериальное давление и т.д. Данные пара- 119
метры измеряются специальными датчиками, что с высокой степенью точности позволяет дифференцировать реакцию обследуемого лица на значимые вопросы.
Предложение пройти опрос с использованием полиграфа рекомендуется делать любому лицу, которое может быть причастно к исчезновению или располагает сведениями о судьбе пропавшего. Любая форма отказа от такого опроса, требует обязательной последующей оперативной разработки данного лица по специальному плану. При согласии, ход дальнейшей работы зависит от результатов опроса.
Список литературы Об особенностях проведения опроса лиц, в ходе работы по розыску без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах
- Панфилов В.В., Скосарев В.В. О розыске лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах / Оперативно-розыскная работа. 2003. № 3.
- Правовые и организационно-тактические особенности розыскной работы в ОВД: курс лекций. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015.
- Тамбовцев А.И. Проблемы ведомственного регулирования розыска лиц, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах / Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: Межвуз. сб. науч. тр. Омск: Омская академия МВД России, 2012. № 3.