Об особенностях возрастной идентичности в рок-культуре

Автор: Дюкин Сергей Габдульсаматович

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Феномены социального развития

Статья в выпуске: 3 (52), 2019 года.

Бесплатный доступ

В условиях общей трансформации культуры от индустриального к информационному (постиндустриальному) типу наблюдается трансформация различных типов идентичности. В том числе данный процесс затрагивает идентичность возрастную. Изменения в этой сфере заключаются в том, что социальный возраст начинает отставать от хронологического, в силу чего перманентно воспроизводится подростково-юношеское самосознание. Согласно гипотезе исследования, одним из важнейших инструментов трансформации возрастной идентичности является рок-культура. Инструменты поддержания «молодежной» идентичности в рок-культуре имеют следующую структуру. Инфантилизация сознания и практик порождают отказ от адекватной реализации множества социальных ролей, число которых под воздействием культивируемых имиджей стремительно возрастает. Возникает парадокс, попыткой снятия которого выступает игра. Помимо этого, изменение возрастной идентичности происходит под влиянием ценностной неопределенности, либерализации нормативных установок, обостренной саморефлексии, которая тесно связана с нацеленностью на творчество, являющееся императивом повседневного существования. В качестве дополнительных факторов сохранения юношеско-подростковой идентичности можно рассматривать маргинальность и реализацию девиантных практик, помещаемых в рок-культуре в положительный контекст. Способом сохранения «молодежной» идентичности становится субкультура, обозначающая границы среды и сохраняющая ее целостность.

Еще

Возрастная идентичность, маргинальность, рок-культура, ролевой мораторий, субкультура, ценность

Короткий адрес: https://sciup.org/140244707

IDR: 140244707

Список литературы Об особенностях возрастной идентичности в рок-культуре

  • Аксютина О. Панк-вирус в России. - М.: ЛЕАН, 1999. - 321 с.
  • Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. - 196 с.
  • Интервью № 1. Мужчина 1959 г.р. Записано на диктофон 11.07.17.
  • Интервью № 2. Мужчина 1974 г.р. Записано на диктофон 17.07.17.
  • Интервью № 3. Мужчина 1975 г.р. Записано на диктофон 23.07.17.
  • Интервью № 7. Мужчина 1965 г.р. Записано на диктофон 06.06.18.
  • Интервью № 8. Мужчина 1973 г.р. Записано на диктофон 10.06.18.
  • Интервью № 11. Мужчина 1975 г.р. Записано на диктофон 15.07.18.
  • Интервью № 13. Мужчина 1994 г.р. Записано на диктофон 21.08.18.
  • Интервью № 16. Мужчина 1978 г.р. Записано на диктофон 29.08.18.
  • Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003. - 301 с.
  • Кнабе Г. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры // Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.: РОССПЭН, С-Пб.: Летний сад, 2006. - С. 20-50.
  • Кон И.С.Психология юношеского возраста. - М: Просвещение, 1979. - 175 с.
  • Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990-х гг. в социокультурном контексте / Автореф. дисс.. канд. филолог. нhttp://www.stihi.ru/2015/02/20/3793 (21.12.2018)
  • Мякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода / Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/rok-muzyka-opyt-strukturno-antropologicheskogo-podhoda (03.11.2018)
  • Набок И.Л. Рок-культура как эстетический феномен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/rok-kultura-kak-esteticheskiy-fenomen (29.10.2018)
  • Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 264 с.
  • Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
Еще
Статья научная