Обеспечение доказательств нотариусом и судьей: технико-юридический аспект
Автор: Гасанова Лейли Махмудовна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Теория и практика государственно-правового развития
Статья в выпуске: 2 (27), 2015 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье автор рассматривает актуальные вопросы применения правил и средств юридической техники нотариусом и судьей в процессе осуществления профессиональной деятельности по обеспечению доказательств. Автором разобраны основные правила (требования) юридической техники, регулирующие процесс обеспечения доказательств, особое внимание уделено таким средствам юридической техники, как язык права, юридическая конструкция и правовые символы. На основании проведенного исследования автор предлагает самостоятельные выводы и суждения о применении нотариусом и судьей идентичного профессионального инструментария при обеспечении доказательств.
Нотариус, судья, обеспечение доказательств, юридическая техника, нотариальная деятельность, правосудие
Короткий адрес: https://sciup.org/14973645
IDR: 14973645
Текст научной статьи Обеспечение доказательств нотариусом и судьей: технико-юридический аспект
Вопросы взаимодействия органов судебной системы РФ с нотариатом являются предметом научного изучения для широкого круга исследователей. Не подлежит оспариванию тот факт, что нотариат рассматривается в качестве публично-правового института превентивного правосудия: «…нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия» [3, с. 33].
Важным институтом гражданского процесса является обеспечение доказательств, которое, в свою очередь, может быть правомерно осуществлено как на досудебной стадии, так и непосредственно в судебном процессе, и определяется как оперативное закреп- ление в установленном гражданским (арбитражным) процессуальным законом порядке сведений о фактах, с целью использования их в качестве доказательств при рассмотрении и разрешении гражданских дел в суде или экономических споров в арбитражном суде [6, с. 119].
Тесная связь суда и нотариата в обеспечении функции правосудия прослеживается как в историческом развитии [5, с. 9], целях и принципах организации деятельности (независимость в принятии решений, объективность, беспристрастность, подчинение норме закона), применяемых властных полномочиях от имени государства [3, с. 33], так и в неукоснительном руководстве нормами гражданского и арбитражного процессуального законодательства [1, с. 34].
Большую практическую значимость, на наш взгляд, имеет анализ профессиональной деятельности юриста сквозь призму деятель- ностного подхода, в соответствии с которым юридическая техника играет ключевую роль в совершенствовании права через достижение целей юридической практики [4, с. 387–404].
Предмет юридической техники значительно расширяется: «она предстает как инструментальная часть любой юридической практики» и определяется системой профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, право-интерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания [2, с. 45].
Исходя из учений о юридической технике ее состав включает в себя систему правил (требований) и средств (приемов), с помощью которых обеспечивается достижение целей юридической деятельности.
Сами правила юридической техники регламентируют юридически значимые действия, представляя собой разработанные наукой и (или) официально установленные нормативы, соблюдение которых в процессе юридической деятельности выступает критерием ее качества (разумность, экономичность, обоснованность, целесообразность, законность и т. д.).
Очевидно, что при обеспечении доказательств как нотариус, так и судья руководствуются четко регламентирующими процессуальные действия нормативно-правовыми предписаниями, важнейшей целью которых является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы).
Немаловажными для профессиональной деятельности правоприменителей являются и особые правила правовой теории, сформировавшиеся практикой и разработанные юридическим сообществом, содержащие в себе конкретизацию нормативно-правовых предписаний, конкретные примеры поведения, разъяснения и пр. (постановления пленумов, методические рекомендации, этические принципы).
Обратившись к общесоциальному средству юридической техники – языку права, можно с абсолютной уверенностью констати- ровать полное совпадение характеристик указанной категории применительно к обоим субъектам профессиональной юридической деятельности, рассматриваемым в данной статье. Из выделяемых четырех уровней юридического языка (с точки зрения стилистического своеобразия) [2, с. 115] исполнение нотариусом и судьей своих обязанностей реализуется посредством профессиональной речи юриста, а результаты этой деятельности, оформленные в виде документов, будут подчиняться языку правоприменительных и иных индивидуальных актов.
Документам, сопровождающим действия и закрепляющим их результат (заявления, уведомления, протоколы, постановления), присущи свои реквизиты, обязательные требования, наличие юридических терминов и формулировок, идентифицирующих символов (бланки, подписи, печати), а значит, они могут быть созданы профессионалом, умеющим грамотно использовать технико-языковые средства (язык процессуальных, индивидуально-правовых актов). Важно при этом не забывать об устной, «разговорной» стороне юридической профессии, вбирающей в себя все стили русского языка, обусловленной коммуникацией с «обывателями». Здесь необходима адекватная адаптация узкоспециализированного юридического языка, «упрощение» его формулировок до разговорно-обиходного стиля (например, разъяснения), для максимального усвоения гражданами смысла и значения правовых норм.
Юридическая конструкция [2, с. 134] в динамическом («процессуальном») аспекте выступает как особая процедура юридического мышления, прием практической деятельности нотариуса и судьи. С одной стороны, конструкция обеспечения доказательств получила нормативно-правовое закрепление и ориентирована на непосредственное применение на практике, с другой – субъектами деятельности осуществляется интерпретационное и правоприменительное конструирование. Так, выстраивается логическая цепочка алгоритма последовательных действий: установление объективных фактов; наличие / отсутствие необходимых оснований для совершения действия; принятие заявлений заинтересованных лиц, отвечаю- щих необходимым требованиям; принятие решения о виде будущего действия (допрос / осмотр доказательств / назначение экспертизы); осуществление подготовительных действий (уведомление заинтересованных лиц); установление разумных сроков / определение критериев случаев, «не терпящих отлагательства» (реальная возможность полного уничтожения доказательств в будущем, к примеру, размещенных в Интернете); оценка необходимости привлечения дополнительных лиц (переводчиков, законных представителей); подготовка к назначенному действию (выбор эксперта); оформление результатов юридическим документом (протокол допро-са/осмотра, постановление). При этом все необходимые процедуры должны осуществляться в полном соответствии с нормативно-правовыми предписаниями, основные из которых подлежат обязательному разъяснению привлекаемым лицам (об ответственности, тайне и пр.).
В качестве идентично используемых правовых символов [2, с. 226] следует назвать подписи (письменные словесные символы), оттиски печатей с воспроизведением герба Российской Федерации (предметные символы); общепринятыми символами судьи являются мантия, церемониальный молоток; идентифицирующими нотариуса – бланки единого образца, специальные красные наклейки «звездочки» (конгривки), трехцветные ленты для прошивки документов.
В рамках непосредственного осуществления юридически значимых действий по обеспечению доказательств как судьей, так и нотариусом в чистом виде предстает профессиональная юридическая деятельность, направленная на конечный результат – создание юридического документа, соответствующего всем законодательно установленным требованиям. Анализ изучаемой деятельности позволил сделать вывод о том, что указанными правоприменителями используется аналогичный инструментарий юридической техники.
Дальнейшие исследования в этой области позволят решать проблемные вопросы, лежащие в плоскости технико-юридического совершенствования – значительного улучшения как качества законодательства, так и тре- бований, предъявляемых к субъектам профессиональной деятельности, к качеству применения ими своих профессиональных навыков.
Список литературы Обеспечение доказательств нотариусом и судьей: технико-юридический аспект
- Бегичев, А. В. Проблемы взаимодействия суда и нотариата в вопросах обеспечения доказательств/А. В. Бегичев//Нотариальный вестник. -2011. -№ 4. -С. 31-39.
- Давыдова, М. Л. Юридическая техника (общая часть)/М. Л. Давыдова. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. -292 с.
- Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного правосудия: использованные возможности/В. Жуйков//Российская юстиция. -1998. -№ 7. -С. 33-34.
- Карташов, Н. В. Юридическая практика/Н. В. Карташов//Общая теория права: курс лекций/под общ. ред. В. К. Бабаева. -Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. -С. 387-404.
- Москаленко, И. В. Взаимодействие нотариальной и судебной систем/И. В. Москаленко, М. Н. Москаленко//Нотариус. -2013. -№ 1. -С. 8-10.
- Треушников, М. К. Судебные доказательства/М. К. Треушников. -М.: Городец, 2005. -288 с.