Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные аспекты
Автор: Андрейцо Сергей Юрьевич, Грипп Эльвинахарисовна, Яхина Юлия Харисовна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Международные отношения и внешняя политика. Международное и европейское право
Статья в выпуске: 3 (45), 2016 года.
Бесплатный доступ
В ч. 3 ст. 62 Конституции России закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Однако существует множество проблем, связанных с обеспечением прав иностранных граждан в Российской Федерации. В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости интегрирования и адаптации мигрантов, однако какой будет результат интеграции, какой должен быть интегрированный эмигрант, такого рода вопросы остаются открытыми. Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан лежат не столько в законодательстве, сколько в правоприменительной практике. Реализация иностранными гражданами социальных прав в целом затруднена тем, что предусматривается предоставление услуг социальных, только лицам имеющим, либо временную, либо постоянную регистрацию. Для разрешения проблем предлагается принятие мер в сфере интеграции, адаптации и защиты прав иностранных граждан в Российской Федерации.
Миграция, права человека, мигранты, рабочая сила, труд, интеграция, адаптация, временное проживание, вид на жительство, гражданство рф, разрешение на работу
Короткий адрес: https://sciup.org/142232694
IDR: 142232694
Текст научной статьи Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные аспекты
В современных условиях вопросы миграции приобретают все более актуальное значение для развития Российской Федерации. Рассмотрение проблем, связанных с миграцией затрудняет неопределённость в понятийном аппарате. Так, в российском законодательстве не закреплен родовой правовой статус мигранта, на федеральном уровне не используется даже понятие «мигрант». Стоит отметить, что в литературе зачастую многие ученые ратуют за необходимость разработки «общего правового статуса мигранта» [1, с. 49]. Утверждается также что «Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях» [2, с. 15].
Специфика защиты и обеспечения прав иностранных граждан в РФ зависит от видов миграции, прежде всего, когда речь идёт о трудовой и вынужденной миграции. Как отмечено Н. Гладковым и Ю. Гефтером, «определенные проблемы в сфере труда в регулировании правового положения иностранных граждан на территории РФ состоит в том, что в праве России нет определения понятия трудящийся-мигрант» [3, с. 17].
Этнокультурные различия становятся фактором мобилизации и поддержания внутригрупповой идентичности, благодаря дискурсу о собственной исключительности и противопоставлению себя либо доминирующему большинству, либо этническим меньшинствам через отрицание их положительных свойств. Это объясняется потребностью обеих сторон в моральной компенсации переживаемого ими стресса от потери привычного социального окружения, статуса, условий жизни и т.д. Демонстрируемое каждой из групп чувство превосходства, причем неважно, на чем оно основано, приводит к конфликтному сценарию развития отношений. Ситуация разрешается либо мирным путем - представители большинства предпочитают покинуть район концентрация иммигрантов, либо открытой дискриминацией в отношении меньшинств, драками и погромами, избежать которых не удалось даже развитым демократиям [4].В этой связи особую актуальность приобретает противодействие дискриминации иностранных граждан [5, с. 60].
В миграционных потоках есть группы лиц, которые оказываются наиболее уязвимыми перед лицом проблем, сопряженных с участием в миграциях. В частности, это дети-мигранты, перед которыми с особой остротой встает вопрос адаптации, получения образования и социального обеспечения. Проблемы эти возрастают многократно, если родители этих детей - мигранты с неурегулированным статусом [6, с. 183].
При этом концептуальный документ в сфере миграции существует лишь на федеральном уровне [7].В настоящее время обсуждается вопрос о необходимости интегрирования и адаптации мигрантов, однако какой будет результат интеграции, какой должен быть интегрированный эмигрант, такого рода вопросы остаются открытыми.
Проблема на сегодня фактически состоит в том, что недостаточно развита социальная инфраструктура субъектов РФ для того, что бы принять и интегрировать большее количество иностранных граждан, недостаточно и происходит конкуренция между внутренними эмигрантами стран из России внутримиграционно притягательных регионов, между жителями этих субъектов и внешними эмигрантами.
Вопросы эмиграции должны рассматриваться исходя из парадигмы соблюдения прав иностранных граждан, потому что эта парадигма поможет нам интегрировать эмигрантов в правовое поле. Когда человек из другой страны сможет на должном уровне реализовать свои социально-экономические права и гражданские в том объеме, в котором позволяет его статус, не прибегая к помощи других структур, посредников и т.д. когда он сможет получать официальную зарплату, откладывать на пенсию, пользоваться электронными госуслугами, устроить ребёнка в детский сад, в школу.

Равной правосубъектностью обладают и иностранные граждане и российские. Максимально регулировать такую сферу как рынок труда вообще невозможно, это было бы предельно плановая экономика и плюсы не очевидны. Мы с проблемой регулирования уже столкнулись и пришли к тому, что она не эффективна. Речь идёт о квотах на привлечение рабочей силы. Там как раз прописывается, кого привлекать, сколько, в какой регион и т.д. Это не вполне эффективная модель, которая теперь не применяется и заменена на патенты. Для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, взамен квот введены патенты. Установлено, что патент – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.
При этом мы боимся миграции и хотим её контролировать. Это большая ошибка, потому что сейчас мировой тренд строится на привлечении людей в свои страны. Естественно здесь стоит помнить о специфике вынужденной миграции в развитые страны.
Зачастую неудовлетворительно обеспечивается право иностранных граждан на безопасный труд. Проблемы обеспечения и защиты прав иностранных граждан лежат не столько в законодательстве, сколько в правоприменительной практике. Поэтому защитить трудовые права иностранного гражданина, который был трудоустроен без трудового договора практически невозможно. Это огромная проблема, которая решается, возможно, только в суде, с большими издержками. Так же и иные государственные институты на эти заявления реагировать не будут, если нет трудового договора. Соответственно возникает замкнутый круг: работодатель не выполнил свои функции, но его невозможно наказать за нелегальное трудоустройство, не наказав иностранного гражданина. Его же наказать можно, только выдворив за пределы РФ. Соответственно исключаются свидетельские показания в отношении работодателя.
Мигрант интегрирован тогда, когда он идёт и пользуется инструментами, принятыми в нашем обществе, для того чтобы защитить свои права. Если он вынужден искать посредничество, то он не интегрируется в российское общество, соответственно создаётся угроза формирования правового «гетто».
К проблемам обеспечения и защиты прав иностранных граждан привлечено внимание региональных властей. Так в ходе обсуждения на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения миграционного законодательства и борьбы с правонарушениями в сфере миграционных правоотношений, отмечено, что в Санкт-Петербурге до настоящего времени не созданы необходимые условия для соблюдения трудовых прав мигрантов и их обустройства. В первую очередь, речь идет о работодателях, не обеспечивающих требования законодательства об оплате и охране труда трудовых мигрантов, их надлежащему оформлению на работу. Ослаблена работа контролирующих органов. В этих условиях на местах трудовой деятельности мигрантов возникают «напряженности», потенциально чреватые конфликтами.
Подчеркнута необходимость комплексной работы на данном направлении, основанной на постоянном анализе очагов миграционной напряженности. На базе прокуратуры Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга решено сформировать, в порядке пилотного проекта, единый реестр мест массового проживания, учебы и работы иностранных граждан, деятельности организаций, оказывающих посреднические услуги. Признана целесообразность продолжения еженедельных выездов для проверок расселенных и аварийных домов на предмет проживания в них нелегальных мигрантов, в части правоохранительных органов – необходимость активизации оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление организаторов нелегальной миграции, а также в отношении юридических лиц, оказывающих незаконные посреднические услуги.
Деятельность ФМС России до передачи ее полномочий и штата в МВД в последние годы была направлена на обеспечение возможности использования миграционного потенциала в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Проводимая работа была направлена не только на организацию миграционного потока и контроль соблюдения иностранными гражданами установленных правил, но и на принятие мер по их социальной адаптации.
В целях содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктив- ного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом проводились встречи с руководителями и представителями общественных некоммерческих организаций, сформированных по этническому принципу и принципу национально-культурных автономий, а также с лидерами национальных диаспор.
На встречах обсуждались и прорабатывались вопросы об организации диаспорами мероприятий по разъяснению в среде трудовых мигрантов порядка оформления разрешительных документов, а также о необходимости усиления роли диаспор в работе по выявлению иностранных граждан, своевременно не выехавших из Российской Федерации и одновременно не урегулировавших свой дальнейший статус, позволяющий законно пребывать в Российской Федерации.
Специалисты учреждений социального обслуживания отмечают, что семьи иностранных граждан чаще всего обращаются в социальные службы со следующими проблемами[8, с. 7]:
-
- низкая правовая грамотность, недостаточное знание законодательства РФ, в том числе в сфере миграции;
-
- отсутствие юридически значимых документов, таких как разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство РФ, разрешение на работу;
-
- трудности при постановке на миграционный учет;
-
- необходимость и трудности периодического подтверждения социально-правового статуса, продления миграционного учета и разрешительных документов;
-
- отсутствие регистрации по месту проживания или пребывания;
-
- неисполнительность в предоставлении документов, подтверждающих личность и законное пребывание на территории Санкт-Петербурга;
-
- отсутствие полиса обязательного или добровольного медицинского страхования и связанные с этим трудности при обращении в медицинские организации за помощью.
При высоком уровне нарушений прав иностранных граждан они редко обращаются за защитой в органы государственной власти, в том числе и к уполномоченным по правам человека. Эту тенденцию можно проследить по обращениям к уполномоченным по правам человека, при анализе данных об обращениях иностранных граждан в органы прокуратуры, полицию, суды. Зачастую государственные институты воспринимаются мигрантами как репрессивные структуры, а не источники обеспечения и защиты прав человека. В этой связи необходимо развивать сотрудничество с рядом НКО, специализирующихся на защите прав мигрантов.
В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств - участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
В 2015 году защиту трудовых прав иностранных граждан затрудняли схемы трудоустройства с участием аутсортинговых и аутстафиноговых фирм. С 1 января 2016 года заемный труд в России запрещен, что позволяет надеяться на улучшение ситуации.
Реализация иностранными гражданами социальных прав в целом затруднена тем, что предусматривается предоставление услуг социальных, только лицам имеющим, либо временную, либо постоянную регистрацию.
Вызывает нарекания и ситуация, связанная с несовершенством информирования иностранных граждан о закрытии им процедуры въезда в РФ.
Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед мигрантами, — это проблема жилья, неудовлетворительных жилищных условий. Поиск жилья мигрантами из Центральной Азии осложняется негативными стереотипами, которые существуют у российских наймода-

телей жилья об этих мигрантах. При выборе жильца наймодатели предпочитают смотреть на гражданство или национальность мигранта, нежели на его личные качества, степень образованности или социальный статус. Абсолютное большинство наймодателей жилья отказывают мигрантам в постановке их на миграционный учет по месту реального пребывания. Значительная часть иностранных граждан живет на объектах, где осуществляет трудовую деятельность в антисанитарных условиях.
Таким образом, в сфере интеграции, адаптации и защиты прав иностранных граждан необходимо:
-
˗ разработка мер социальной поддержки мигрантов, проведение информационноправовой работы с ними;
-
˗ создание рабочих межведомственных групп и площадок по проблемам миграции;
-
˗ принятие соглашений о сотрудничестве в сфере адаптации иностранных граждан, защите их прав;
-
˗ содействие в обеспечении социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан/рабочих в городе;
-
˗ проведение совместных приемов иностранных граждан;
-
˗ создание необходимых условий для адаптации мигрантов к порядкам и правилам, установленным в принимающих регионах.
Необходимы экономические рычаги, позволяющие сделать невыгодным использование дешевого незаконного труда.
Список литературы Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные аспекты
- Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия / Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: сб. ст. / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2004.
- Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права / Журнал российского права. 2007. № 11. С. 13-19.
- EDN: OOACIB
- Родионов Д.Г. Формирование системы показателей для оценки уровня жизни населения / Д.Г. Родионов, В.А. Дегтерева / Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. СПб. 2008. Т. 2.№ 54. С. 15-18.
- EDN: KGXGLD
- Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск третий. Ольга Вендина. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация? / общ. ред. Ж. Зайончковской. М., 2005.
- Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по противодействию дискриминации иностранных граждан в России / Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 60-65.
- EDN: VRVDKH
- Мельничук Ю.А., Матросова А. Трудовая книжка: история, политика работы и зарубежный опыт / Новое поколение. 2014. № 7. С. 183-188.
- EDN: RRRSCA
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http:/www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.
- Практика работы с семьями, имеющими в своем составе иностранных граждан: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга / Социальное обслуживание семей и детей: науч.-метод. сб. / под ред. Ю.Ю. Ивашкиной, О.В. Костейчука, С.П. Павлова. СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2014. С. 4-12.