Обеспечение принципа неприкосновенности личности при задержании лица в рамках проведения экстрадиционных мероприятий

Автор: Серопол Д.И.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 2 (78), 2023 года.

Бесплатный доступ

Автором проводится исследование реализации принципа неприкосновенности личности при проведении экстрадиционных мероприятий. Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе означает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Однако, на практике возникают проблемы, связанные с задержанием лиц иностранных государств, находящееся в международном розыске, в целях экстрадиции. Существует проблема определения правового статуса задерживаемых иностранных лиц, в связи с чем имеются проблемы принципа неприкосновенности личности, предложены пути их решения.

Еще

Экстрадиция, принцип неприкосновенности личности, задержание лица

Короткий адрес: https://sciup.org/140297441

IDR: 140297441

Текст научной статьи Обеспечение принципа неприкосновенности личности при задержании лица в рамках проведения экстрадиционных мероприятий

Выдача лица иностранному государству (экстрадиция) - является одной из самых проблемных уголовно-правовых категорий. Она является одним из способов межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что преступники, совершившие общественно-опасное деяние, стараясь избежать правосудия той страны, уголовно-правовые нормы которой они преступили, скрываются на территории других государств. Не исключением представляется и Российская Федерация. Лишь за прошедший 2021 год Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено свыше 1600 запросов о выдаче иностранным государств лиц, граждан этих стран [1]. Не смотря на достаточно частое поступление запросов о выдаче лиц иностранных государств, в российском уголовном праве существуют проблемы, которые выражены в недостаточно четкой правовой регламентации института экстрадиции, что безусловно может повлечь существенное нарушение прав граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, провозглашенного многими источниками международного права.

Лицо иностранного государства, находящееся в международном розыске, в целях экстрадиции может быть задержано сотрудниками правоохранительных органов на территории Российской Федерации. Прежде всего возникает вопрос в том, каким статусом обладает задерживаемое лицо, какими правами оно обладает [2].

В соответствии с Указанием Генпрокуратуры России от 05.03.2018 N 116/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора» [3] протокол задержания иностранного лица, подлежащего выдаче, должен составляться в соответствии со ст. 92 УПК РФ с отметкой о разъяснении ему его прав [4]. Возникает вопрос о том, каким статусом обладает задерживаемое лицо и какие права ему принадлежат. К сожалению, в этой части уголовно-процессуальное законодательство имеет пробелы. Так, настоящим уголовно-процессуальным законом вовсе не регламентируется задержание иностранного лица, которое находится в международном розыске. На наш взгляд, ясность в данный вопрос может внести дополнение оснований задержания в порядке ст. 91 УПК РФ следующего содержания - «когда лицо находится в международном розыске». Также стоит отметить, что ряд авторов также высказывается о необходимости отдельного закрепления в гл. 54 УПК РФ правового статуса лица, задержанного или заключённого под стражу с целью обеспечения его возможной выдачи, определяя его тем самым как самостоятельного участника уголовно-процессуальных правоотношений.

Мы считаем, что лицо, задержанное в рамках проведения экстрадиционных мероприятий должно иметь право пользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 46 и 47 УПК РФ, принадлежащими подозреваемому и обвиняемому. Также такое лицо вправе знать сущность предъявленного ему обвинения, основания для его объявления в международный розыск, получать копии соответствующих процессуальных документов и осуществлять иные установленные законом права.

Порядок избрания меры пресечения настоящим уголовнопроцессуальным законодательством урегулирован ст. 108 УПК РФ. Однако, положения данной статьи не затрагивают правовое регулирование порядка избрания меры пресечения, связанной с лишением свободы, в отношении лиц, задержанных в соответствии с международными договорами Российской Федерации до поступления запросов компетентных органов иностранных государств об их выдаче для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора. Таким образом, действующим российским уголовно-процессуальным законодательством этот порядок должным образом не урегулирован, что влечёт за собой на практике случаи, когда заключение под стражу указанной категории лиц осуществляется прокурорами при отсутствии судебных решений иностранных государств об избрании данной меры пресечения. В соответствии со статьей 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

В условиях состояния современного законодательства, мы понимаем, что реализация принципа неприкосновенности личности задержанного лица иностранного государства, подлежащего выдаче, весьма затруднена, так ввиду отсутствия правовой регламентации повышен риск нарушения базовых прав этих лиц, провозглашенных значимыми источниками международного права.

Статья научная